Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.4

Выставка в Москве
Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия

Музей изобразительных искусств им. Пушкина, закончилась 31 мая 2022
Описание организатора
Описание Афиши
О выставке
Впервые за 20 лет в ГМИИ пройдет полномасштабная выставка, посвященная культуре Древнего Египта, в центре которой находились представления о посмертном бытии. На выставке будет представлено более 400 экспонатов, связанных с погребальными практиками и заупокойными культами: Большая часть артефактов впервые предстанет перед широкой публикой. Это все, что имеет отношение к «посмертной жизни» древних египтян: мумии и мумифицированные останки, саркофаги, погребальные пелены, фаюмские портреты и маски, произведения скульптуры и малой пластики, фрагменты гробничных рельефов, памятники декоративно-прикладного искусства. Уникальная особенность экспозиции в том, что она представляет не только музейные экспонаты, но и самые последние результаты научных исследований мумий, проведенных в Курчатовском институте с помощью цифровых технологий XXI века.
  • Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия – афиша
  • Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия – афиша
  • Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия – афиша
  • Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия – афиша
  • Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия – афиша
Историческая

Как вам выставка?

Отзывы

9
Виктор Солкин
7 отзывов, 14 оценок, рейтинг 143
2 марта 2022
Обязательно смотреть!

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась большая выставка «Искусство бессмертия. Мумии Древнего Египта», в которую вошло более 400 памятников из египетской коллекции музея. В основе проекта – завершение проекта изучения мумий Курчатовским институтом.

Выставка замечательная, я настоятельно рекомендую всем обязательно на ней побывать. Она занимает Белый зал, анфиладу и зал, завершающий анфиладу на втором этаже. Посетителей встречает в белом зале саркофаг Маху – один из шедевров собрания В.С. Голенищева, эпохи Аменхотепа III, черный из-за слоя покрывающей его смолы, с золотыми лентами и невероятно живым лицом. Античные колонны зала скрыты конструкциями, напоминающими колонны Карнака, а сам саркофаг Маху стоит на переливающейся золотом ленте, «текущей» по залу нильскими водами. Правая часть зала – это маски, фрагменты гробов, предметы погребального инвентаря; слева выставлены на очень эффектном фоне цвета тусклого золота расписные гробы. За Маху, скрыты в апсиде зала, в полутьме, сами мумии, вновь саркофаги, погребальные папирусы, масса изображений божеств, связанных с загробным миром. Многое взято из экспозиции египетского зала ГМИИ, но и вещей из фондов немало, причем и тех, которым самое место в постоянной экспозиции.

Правую сторону анфилады второго этажа занимают очень хорошо выставленные фаюмские портреты, левую – ячейки эдакого «кабинета диковин», наполненного амулетами, канопами, масками саркофагов, скульптурой, объединенного верхним фризом, выполненным по мотивам египетской «ложной двери». Анфилада переходит в зал, в котором конструкции воссоздают египетскую гробницу – сначала заупокойную часовню, а потом и саму погребальную камеру. В первой – рельефы, стелы, жертвенники и статуи, во второй – мумии священных животных, одна из человеческих мумий, масса амулетов и предметов, связанных с концепцией человеческой сущности в Древнем Египте.

Еще один зал, в который вы входите из «гробницы» — это темное пространство, где лежат две мумии, в том числе, хорошо известная «мумия жреца Хор-Ха», которая многие годы экспонировалась в египетском зале музея. Великолепная мультимедийная инсталляция показывает не только весь процесс их сканирования – слой за слоем – но и демонстрирует реконструкцию – «ожившие» образы мужчины и девушки смотрят на посетителей, словно возродясь на мгновение к жизни, и исчезают. Оказалось, что именно женскую мумию в музее знали более века как «жреца Хор-Ха». Когда произошла путаница – в древности или же во время приобретения мумии – неизвестно.

Важная особенность выставки заключается в том, что многие хорошо известные памятники – тот же саркофаг Маху или великолепные статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Реннай включены в ней в новый контекст и смотрятся много лучше, чем в основном египетском зале, который в 2012 году почти погиб от ужасного, агрессивного синего цвета стен. Он поглотил памятники, а здесь, на выставке, тонкое сочетание оттенков золота, кофе, белого выгодно оттеняют вещи, заставляют посмотреть на них совершенно иначе. Вы увидите многие прекрасные вещи из фондов, например, потрясающую маску мужчины с крылатым солнечным диском на лбу или заупокойные папирусы, включая абсолютный шедевр – папирус жрицы Джедисетиусанх.

