Фильм

Фильм Обыкновенное чудо

1978, СССР, Россия, IMDb: 8.1

8.1
8.1
1/27

Экранизация пьесы Евгения Шварца

Волшебник превращает медведя в юношу, который влюбляется в принцессу. Но если она его поцелует, он снова превратится в зверя...

СтранаСССР, Россия
РежиссерМарк Захаров
Продолжительность2 часа 17 минут
Дата выхода1 января 1978
Дата выхода в России1 января 1978
Возрастное ограничение0+
Марк Захаров известен в первую очередь как театральный режиссер и руководитель легендарного «Ленкома» и во вторую — как режиссер кино. В 1955 году окончил актерский факультет ГИТИСа, в 1960-е служил в Театре им. Гоголя, в Театре миниатюр и Театре сатиры. В 1973-м становится главным режиссером Театра им. Ленинского комсомола, на сцене которого ставит первые советские рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1976) и «Юнона и Авось» (1981). В 1970-е и 1980-е годы много работает в кино, снимает фантастические притчи по Евгению Шварцу и Григорию Горину: «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Убить дракона». В кадре — золотой состав ленкомовской труппы: Александр Абдулов, Евгений Леонов, Олег Янковский, Инна Чурикова, Николай Караченцов. Марк Захаров — народный артист СССР и лауреат около сотни орденов и премий. Кроме того, «Ленком» под его руководством всегда оставался одним из самых популярных театров Москвы: здесь шли самые обсуждаемые спектакли Константина Богомолова, играли свои лучшие роли Александр Збруев и Дмитрий Певцов, и сам Марк Анатольевич ставил не очередную вариацию условного «Дяди Вани», а тексты таких авторов, как, например, Венедикт Ерофеев и Владимир Сорокин.
9

Когда я первый раз посмотрела 8 1/2 Феллини, я ничего не поняла... Т.е. ВООБЩЕ. Конечно, я была молода, и вообще, это фильм для мужчин. А пару лет спустя в одном интервью Ролан Быков, которого я очень уважаю, сказал ровно то же самое: я посмотрел этот фильм и ничего не понял. Но потом я посмотрел его еще раз и подумал: боже мой! Какой же я дурак! Ведь все просто - это фильм о любви мужчины к матери! Но иногда для того, чтобы выразить и донести даже очень простую мысль, нужно создать такую безумную фантасмагорию... это уже я подумала. Именно в этом зачастую скрывается смысл творчества...
И вот уже совсем недавно я вдруг мысленно вернулась к уже другому фильму - "Обыкновенное чудо". Он мне очень нравится, но меня всегда ставила в тупик метафора с человеком-медведем. Зачем было так запутывать: мол, он ее поцелует и превратится в медведя... а ведь на этом и строится весь сюжет. И вдруг, как и Ролан Быков, и миллионы людей до меня, я воскликнула (тоже мысленно): боже мой! Как же все просто! Ведь есть принцесса, чудесная девушка, влюбленная в молодого человека. Молодой человек тоже в нее влюблен, но, как часто бывает, не совсем безоговорочно. А поскольку он еще и хорошо относится к ней в общечеловеческом аспекте (ведь она действительно очень хорошая, добрая и светлая), он не хочет ее обижать. Ведь если он ее поцелует, а потом окажется, что его чувство к ней не так сильно, как ее чувство к нему, он станет ее медведем - т.е. в какой-то момент он ее убьет. Фигурально, разумеется... но вряд ли принцессе от этого будет легче. Поэтому он сбежал... и как раз об этом повествует краткий диалог Медведя и Волшебника: "А что ты сделал ради любви к девушке?" - "Я отказался от нее." Лучше и не скажешь. И, в принципе, если бы в тот момент он был способен рассуждать логически, он бы понял, что любит ее. Потому что если ты ставишь интересы другого человека выше собственных, отказываясь от чего-то столь тебе необходимого, наступая себе на сердце, обрекая себя на боль, значит, ты его любишь.
И вот он садится на коня и мчится прочь. Он не хочет становится медведем, т.е. не хочет причинять зло. Но на то это и сказка, чтобы в ней обязательно был добрый Волшебник, который наколдует так, что все дороги, которыми бы ни шел герой, все равно рано или поздно привели бы его обратно к принцессе. И он все-таки поцеловал бы ее... Как можно не поцеловать влюбленную в тебя принцессу, которая за время разлуки почти что умерла (и отнюдь не фигурально)?? И тут тоже все очень просто: конечно, всегда есть риск, что ты поцелуешь кого-то, а потом вдруг окажется, что это не любовь. Но если это любовь, получается, что ты упустил свой шанс на единственное настоящее счастье в этой жизни и, более того, лишил этого шанса другого человека. И понятно, что НАДО рисковать. НЕВОЗМОЖНО не рискнуть. И Волшебник это понимает... понимает, что это как раз и будет то самое якобы обыкновенное чудо. Даже если он сам, бессмертный Волшебник, до последнего момента не может быть полностью уверен, что оно произойдет...

