Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Спартак»

Spartacus (1960, США)
7.4
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Спартак (без перевода)

Смотреть трейлер

Легендарная история о восстании рабов

Легендарная история о восстании рабов под предводительством бесстрашного и могучего гладиатора Спартака.

Режиссеры фильма «Спартак»

Отзывы пользователей о фильме «Спартак»

Фото Юрий Артамонов
отзывы:
257
оценок:
331
рейтинг:
90
9

Классика исторического кино, да и всего кинематографа.Здесь есть всё:актё-
ры первой величины,величественные виды Рима и Римской империи. Многоплано-
вые батальные, удивительные по своей теплоте лирические сцены, захватываю-
щий сюжет,не всегда подлинно исторический, но это и необязательно.
Придёт время и кто-то отважится снять фильм ближе к исторической канве
тех событий.
Мне кажется изучать и научиться понимать кинематограф нужно именно с
таких лент.

2
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
510
7

Легендарная история легендарного режиссера о легендарной личности, знакомой каждому советскому школьнику очень близко. Его зовут Спартак (Кирк Дуглас), где он родился и вырос – не суть важно, важно то, что он попал в рабство, где постоянно проявлял свой неуправляемый характер, так что вскоре его приметил владелец школы гладиаторов. Кто-то скажет, не поздновато ли взялся учиться боевому делу не так уж юный Спартак, но все равно гладиаторы долго не живут. Да и разве назовешь это жизнью? Кормят помоями, лупят постоянно, да еще и продали девушку-служанку, в которую Спартак влюбился. Слово за слово, вспыхнул мятеж, все охранники перебиты, и взбудораженная толпа гладиаторов хлынула наружу. А там их как будто ждали – пламя полыхнуло жаркое. Народ собирался со всей Италии, дабы встать под знамена великого Спартака. И вот уже Рим не в шутку встревожен, отправляются полководцы, дабы сразиться с поднявшим голову рабом. Впрочем, там плетутся и свои интриги – многим хочется править империей, которая контролируется Сенатом. Один из самых зрелищных фильмов своего времени и до сих пор сохранил свою эпичность, героичность и дух.

Очень любимый в Советском Союзе фильм не только, и не столько, потому, что это – красивый фильм с кучей драк и размахом масштаба целой страны, но и потому, что он буквально насквозь пропитан левыми политическими идеями, которые просачиваются с экрана посредством различных диалогов. Демократы сталкиваются с олигархами и автократами, но каждый из них считает, что свобода рабам – это как-то чересчур на тот момент. Понятное дело, сердце зрителя не на их стороне. Где-то в этом моральном ущемлении должна просматриваться саркастическая реакция на позиции промаккартистски настроенного населения. То есть, совсем то, что нужно в качестве здоровой кинематографической пище советскому человеку, дабы тот убедился в силе социалистического строя и правильности выбранного пути партии. Эти аристократы – похотливые потные извращенцы, в банях друг дружка рассматривают. Тогда как рабы (читай, коммунисты) – умные, красивые, смелые парни от сохи!

Фильм же появился после того, как Кирк Дуглас купил права на экранизацию книги Говарда Фаста, которая так и называлась «Спартак». Причем купил права именно Дуглас, на собственные сбережения. Ему всегда были интересны сильные личности из социально острых историй. Плюс ко всему, он твердо верил в то, что сможет уговорить «United Artists» снять фильм. Правда, в ответ услышал твердое «нет». Дело в том, что в тот момент студия уже подготавливала фильм на эту тематику – «Гладиаторы» Мартина Ритта с Юлом Бриннером в главной роли. Авторы обоих картин попробовали объединить усилия, но не сошлись по многим моментам. Тогда Дуглас попробовал постучаться в другие студии, но все боялись тягаться с «United Artists». Кроме того была еще и проблема в том, что по контракту, при покупке прав на книгу, Фаст становился автором сценария будущего фильма. Он сразу приступил к адаптации книги, и Дуглас сразу понял, что сценарий получается дерьмовый – в нем не было нужного драматического запала, который был в самой книге. Так что Дуглас тайком нанял Далтона Трумбо. Тайком потому, что тот находился в черных списках за «антиамериканскую» деятельность.