Минусы выставки – почти нечитаемый этикетаж, лежащий на уровне ног. В темных зонах его не разглядеть вообще. Части этикетажа пока еще, увы, нет, в части этикеток есть, к сожалению, неточности. Не все хорошо со светом и в левой части анфилады, где отличную мелкую пластику, бронзовую, разглядеть почти невозможно.

В основном египетском зале на месте изъятых вещей есть эффектные замены, либо вещи в витринах поставлены более разреженно. Увы, у «новых» вещей во многих случаях стоят старые этикетки к совершенно другим предметам, ушедшим на выставку. Зал греко-римского искусства Египта опустел совсем; вместо древних памятников там проходит выставка некоей современной художницы Ирины Затуловской, абсолютно неуместная в ГМИИ. Имитация черепков, абсурдные и банально малоэстетичные объекты выставлены, как части инсталляции в виде довольно уродливой ступенчатой пирамиды. Некоторые подлинные вещи, которые туда включены, смотрятся заложниками т.н. «современного искусства».

Впрочем, основную выставку «Искусство бессмертия» все это никак не портит. Очень рекомендую сходить, погрузиться в мир древнего Египта, поразмышлять о человеке и его творениях. К выставке издан симпатичный объемный каталог, о котором я расскажу подробнее отдельно.

Дизайн выставки: Анна Каменских; кураторы: О. Васильева, О. Дюжева

Виктор Солкин, египтолог

5
0
10
Анна Апрелева
28 отзывов, 1384 оценки, рейтинг 46
10 июля 2022
Величественная мрачность, или Они просто вышли в соседнюю комнату

Заупокойный культ Древнего Египта, саракофаги и мумии, бинты с заклинаниями и погребальные пелены, фрагменты гробничных рельефов и фаюмские портреты, с красками такими яркими, будто их написали вчера.


На выставке более 400 экспонатов, до сих пор не выставлявшихся.
И отдельно, в укромной комнате - два запечатанных саракофага и два черных экрана над ними.

Мумии теперь не разбинтовывают, ученые восстанавливают внешность погребенных с помощью томографии.

На экранах - видео с такой реконструкцией. Сначала видны нетронутые мумии, затем ветром с мертвецов сдувает бинты и плоть, и остаются лишь кости.

И вот постепенно восстанавливаются очертания фигур, скелеты обрастают мышцами, кожей - и уже перед нами совсем юная девушка и мужчина в самом расцвете сил.

Они потягиваются, как будто проснувшись, улыбаются, приветствуют друг друга, но вот их снова накрывает темнота - и все начинается сначала. Смерть для египтян не была концом, а только подобием сна.


Красиво и грустно, но ничего на поделаешь. Хотя бы близкие в свое время о них позаботились со всей возможной любовью.
Саракофаг для древнего египтянина - прообраз его будущего дворца или просто дома, а мумификация - залог вечной жизни. На погребальной церемонии совершали обряд отверзания глаз и уст, и умерший получал способность видеть и читать заклинания, а значит, и жить вечно.

Главным признаком живого человека египтяне считали именно зрение, а еще способность держать спину прямо. Бог Осирис - владыка подземного мира - стал зрячим, получив око своего сына Хора, и даровал умершим способность видеть.


На выставке есть и материалы, и инструменты, и ритуальная утварь, применявшиеся при мумификации. Сколько занимала подготовка тела к погребению, точно неизвестно. Но есть мнение, что около 70 дней: столько, сколько прошло времени с момента смерти Осириса до его возрождения.

Бальзамировщики были хорошо организованным профессиональным сообществом. Руководители носили высокие жреческие титулы, а самым главным был "хери сешта" - "находящийся под тайной" - он олицетворял бога Анубиса и даже носил его маску.

Статуя в гробнице была полноценной заменой покойного, иногда ее изготавливали еще при жизни человека, да и саму гробницу строили заранее. На статуе писали все титулы и должности хозяина - ведь в загробном мире земные привилегии сохранялись.

