Киноафиша Москвы

Фильм «Пес-призрак: Путь самурая»

Ghost Dog: The Way of the Samurai (1999, Франция, Германия, США, Япония)

6.8
0:00 / 0:00
0:00

Пес-призрак: Путь самурая (англ.)

Смотреть трейлер

Самурайский кодекс Джима Джармуша

Пес-призрак — загадочный воин, подчинивший свою жизнь древним законам самураев. Он киллер, выполняющий приказы своего хозяина — незначительного мафиози Луи. Из-за ошибки Луи за главным героем начинает охотиться целый преступный синдикат.

Режиссер фильма «Пес-призрак: Путь самурая»

65 лет Фильмов: 20

Сначала пошел по стопам матери и учился на журналиста, но потом передумал и поступил на отделение английской литературы. Продолжил обучение во Франции, где часто посещал Парижскую синематеку — и влюбился во французское кино. Закончил киношколу Нью-Йоркского университета и уже со вторым фильмом «Более странно, чем в раю», выросшим из одноименной короткометражки, завоевал «Золотую камеру» Каннского фестиваля (кстати, оператора и пленку Джармушу подарил Вим Вендерс).

С его награды за «Лучший дебют» началась новая волна «американских независимых режиссеров». Сам Джармуш снял «Ночь на Земле», «Мертвеца» и «Пса-призрака: Путь самурая», предвосхитившего моду на Японию в американском кинематографе. За «Сломанные цветы» режиссер получил Гран-при Каннского фестиваля, а за «Пределы контроля» оплеухи от критиков. Но всех примирил фильм «Выживут только любовники», который режиссер сам окрестил «криптовампирской историей любви». Джармушу свойственен поэтический взгляд на кинематограф: наиболее прямолинейное воплощение этому видению он нашел в фильме «Патерсон».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Васильев
отзывы:
924
оценок:
214
рейтинг:
1755
9

Угрюмый негр по кличке Пес-призрак (Уитакер) считает себя мертвым по двум причинам. Во-первых, он живет по самурайскому кодексу и медитирует над собственной смертью. Во-вторых, он несколько лет назад был почти убит.

В «Мертвеце» Джармуш подвел нас к порогу смерти — теперь назначает свидание за его пределами. Самурайская заповедь гласит: «Каждый день без исключения представляй себя уже мертвым. Вот суть пути самурая». А «Путь самурая» есть суть и подзаголовок джармушевского шедевра. Возвращаясь к своим лучшим моментам — бестам, как говорят рок-музыканты, — он возвращается еще и к лучшим моментам кино вообще: к Годару (отсюда в «Псе» надписи с самурайскими изречениями), к вестерну (отсюда дуэли-перестрелки в раскаленный ровно полдень). Этот внешний прием рифмуется с внутренней жизнью фильма, где негр живет, словно самурай, девятилетняя девочка помешана на Франкенштейне, а итальянский гангстер поклоняется дятлу Вуди Вудпекеру из довоенного мультфильма. Джармуш не пасует перед новым временем, напротив, ясно и просто объясняет мир-2000 — с его смешением культур, из-за которого он стал так похож на Вавилон. «Дух эпохи не возвращается. К ее концу он измельчается на частицы, и на рубеже веков люди спасаются от вневременья, держась за мудрость ушедших миров», — учит самурайский кодекс.

7

Отзывы пользователей о фильме «Пес-призрак: Путь самурая»

Фото Егор Королёв
отзывы:
373
оценок:
372
рейтинг:
784
7

Фильм про одинокого человека
Знаете, в чем проблема этого фильма? В плохом сценарии. Голубятня, киллер, девочка на лавочке, придурковатый приятель, торгующий мороженным – заезжено и не впечатляет. Картину спасают только вставки из кодекса самураев да юмор. Это приподнимает фильм над плохим сюжетом и даже заставляет пересмотреть его – чтобы вдуматься в слова из этого кодекса. Одиночество человека – имхо главная тема картины. Пусть даже этот человек – эдакий Робин гуд наших дней.
Тупые мафиози смотрят мультики – очень смешные сцены. В кино редко бывает такой негромкий юмор. А когда пес-призрак заводит парочку в закуток, собираясь будто бы их убить, но забирает всего лишь одежду, а они потом выходят из этого закутка голышом – просто умора!
Фильм, который после просмотра не собираешься больше пересматривать. Но потом – хочется к нему вернуться.

4
Фото Евгений Шмуклер
отзывы:
89
оценок:
89
рейтинг:
191
9

Сюжеты фильмов Джима Джармуша тщательно выстроены. Каждый элемент кажущегося хаоса размещён точно на нужном месте. На месте, нужном для того, чтобы по окончании просмотра из этих кусочков мозаики в восприятии зрителя сложилась целостная картина.

Эта целостная картина не предоставляется Джимом Джармушем зрителю в готовом, собранном виде, но выстраивается в результате работы сознания и подсознания оного зрителя. Режиссёр для этого расставляет множество подсказок, ключей и тому подобных полезных деталей ("инструкция по сборке").

Затруднительно бывает свести содержание фильмов Джармуша к простым формулам, каждый раз попытавшись это сделать, обнаруживаешь, что такая формула касается лишь небольшой части содержания фильма. "Пёс-призрак" совсем не только об одиночестве в современных городах и не только о роли старинных обычаев канувших в лету культур в современной жизни. Можно даже сказать, что суть фильмов Джармуша сродни луковице, по количеству следующих друг за другом слоёв.

Средой обитания персонажей "Пса-призрака" служат неблагополучные бедные районы американского мегаполиса (зритель из США несомненно узнает в нём Джерси-Сити, ставший уже практически окраиной Нью-Йорка). Это такое американское Южное Бутово.