Так или иначе, спасителем ситуации стали молодые продюсеры с «Universal Studio». Дело в том, что «Гладиаторы» должны были снимать в Европе, и Дуглас догадался, что они не начнут раньше лета, поэтому, если подсуетиться и снимать в Голливуде, то можно будет выпустить свой фильм раньше «United Artists». Начали набирать состав. В фильм очень просился Тони Кертис, но так как представить его в главной роли было сложно, придумали специального персонажа. Вообще у Дугласа была идея снимать британцев в роли аристократов, и американцев в роли рабов. Любимую женщину Спартака – Варинию – должна играть исключительно зарубежная актриса. А вот кто будет снимать картину – снова начались дрязги. Студия настояла на персоне Энтони Манна, что не нравилось Дугласу, но он смирился. Первые три недели съемки шли вполне спокойно, но когда дошли до сцен в школе гладиаторов, Манн начал терять контроль над фильмом, и за его спиной все время стоял Питер Устинов. Дуглас воспользовался своим правом сменить режиссера.

И только в этот момент на сцене появляется молодой талант, уже заявивший о себе «Путями славы», Стэнли Кубрик, на кандидатуре которого Дуглас настаивал с самого начала и студия, все-таки, согласилась на слегка рискованный шаг. Ибо время шло, зарплаты платились, а фильм не двигался никуда. Кубрик согласился довольно быстро, ибо сидел все это время без дела. Причем он поехал на съемочную площадку, не имея ни малейшего представления, что он будет там снимать. Режиссер за выходные прочитал сценарий и в понедельник был уже готов приступить к работе. Подобная ситуация оказалась своего рода постоянным явлением во время съемок. Трумбо постоянно что-то менял в сценарии, поэтому Кубрик иногда даже не знал, что он будет снимать на следующий день. Кроме того, Кубрик не пользовался авторитетом у более взрослых членов съемочной группы. То есть съемки довольно быстро обернулись разочарованием.

Впрочем, режиссер смог обернуть все себе на пользу. Он научился импровизировать, экспериментировать на сцене, аккуратно управляя настроением и эмоциями актеров, вместо того, чтобы жестко все контролировать и следовать букве сценария. К примеру, он включал музыку или сам напевал, чтобы передать актерам нужное настроение, которое они должны показать зрителю в той или иной сцене. Снимали все на студиях «Universal», несколько натурных сцен были сняты в Долине Смерти. И несколько были сняты на море и в Испании. Уложились в полгода. Монтировали отснятое снова все вместе, что стало поводом для очередной порции ругани. Результат получился не очень хорошим, но Дугласу удалось выпросить дополнительный бюджет на корректировку, и Кубрик отправился снимать дополнительные натурные съемки.

К дате премьеры фильма в обществе уже поползли слухи о том, что это коммунистический фильм, снятый по книге, написанной коммунистом, и сценарию, который создал коммунист (хорошо еще никто не знал, что там снимался еще и актер из «антикоммунистического» «черного списка»). Ситуация накалялась, но выручил Джон Кеннеди, который сходил на фильм в кино и отозвался о работе в положительных интонациях. Конечно, несколько сцен пришлось вырезать из фильма, но вы их обязательно заметите, так как в 1991 году их вставили обратно, однако оригинальный звук был утерян, поэтому озвучивали эти удаленные сцены годы спустя, что сильно заметно.

Несмотря на то, что фильм был одним из наименее «кубриковских», в силу особенностей условий работы режиссера, в нем есть несколько замечательных приемов. Кубрик одинаково здорово снимает масштабную сцену разворачивания римских войск и камерную, клаустрофобную сцену с ожидающими своего выхода гладиаторами. Опять же, несмотря на то, что картина снята в цветной пленке, наследие нуара и любви к экспрессионизму все еще чувствуется – то освещение в ночном лагере Спартака, то падающие тени от решеток. В остальном же, конечно, ради «кубриковских» приемов и фирменных трюков стоит смотреть другие работы.

В принципе, фильм получился действительно легендарный и эпичный, хотя в фильмографии режиссера Кубрика выглядит слегка необычно, при всей его разношерстности стилистики, жанров и тематики. При этом создается впечатление, что сам персонаж Спартака, несмотря на то, что чаще всех появляется на экране – не главное действующее лицо истории. Гораздо интересней наблюдать за интригами сенаторов и политическими убеждениями, стоящих за ними. В фильме вообще очень много сложных персонажей, да и снят он очень качественно. Темп держится на протяжении всей долгой продолжительности картины. История интересная, где нужно сентиментальная, а где нужно – жесткая. Однако очевидно, что сам Кубрик не чувствовал себя в своем кресле, когда работал над этим фильмом.

