Москва

Выставка в Москве
Невероятная Индия. Взгляд из России

Царицыно, закончилась 22 октября 2023
О выставке
В экспозиции — более 400 редких экспонатов. Произведения изобразительного и театрального искусства, редкие книги, изделия художественного ремесла и авторские произведения декоративного искусства. Не осталось за кадром и индийское кино, феномен популярности которого в Советском Союзе тоже стал предметом искусствоведческих исследований, — прямо на выставке можно посмотреть отрывки из кинофильмов и кинохронику 1950–1960-х годов. В работе над выставкой «Невероятная Индия. Взгляд из России» приняли участие девятнадцать музеев из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга и Иванова, две крупнейшие библиотеки страны (Российская государственная в Москве и Российская национальная в Санкт-Петербурге), архивы древних актов (РГАДА) и кинофотодокументов (РГАКФД) и несколько частных коллекционеров. Над проектом трудились специалисты из разных сфер гуманитарного знания: индологи, искусствоведы, историки театра. Как и любое большое повествование, выставка поделена на главы — каждый из восьми залов посвящен одной теме. Гостей экспозиции встречает видеоинсталляция «Индия — земля древней мудрости и праведности», созданная компании Next.space. Дизайнеры использовали в ней страницы древних манускриптов — «Слова о животных индейских» из Христианской топографии Козьмы Индикоплова и «Физиолога». Средневековые художники, рисовавшие иллюстрации для этих книг, изображали животных, которых никогда не видели сами и знали про них лишь со слов путешественников, и фантазия подсказывала им образы абсолютно невероятных существ: вепреслона, ихелона, мравольва, ноздророга и разных других представителей «индейских» фауны. Многие предметы, представленные в экспозиции, были сохранены российскими коллекционерами Петром Щукиным и Дмитрием Бурылиным. Один из главных экспонатов — миниатюры из рукописи «Бабур-наме», созданные в 1590-е годы. Первоначально они были частью коллекции Щукина, к которому они попали через Алексея Морозова, купившего их в 1906 году на ярмарке в Нижнем Новгороде у персидских купцов. В общей сложности сохранилось не менее 500 миниатюр из различных списков «Бабур-наме»; 48 бесценных листов хранятся в Государственном музее Востока в Москве. Центральное место в экспозиции занимают живописные работы Василия Верещагина из Третьяковской галереи, созданные во время путешествий по Индии в 1870-80-е годы, и полотна Николая Рериха. А еще один необычный экспонат находится в зале с индийским оружием — секира из Ивановского историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина. Коллекционер, меценат и текстильный магнат Дмитрий Бурылин был неординарной личностью. Он собирал индийские (и не только) редкости для музея, который мечтал открыть в родном Иваново-Вознесенске, но планам его помешала революция. Индийской теме в русском театре посвящено отдельное выставочное пространство. Афиши, фотографии, эскизы, костюмы — некоторые из них до этого момента никогда и нигде не экспонировались. Например, два отреставрированных костюма из забытой, к сожалению, оперы «Фераморс» Антона Рубинштейна, поставленной в Мариинском театре в 1898 году, или индийский костюм Майи Плисецкой, подаренный ей Джавахарлалом Неру в 1955-м во время официального визита в Москву. Оба экспоната предоставлены Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства. В экспозиции можно увидеть эскиз Льва Бакста к легендарному балету Мариуса Петипа 1877 года «Баядерка» и подлинные фотографии конца XIX века: Вацлава Нижинского в балете «Синий бог», Анну Павлову в «Баядерке», исполнителей главных партий в операх на индийские сюжеты и многое другое. В зале «Индия духа: искатели истины» — скульптурные изображения аскетов, факиров, отшельников и различных индуистских богов (Шивы, Лакшми, Сарасвати, Гаруды, Ганеши и Ханумана) из Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры). По соседству — зал «Дети, звери и джунгли», пол в котором застелен коврами, на экране крутятся отрывки из «индийских» мультипликационных шедевров советского времени, по стенам развешаны эскизы Леонида Шварцмана и Александра Винокурова к фильмам «Маугли», «Золотая антилопа» и «Рикки-Тикки-Тави» из архива «Союзмультфильма», а в витринах выставлены скульптуры художника-анималиста Василия Ватагина из коллекции Третьяковской галереи. Дружескому сближению двух стран в середине XX века посвящен предпоследний выставочный зал с работами российских художников, побывавших в Индии, и дарами политических лидеров Индии Никите Хрущеву. Здесь же показана часть коллекции индийских тканей и предметов декоративного искусства из Музея Востока, которые в советское время экспонировались на выставках в СССР и затем были оставлены в качестве дара в фондах российских музеев. Последний зал посвящен Болливуду, и здесь помимо документальной кинохроники 1950–60-х годов можно увидеть фрагменты из кинофильмов (например, из знаменитой эпопеи «Хождение за три моря», снятой совместно советскими и индийскими кинематографистами в 1958 году). Выставка «Невероятная Индия. Взгляд из России» продолжает серию просветительских проектов музея-заповедника «Царицыно», исследующих ориентальную тему в русском искусстве: «Панорама империй: Путешествие на Восток цесаревича Николая Александровича. 1890–1891» (выставка проходила в 2010–2011 годы), «Воображаемый Восток: Китай по-русски. XVIII — начало XX века» (в 2016 году) и «Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре 1760–1840-х годов» (в 2018-м). Культурный диалог между Россией и Индией остается актуальным на протяжении столетий. Новая выставка не только показывает, насколько глубоким и сильным было проникновение индийских ценностей в отечественную культуру, но и рассказывает, как в России, а позднее и в СССР об Индии мечтали, Индию постигали, с Индией взаимодействовали. Куратор выставки подготовила книгу «Индия в культурном пространстве России. XV–XX века», в которой воссоздана масштабная картина усвоения отечественной культурой индийского наследия — от древних учений и уникальных артефактов до кинематографа. Статьи сопровождаются изображениями предметов из российских музеев, библиотек, архивов и частных собраний, среди которых есть и те, что представлены на выставке в «Царицыне», и те, что в экспозицию не вошли. Куратор выставки: Ольга Соснина, кандидат искусствоведения Художник выставки: Юлия Наполова, бюро PS Culture.
  • Невероятная Индия. Взгляд из России – афиша
  • Невероятная Индия. Взгляд из России – афиша
  • Невероятная Индия. Взгляд из России ��– афиша
  • Невероятная Индия. Взгляд из России – афиша
  • Невероятная Индия. Взгляд из России – афиша
Декоративно-прикладная, Фотография, Живопись, Скульптура, Классическое искусство

Как вам выставка?

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все