Пёс-призрак служит, согласно кодексу самураев, своему хозяину, спасшему его жизнь за 8 лет до описываемых событий, местному мафиози. И сам этот хозяин и вся его мафия - пожилые, не очень здоровые и довольно-таки бедные люди. Они не в состоянии расплатиться с шефом китайского ресторанчика, в котором проходят их встречи, и сидят у него в долг. Все вместе они образуют такое трогательное общество престарелых бандитов, живущих в своём стариковском мире, по-прежнему называя друг-друга кличками ("Сэмми-змея, Большой Энджи и т.п.) Они вызывают в памяти арабов, трусящих неторопясь на осликах по пустыне вдоль многополосного хайвея, на которых то и дело падает тень от приземляющихся неподалеку Боингов.

Вся история построена из цитат. К тому же она включает в себя элементы истории в истории. Персонажи постояно смотрят мультики, которые зрителю подсказывают то, что вот-вот должно случиться. Мультяшные приключения и трюки, вскоре после того как мелькнут на экране у одного персонажа, воспроизводятся более или менее точно другими персонажами. Это можно считать подсказкой автора зрителю, чтобы тот не забыл случайно, - он смотрит сказку.

"По ходу пьесы" Джармуш цитирует фильм Сейдзуна Сузуки, 1967 г. "Koroshi no rakuin", его герои смотрят мульфильмы, которые смотрят по своим нарисованным телевизорам герои "Симпсонов", хозяин голубятни - индеец из племени Каюга который в титрах назван "Никто", - цитата из "Мертвеца" самого Джармуша. Различие в воспоминаниях Пса-призрака и спасшего его некогда Луи о событии их первой встречи - цитата из Акутагавы Рюноскэ. Мудрые японские высказывания, предваряющие различные повороты истории - "Хагакуре, скрытое в листве", классический японский кодекс. Генри Силва, исполняющий роль большого босса нищей мафии - Рэя Варго. Этот актёр сам по себе символ и цитата из множества фильмов, в которых он блестяще исполнял убийц разного калибра с 1960-х гг.

Возможно, автор, строя свою историю таким образом, размышляет о механике искусства. "Как это работает"? Тут можно увидеть достаточно амбициозное намерение поместить свой фильм в контекст мировой культуры, сделать его как бы квинтэссенцией слияния множества независимо развивавшихся культур. Собственно история Пса-призрака предстаёт сплавом множества других историй или по-другому - кристаллом, сформировавшемся в пересыщенном растворе современной американской культуры.

Пёс-призрак, со своим франкоговорящим другом (с которым они не понимают ни слова друг друга) смотрят на человека, строящего лодку на крыше многоэтажного дома. В ответ на их приветственные слова он отвечает по-испански. И эта сцена не может не вызвать в памяти Вавилонское смешение языков. И эта сцена - причина упомянуть среди тем фильма - одиночество современности и непонимание людьми друг друга.

Обоснованная здесь вторичность фабулы истории выводит на первое место её атмосферу, манеру рассказа. "Не то важно, что он говорит, но важно - как". Полёт голубя-посыльного над кварталами Джерси-Сити. Слова Рэя Варго: "Its a poetry. A poetry of War." "Проходные" сценки с уличными кланами и неудачливым грабителем, которого избивает его жертва. затем неторопливо продолжающая свой путь.

И наконец, говоря о фильме "Пёс-призрак, Путь самурая", нельзя не остановиться на актёрской игре. Герои историй Джармуша - одна из важных черт его творчества, позволяющих надёжно отделить его от голливудского main-sream. Они своеобразны и объёмны, их личности домысливаются далеко за пределы явно показанного. Форест Уайтейкер Играет Пса-Призрака в совершенно неголливудской манере. Вместо того, чтобы как положено показывать движение своих мыслей и эмоций подробными размышлениями вслух, движениями бровей, частыми подмигиваниями зрителю и другими обычными для голливудских персонажей трюками, он заставляет лишь угадывать себя. В тоже время он даёт достаточно, чтобы почувствовать, что недосказанность не скрывает пустоту, в ней есть, что угадывать. Девятилетняя в ту пору Камилла Уинбуш одними глазами создаёт один из ярких детских образов американского кино.

Фильм обладает редким качеством - пригодностью для многократного просмотра, раз лет эдак в пять-шесть.

1
Фото Smak Makarov
отзывы:
37
оценок:
260
рейтинг:
31
9

Великолепное кино! После "Мертвеца" Джим Джармуш упрощает задачу зрителю и добавляет вполне конкретные самурайские мудрости, помогающие понять, о чем, в общем-то, идет речь, сохранив при этом отменный стиль повествования, полный спокойствия, отстраненности и трагичности.
Старинным мультфильмам, итальянской мафии и самураям нет места в новом тысячелетии, так же как и нет места в одном фильме Как режиссеру удалось смешать несовместимые ингридиенты и приготовить "Пса-призрака" - остается только гадать.
Оценка 9 из 10

1
Фото Иван Васильевич
отзывы:
410
оценок:
490
рейтинг:
179
5

Средненький фильм про негра-самурая. По сути обычные гангстерские разборки разбавленные восточной философии. Плюс фильма в мудрых изречениях о самураях, чести, достоинстве, смерти. Ну и ещё актёр мне нравится, харизматичный такой, серьёзный. Всё остальное весьма посредственное.

0
Фото rocky_plays_rocky
отзывы:
367
оценок:
367
рейтинг:
100
3

Слабый, культурно чудовищно дезориентированный фильм Джармуша. Чудовищное отсутствие чувства меры, бездарная мешанина самураев, хип-хопа и криминала. Очередной чудовищно плохой фильм Джармуша.

0

Галерея