Так выставленные предметы были мне понятны и близки, как будто их хозяева только что были тут и просто вышли в соседнюю комнату.

Дело не в ярких красках и не в бережно сохраненных тканях и керамике.
В основу своего быта, жизни, взаимоотношений египтяне ставили принцип гармонии и меры - и их идеалы прекрасного очень близки к идеалам наших дней.


Особенно долго я рассматривала бинты для мумий, расписанные иероглифами - молитвами и заклинаниями, с рисунками плывущих кораблей и сидящих в них богов.
Я видела иероглифы и раньше - вырезанными на камне, но никогда написанными от руки - явно немного усталой - чернилами и палочкой из тростника.


На тканых пеленах первых веков нашей эры боги Осирис и Анубис изображены рядом с усопшим. Если фигуры богов нарисованы по канону, то лицо человека уже сильно от них отличается - выразительным взглядом и явно индивидуальными чертами.

И такие же лица - живые, похожие - на фаюмских погребальных портретах, написанных на дереве.

Выставка «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходила с 1 марта по 31 мая 2022 года.
Огромный зал на втором этаже музея, с его колоннами и мрамором, для такой выставки идеален.

0
0
1
оксана а.
5 отзывов, 20 оценок, рейтинг 1
29 мая 2022

впечатление лохотрона. было стыдно пред дочерью, детство, которой прошло в студиях музея, и которую я туда пригласила на выставки, посвященные Древнему Египту. ГМИИ своими новыми концепциями себя окончательно дискредитировал. С мнением Ирины Александровны Антоновой, в период, когда она уже не была директором музея, все равно считались.
Светлая память Ирина Александровне

0
0
10
Yelena Alekseeva
19 отзывов, 19 оценок, рейтинг 1
28 мая 2022

Великолепная выставка … 😍😍 Благодарю всех сотрудников за подготовку .. Идеальное приглушённое освещение 🥰 … графитовые таблички и стены .. все можно прочитать без проблем, при этом эти таблички к экспонатам как раз на отвлекают внимания на себя — нет этой ряби квадратиков с пояснением и как раз сохраняется общение с экспонатами и ощущение что ты сейчас именно в Древнем Египте 😍, а не в Музее им. Пушкина… Очень правильное решение затемнить надписи … зал с мумиями затемнён и это тоже абсолютно верное решение — это дань уважения … ведь перед нами трупы других людей выставленных напоказ …. И такое уважительное к ним отношение авторы выставки передали очень этически правильно … Я читала, что до сих пор были споры, этично ли это, показывать реальные человеческие останки почти в полный размер … это не мощи все же … и даже в церкви приглушённый свет всегда, в том числе по этическим соображениям в отношении мощей, которые кстати и хранятся в специальной раке … Мы пришли в 19 до 21 ч. и успели рассмотреть только половину .. а зал с инсталляциями и фаюмские портреты совсем с краю остались … Приходите не позже 18 часов 🥰.. Особенно если вы перед этим немного прочитали про Осириса, мифологию тезисно и важные понятия «КА» и «БА» в Древнем Египте 😍 .. Я так счастлива, что все так шикарно устроили, гармонично ..и вытекающе, и разливающе, как воды Нила …. 😍🥰

0
0
3
Elena E.
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг -2
19 мая 2022

Посетили сегодня выставку посвящённую Египту в Пушкинском музее. В общем, взяли Египетский зал постоянной композиции и сделали из этих же экспонатов ( ну может дополнив из запасников еще чуток) выставку. То есть, раньше люди могли посмотреть все это в залах за обычную стоимость, а теперь все тоже самое, но дороже. Но не это самое плохое. Сейчас тренд на выставках делать приглушенное освещение. Настолько слабое, что читать информацию на настенных стендах невозможно, также невозможно читать подписи к экспонатам. А конкретно на этой выставке, самые интересные мумии лежат за оградой в очень темном месте, и еще и отсвечивает от стекол. Нереально их даже увидеть, не то что рассмотреть. В общем, советую дождаться окончания выставки и уведеть все тоже самое в удобном и красивом Египетском зале музея.

1
1

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все