Фильм

Фильм Весна

1947, СССР, Россия, IMDb: 7.1

6.9
7.1
© киностудия «Мосфильм»
1/15

Романтическая комедия Григория Александрова

Актрису театра Веру Шатрову приглашают сниматься в кино на роль Ирины Никитиной, крупного ученого. Встретившись в жизни, обе героини из-за внешнего сходства постоянно попадают в курьезные ситуации.

СтранаСССР, Россия
Продолжительность1 час 44 минуты
Дата выхода1 июля 1947
Дата выхода в России1 июля 1947
Возрастное ограничение0+

Рецензия «Афиши» на фильм «Весна»

9

Ученая Никитина (Орлова) приручает солнечную энергию. Кинорежиссер Громов (Чер­касов) собирается снимать о ней фильм. Опереточная артистка Шатрова (Орлова) слишком похожа на Никитину, чтобы не соблазнить режиссера взять ее на главную роль и не вызвать полную путаницу на киностудии и в Институте Солнца.

Задолго до «Персоны» Бергмана не менее радикальный Александров использует сюжет о двух женщинах, меняющихся местами, чтобы прокомментировать природу киноиллюзии. Превосходство его подхода в том, что это комедия. Ученая вынуждает погрязшего в советских штампах режиссера снять чисто голливудский фильм, а он заставляет ее измениться, превращая из штампа в живую женщину. Но в сталинской Москве Александрова не может быть ничего живого: Москва, в которой делает свое кино Громов, всего лишь декорация, чья картонная изнанка обнажается сразу вслед за парадным фасадом. Зеркальные парадоксы иллюзии, включающие в себя двух Гоголей, Льва Маргаритовича и гримирование Никитиной под Никитину, кульминируют, когда две Любови Орловы просто растворяются друг в друге, полностью исчезая с полиэкрана, — миф, доведенный до совершенства, самоаннигилируется. Когда режиссер вконец запутается в собственном замысле, Никитина предложит ему снять фильм о том, что с ними произошло. Но и этого сделать ему не придется — некий другой режиссер скомандует: «Кончили!» — и окажется, что и этот фильм уже снят; мы его только что видели.

1 января 2001
10

Музыкальная комедия "Весна" - это сатирический точный портрет советско-имперской наместнической знати, выдумывавшей себе пафосные статусы для сокрытия своего невежества и ничтожества. А также острая сатира на культы диктаторов-организаторов с их псевдонаучными шоу-мистификациями. Образ ученой дамы, в которую легко перевоплощается блондинка из варьете - это великолепная пародия на популярных персонажей из нацистской геральдической богатой праздной тусовки, которым придумывали разные проф-легенды (должностные привилегии) для поддержания сословной кастовости и распространения среди колониального населения бредовых идей. Сам кинорежиссер-директор производственного (съемочного) процесса, который вникает во все детали и нюансы, и четко следит за тем, чтобы бутафория выглядела как можно достовернее, это яркая пародия на высших партийных государственных чиновников-продюсеров, занимающихся подготовкой и выпуском цирковых полит-светских представлений под видом новостных общественно-важных событий. Яркий эпизод с голливудской группой ряженых "дипломатов", в которых легко узнать разных "официальных лиц великих западных держав" из протокольно-постановочных теле-сюжетов, и которыми хозяин сцены небрежно распоряжается как дешевым реквизитом-массовкой - это один и самых интересных кадров фильма, где разоблачаются медийные аферы арийских-скандинавских постановщиков-сценаристов, придумывающих культы несуществующих за пределами их воображения "национальных политических мировых лидеров". А хамоватый завхоз Бубенцов, который занимается "ученым консультированием" и ведет себя как типичный комендант-полицай - это блестящая сатира на курчатовых-берий из чекистко-купеческого сословия, для которых главное - принять важную позу и сделать важную мину. В картине ярко высмеивается фантастический культ ядерно-космической промышленности и вся профессорско-академическая каста, состоящая из богословов-шутов и агентов контролирующих органов. "Институт солнца", который выглядит как нечто среднее между музейно-храмовым аттракционом и закрытым военным объектом - это точная характеристика всех так называемых крупно-отраслевых "прорывных" структур, за фасадом которых стоят практические сырьевые интересы островных кураторов. Показателен в этом смысле ироничный эпизод с мудрым разъяснением сотрудником сути деятельности инновационного предприятия, который логически и стилистически выстроен в духе каббалистической притчи о стремлении "к высшему разуму от которого исходят на всех адептов лучи славы и благоденствия". Это тонкая сатира на сюрреалистический мир формул и гипотез -то есть полную монополию на все знания и разработки со стороны жандармских служб, следящих за тем, чтобы правдивая информация не дошла до широких слоев населения. Поскольку скачущие по сцене гусары-балеруны в парадных белых одеждах - это и есть звездная элита страны. Канонические образы из сформированного колонизаторами олимпа культовых нац-идолов, которых мистифицирует "режиссерский гений", включая их наряду с прочими художественными элементами в монументальное полотно, сотканное из патетических спортивно-карнавальных маршей и великосветских патриотических мероприятий, символизируют абсолютную политизированность и мифологичность всех фундаментальных идеологических основ жизнеустройства.

8 марта 2020
Все отзывы
Читайте также
Лучшие советские фильмы
Лучшие советские фильмы
27 февраля 2015
7 адвент-календарей для ожидания Нового года
7
адвент-календарей для ожидания Нового года
30 ноября 2021
7 аниме, номинировавшихся на «Оскар»
7
аниме, номинировавшихся на «Оскар»
12 ноября 2021
15 мультфильмов для детей и взрослых
15
мультфильмов для детей и взрослых
12 ноября 2021