1
Фото Никита Юнев
отзывы:
6
оценок:
6
рейтинг:
5
9

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ НА http://rassssvet.ru/kino/spartak/

Фильм «Спартак» стал для меня своеобразным открытием. До этого был знаком с личностью Спартака только по книжке Рафаэлло Джованьоли, ) и благодаря, весьма скромным упоминаниям моего школьного учителя по истории России. Открытием стал потому, что сильнейшим образом интересовало творчество Стэнли Кубрика. А именно он и выступал режиссером этой длинной киноленты. Режиссер Стэнли Кубрик хорош тем, что снимает весьма неоднозначные картины по смыслу, а самое главное, не ведется на поводу у всяких людей, вроде тех, что финансируют производство фильмов. Снимает, так как хочет, а не так как сказали - и это важно. К сожалению, со Спартаком так не вышло, но вышло все же неплохо, несмотря на то, что сам Кубрик окрестил сценарий «глупым морализаторством».

Окрестил, но снял. И снял вместе с Кирком Дугласом, который играет Спартака. (Еще бы он играл не Спартака, выступая продюсером фильма.) Более того, Кирк позвал всех своих именитых друзей, на второстепенные роли, от чего фильм, естественно, стал только лучше.

Кирк Дуглас играет Спартака – и это бесподобно. Нет каких-то чудовищных, героических кривляний, вроде тех, что свойственны актерам нашего десятилетия. Он не брызжет слезами и соплями, когда теряет товарищей в бою и даже! ДАЖЕ! Картинно не вопит, устремив свою рабскую глотку, к голубому небу солнечного Неаполя. Моё мнение – это лучший вариант того, как можно изобразить вождя восставших людей – простого, в тоже время сильного, властного, но справедливого.


Естественно вождь, не обошелся без вождихи. Спутницу подобрали, действительного достойную. Ее играет Джин Симмонс. Героиню зовут Вариния.

Вариния и Спартак, внезапно, любят друг друга. И любят не так, как все в их время – по животному, а по-человечески. (У нас, сейчас, через 90 веков – наоборот за редким исключением).

Их любовь, начинается с того, что Спартак отказывается насиловать её, как это полагается в школе гладиаторов, после успешного дня сечи и резкого фитнесса (рубить дешевых, в то время, афро-негров и бегать от стрел). Влюбившийся Спартак, просто, садится рядом на скамейке, не смутившись положения и того, что о нем подумают (это бывает полезно, если вы здравомыслящий человек). Вариния, по привычке оголяется – он отказывается от животных утех. По загоревшимся глазам Спартака, очевидна любовь с первого взгляда. Вариния все понимает, и зачехляет все прелести обратно, кротко улыбаясь, словно несорванный, весенний цветок. Пожар страсти накаляет экран и сердца зрителей! Игра двух актеров бесподобна.

Недурно выступил взбесившийся, зажравшийся Марк Лициний Красс, который, однако, был талантливым полководцем римских легионов и хитрым политиканом. В фильме, он как на ладони (за это я и люблю кинематограф). И все его злостные выходки, по ходу дела, направлены либо на умерщвление и унижение Спартака, либо на услаждение своих амбиций, огромных, как в то время, Рим. Его играет Лоуренс Оливье (Не путать фамилию с салатом, она, кстати, также распространена во Франции, как и наша Иванов.

Там, каждый, уж если не второй, так третий – салат). Выяснилось, что Марк Лициний не дурак до женщин (это важно, так как в то время многие патриции не гнушались молодыми пацанами). И конечно! По воле случая, точнее таланта сценариста, ему приглянулась – Вариния. Но Вариния – не дура 21-ого века – она верна своему Спартаку. И поэтому, когда злобный Красс, отловил бедную возлюбленную Спартака, и стал ее всячески умасливать (буквально мазать маслом), вешать на нее всякое, золотое барахло весом в 25 кило, она взяла и послала его, сказав, что Спартак, не такое хамло и хитрая гадюка. Да и вообще, заявила, что Красс, боится Спартака, на что тот, покраснел, как первоклассница, и убежал в свои покои, прятаться за античный гобелен.

На протяжении всего фильма, не устаешь удивляться, как сняли такое, в то время (1960 год). Грандиозность съемок с массовкой поражает воображение. Все битвы сняты, как-будто в реальности. Громадное количество людей собрали. И в тоже время, на заднем фоне не маячат статисты в кроссовках, с телефонами и лимонадом – все снято четко, и невольно проникаешься духом битвы. Хочется схватить канцелярский нож и бросится в бой за Спартаком и за свободу! Кстати! Тема свободы, четко раскрыта всеми монологами Спартака. Он естественно, постоянно выступал перед рабским народом и те за ним шли. И шли они не только за ним, но и за свободой, которою он олицетворял. Кадр, где римские легионеры грозят восставшим, но плененным рабам, казнью, если они не выдадут из своей толпы Спартака, а те в свою очередь один за другим поднимаются и говорят «Я Спартак!» – достоин всех наград и слез радости и людского счастья. Спартак, кстати, и сам был рад. Что так удачно вышло.