12 ноября 2010
9

Разве удивительно, что все зрители, посмотревшие молодого и бойкого Вечернего Урганта, по данным пиплметров, все как один выключили телевизоры, если бы узнали, что далее их в программе ждет заслуженный ветеран с сорокалетним стажем на телевидении? А фильм "Обыкновенное чудо" именно таков. Каждый план – как граненный стакан: не помню, где и когда, но я его точно видел. Видели? – не вопрос. Но уделяли ли внимание? Подумайте о красивой девушке, которую вы хоть раз приглашали на ночь. И попробуйте пригласить – ночью, в свой дом – актерский ансамбль красивых людей, пусть они ненавязчиво расскажут вам свои истории! Ночью, по крайней мере, вы никуда не бежите и сможете поймать волну 70-х: не столько медленную и застойную, сколько кроткую и очень личную. С большими личностями лучше проводить кроткие ночи, чем суетливые дни.

22 октября 2017
9

Ещё один "учебный" фильм (в том смысле, что по нему можно и нужно учиться жить).
Говорят, что это фильм о любви... об "обыкновенном чуде"... Наверное этот фильм, прежде всего, о творчестве. О том великом ремесле, которое превращает обыкновенного человека в творца, в Волшебника:

"Из миража, из ничего, из сумасбродства моего
вдруг возникает чей-то лик, и обретает свет и звук,
и плоть, и страсть..."

Да. Творчеством Волшебника двигает любовь - она "пружина" всего:
-- Мне захотелось с тобой поговорить о любви. Но я - волшебник... Помнишь, ты говорила? Помнишь? ... Вот я и взял, собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала.

Но это - любовь творца. Мучительная и возвышенная, как сам акт творения.
Этот фильм, как наверное ни один другой, раскрывает суть творчества, его скрытую механику, его торжество и боль, его магию и мистику...
Вспомните, как в самом начале фильма, Волшебник, обнимая жену, видит в стекле смутные силуэты будущих персонажей сказки... Они ещё далеко, они ещё не появились... он ещё не создал их.
А чего стоит сцена знакомства Медведя с Принцессой, "проигранная" Волшебником в фантастическом, условном пространстве - за несколько минут до того как это произошло в действительности?
Это предчувствие, возведённое силой Волшебника в роковую предопределённость сюжета. И он сам оказывается в западне этой предопределённости:

-- Но я уже успел привыкнуть к ним... Не зачёркивать же... не слова - люди. Я даже стал позволять им иногда спорить с собой, и не слушаться.

Об этом картине можно писать бесконечно. Такое впечатление, что каждый кадр, каждое слово, каждый жест и интонация в этом фильме выверены с фантастической точностью. Глубина и многогранность просто поразительны, и при каждом новом просмотре открывается что-то новое, за которым угадывается ещё и ещё... Можно выучить этот фильм наизусть. Но исчерпать - вряд ли возможно.
Да и всё написанное будет не более чем банальными комментариями к гениальному произведению искусства... в этих комментариях вряд ли нуждающемуся.
Зачем же писать? Наверное просто, чтобы поговорить о любви...

И всё-таки фильм получился о любви. Но любовь Принцессы и Медведя - лишь самый первый и очевидный, сюжетный план. За ним скрывается другой, более глубокий - тема любви Волшебника и Хозяйки. Любви, которая только и делает Волшебника - волшебником:
- Но я же волшебник... помнишь, ТЫ говорила?..

17 марта 2011
9

Вообще-то это не кино.
Это телеспектакль.
Это самый лучший телеспектакль!
Он даже лучше чем кино.


6 сентября 2008
9

Очень глубоко. Очень интересно. Очень вдумчиво. Очень философски. Очень сыграно. Всё просто очень. Хотя в детстве я даже боялся этого фильма) Стоит посмотреть... особенно полезно для людей с современным взглядом на жизнь.

Как уже не раз говорилось и полось: "Who wants to live forever!?"

21 февраля 2008
Все отзывы
Читайте также
Фильмы для всей семьи
Фильмы для всей семьи
Фильмы для всей семьи
Лучшие советские фильмы
Лучшие советские фильмы
Лучшие советские фильмы
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Хобби на все лето: книги, которые вдохновят попробовать что-то новое
Хобби на все лето: книги, которые вдохновят попробовать что-то новое
Хобби на все лето: книги, которые вдохновят попробовать что-то новое
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость