Москва
Написать отзыв

Все отзывы о фильме

Fanny och Alexander (1982, Швеция, Франция, Германия), IMDb: 8.1

8.0
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Брашинский
Фото Михаил Брашинский
отзывы: 503
оценки: 77
рейтинг: 860
9

Сага семейства Экдаль, с их маленькими радостями и большими бедами, обедами, романами и смертями, увидена глазами маленьких Фанни (Алльвин) и Александра (Гуве), чьи восторг и тревогу 64-летний режиссер восстанавливает по памяти.

В том же 1982 году, когда Бергман снимал свой последний большой фильм, умер Фассбиндер — закончился пласт истории, великое европейское авторское кино. Конец более чем достойный: все коронные темы Бергмана — темы отца и родительства, стыда и протестантизма, театра и вампиризма человеческих отношений, а также посетившая его только дважды, в молодости и старости, тема плотской радости жизни — воплощены здесь с изумительной, воистину классической соразмерностью и глубиной. Как будто кино, перескочив через время, вернулось в XIX век, в один из своих источников — романную форму Диккенса, Стендаля и Толстого. Практически ко всем возможным эмоциям, которыми Бергман за три часа мастерски манипулирует, примешивается грусть от того, что больше таких романов уже никогда не напишут.

7
0
...
1 июля 2002
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото kinomedved.livejournal.com
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы: 945
оценки: 965
рейтинг: 149
1

В первую половину фильма я искренне готовился сказать постфактум кощунственную вещь: что «Фанни и Александр» – практически говно и уж во всяком случае никакой не Бергман. Но к концу, как это всегда бывает, я впечатлился громоздкой конструкцией и посчитал, что кино славное. Может, и не только громоздкостью. Правда, первый акт всё равно остался для меня унылым. Рождество, детство – я никогда не был в восторге от этих заезженных тем. Зато с третьего акта (когда появился епископ – самый интересный тутошний персонаж и прежде всего актер) начало нравиться. Потом нравилось всё больше, и теперь я тоже готов примкнуть к хору тех, для кого «Ф. и А.» навсегда останутся одной из самых запомнившихся сказок. То есть это, конечно, ведь сказка, как и романы Диккенса. И отдаленно хочется подумать, что это всё на любителя, однако стоит сделать над собой усилие и приобщиться – и ты сам становишься таким любителем.

1
0
...
15 февраля 2011
Фото Brunhilda
Фото Brunhilda
отзывы: 55
оценки: 109
рейтинг: 94
9

Вот это действительно КИНО. А все остальные аватары, титаники, уставшие под солнцем - просто мусор каждодневности

1
0
...
28 июля 2010
Фото Даша
Фото Даша
отзывы: 9
оценки: 209
рейтинг: 15
7

Это был первый фильм, который я увидела у Бергмана, и поэтому, возможно, мое профанное его толкование окажется слишком плоским.
Первое, что завораживает после 20 минут просмотра- это атмосфера, соглашусь с Михаилом Брашинским насчет романной формы...на протяжении всего фильма складывлось впечатление, что смотрю "Войну и Мир" Сергея Бондарчука.
3 дома. 3 пространства. 3 настроения...-Это художественные перемещения главных героев. Здесь и тема семьи, смерти, воспитания,материнства,истины, лжи...
Не скажу, что меня как-то особенно порадовал сюжет, но снято птрясающе..
После просмотра долго еще остается ощущение фильма.

1
0
...
8 июня 2009
Фото Дима Кравец
Фото Дима Кравец
отзывы: 7
оценки: 97
рейтинг: 9
9

Фильм, конечно, кризисный. Да вобщем весь поздний Бергман, он кризисный. И это тот случай, когда это хорошо.

И ещё это тот случай, когда нельзя верить словам Брашинского. Вернее - только этим.
Это не сага. Это Малхолланд-драйв высшего порядка.

Если нам час показывают один прекрасный диккенс-фильм, то лишь затем, чтобы создать мир, который потом рухнит. Ведь действительно, чтобы что-то разрушить, сначало это надо создать. А от того, что конец света наступил не для всех, а только для одной отдельной маленькой и беззащитной личности, делается лишь страшнее и удивительнее, как этого ужаса не видят другие герои фильма.

Когда заканчивается этот полноразмерный трёхчасовой суд, то самое удивительное это как раз титр "конец". Кажется, что такой фильм мог бы и 24 часа идти, и всю жизнь. Ты бы приходил-отходил, а он бы жил, дышал, болел и сам с собою бы спорил о Боге. Думаю, многим эти личные морально-божественные извечно бергмановские темы не очень важны. Благо в фильме, если очень захотеть, можно выбрать себе для раздумий какую-нибудь другую тему, к сердцу поближе. На тот самый гениальный "кризисный" киноязык полюбоваться можно. Правда - стоит ли? А вот попытаться вспомнить о своём личным, успешно забытым, Измаилом, может быть, стоит. Кстати, имя переводится как "Да услышит Бог".

1
0
...
26 декабря 2007