Напоследок скажу одно – смотреть нужно обязательно. Конечно, исторической правоты мало. Имена, да и только. У Джованьоли одно, у Кубрика второе, у Говарда Фаста вообще третье. Но сама история. История человека, отдавшего жизнь, чтобы быть свободным, и сделать свободным остальных – достойна вашего времени на все 100 процентов.

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ НА http://rassssvet.ru/kino/spartak/

1
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Пеплум, бля. Конечно, снял сей пеплум Кубрик, который вообще-то никогда (и даже здесь) не давал повода упрекать себя в конъюнктуре. И пеплум как таковой – это же не есть заведомая хуйня, хотя авторский пеплум или артхаус-пеплум трудно себе и вообразить. С другой стороны, и в артхаусе случается та еще хуйня, так что дело не в этом (в чём? а о чём это я? ну, в общем, сорри: дело, будем считать не в чём бы то ни было, – начнем сначала). Я не смотрел «Бен Гура» и не помню «Клеопатру», но вот вопрос: а превосходит ли «Спартак» их хоть в чём-либо (ведь это сам Кубрик, а не то что там даже и Ридли Скотт какой-нибудь)? В смысле, «Спартак» – образцовый эпический блокбастер, насчет которых был бум в Америке в конце 50-х (пока кто-то там серьезно не навернулся, не провалился, чуть ли не та же «Клеопатра», кажется, да?). Но отчего-то на действительно прекрасного актера Кирка Дугласа занятнее было смотреть все-таки в «Тропах славы». Отчего-то временами было ощущенье, что ты – зритель – не в теме, и тебе вполне могут навесить клюквы, голливудщины (пусть и прекрасное ощущенье «я смотрю Истинно Большое Кино» в эти минуты тоже никуда не терялось). В общем, хороший, конечно, фильм (а существуют ли в природе плохие пеплумы? истинно большие и высокобюджетные? ну вот, я опять, тьфу…). Закончу лучше пассажем совсем ни к селу ни к городу, а то так язык и до Рима доведет: главный злодей здесь напоминает Кадочникова. А персонаж Тони Кертиса мне почему-то напомнил в свою очередь персонажа Кадочникова из «Ивана Грозного». Ну и еще раз – фильм хороший.

1
Фото Кирилл Муравский
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
7

“Спартак” Кубрика - это очень длинное кино, которое, не смотря на обилие в нем сцен сомнительной ценности(в общей сложности, придется примерно час смотреть на то, как люди одетые в разноцветные одеяла скачут на лошадях в разные стороны), мотивирует зрителя продержаться до конца своим масштабом и детальностью. Кубрик снимал по роману Говарда Фаста, который, в стилистических целях, выкинул Историю из окна и немного подправил жизнь самого известного борца за права пролетариата. Для кино такой подход даже лучше: это драма и дополнительные детали только усиливают чувство напряжения и эпичности от всего того, что происходит на экране.

Кирк Дуглас, похожий на универсального солдата Дольфа Лундгрена, освобождает рабов, рубит римлян и крутит роман с Джин Симмонс(Вариния), попутно заключая сделки с турецкими пиратами, произнося мотивирующие речи и становясь врагом Сената номер один. И хотя это история одного человека, здесь все делится на три сюжетные ветки. Первые две - это собственно само восстание, и то какие политические изменения оно вызывает в Риме. А третяя - это личная жизнь Спартака; его отношения с Варинией, которые, кажется, являются одной из главных мотиваций героя. Все три замешаны таким образом, что порядок, в котором они сменяют друг друга на экране практически не меняется, что устанавливает темп(все же довольно медленный) для всей картины. По замыслу режиссера фильм надо смотреть в два подхода: примерно на середине все обрывается синим экраном “intermission”. Это логично, учитывая трехчасовую продожительность происходящего, но при таком медленном течении событий довольно сложно заставить себя вернуться ко второй части. Здесь начинают работать великолепная игра актеров и, как ни странно, тот факт, что события происходящие в Риме являются самым интересным из всех трех сюжетных ответвлений: уже на фоне песонажа Чарльза Лоутона(Гракх) все махания мечом и купания голышом смотрятся, как творчество известного режиссера Н.Михалкова на фоне кино С.Кубрика - смешно. И абсолютно понятно, что они являются необходимыми частями мозаики истории Спартака, просто здесь превосходство одного над другим очевидно до частой потери внимания и постоянного желания промотать всех этих кричащих плохо одетых мужчин к чертовой матери.

0

Галерея