Масштабная выставка, посвященная Древнему Египту, заняла почти все Главное здание Пушкинского музея. Впервые посетители увидят все десять мумий из собрания музея. Также на выставке представлены саркофаги, погребальные пелены, скульптуры, фаюмские портреты и маски — всего более четырехсот экспонатов, связанных с погребальными практиками и верой древних египтян в загробную жизнь. Выставка получилась еще масштабнее той, что в музее проводили 20 лет назад. Более того, в экспозиции рассказывают о последних научных исследованиях мумий, которые провели в Курчатовском институте с помощью цифровых технологий. Ученые увидели их скелеты и механизм пеленания, узнали пол, возраст и выяснили, что мумии не соответствуют своим саркофагам. Скорее всего, это проделки антикваров XIX века, жаждущих подороже продать экспонаты.
Московский музей современного искусства совместно с Tsukanov Family Foundation проводит первую полномасштабную ретроспективу одного из лидеров советского нонконформизма Олега Целкова. Восемь разделов охватывают весь творческий путь художника с 1950-х по 2020-е годы, в них представлено более 100 произведений из 25 частных и музейных собраний России, Франции, Германии, Швейцарии и США. В первых работах Целков возвращается к кубофутуризму и фовизму — подражает Матиссу, Кончаловскому и Малевичу, призывая других художников отказаться от прославляющего идеологию соцреализма. А в 1960-х годах он начинает формировать собственный стиль: создавать знаменитые «рожи» — обобщенные портреты безликой и ведомой массы. Однако в отличие от других художников-нонконформистов Целков постепенно уходит от критики тоталитаризма и начинает смотреть в саму суть личности современного человека.
Классик российского современного искусства Валерий Кошляков создал проект «Domus Maxima» специально для Музея архитектуры имени А.В.Щусева. Это 60 живописных панно, объектов и видеоматериалов, вписанных в пространство усадьбы XVIII–XIX веков — подходящее сочетание для разговора о том, какое место в современной жизни занимают классическая культура и архитектура. Каждый из восьми залов посвящен отдельной теме: культурные символы Европы и порталы соборов и церквей как вечные источники вдохновения, архитектурные утопии и фантазии, интерьеры, русская архитектура, модернизм и современный постмодернизм. Вдохновляясь архитектурными проектами этих эпох, Кошляков создает большие живописные панно и помещает рядом с ними обломки старинной мебели, найденной на улицах Парижа, — наглядная демонстрация того, как восприятие зданий меняется в зависимости от среды вокруг.
Третьяковская галерея проводит первую в России монографию Аксели Галлена-Каллелы — родоначальника финского национального романтизма. Он начинал 1880-е годы как реалист, а в 1890-х увлекся символизмом и создал ряд картин на сюжеты карело-финского эпоса «Калевала» — о создании мира и местных обрядах. Многим эти работы казались слишком смелыми и «декадентскими», но именно они прославили художника и повлияли на развитие русской школы живописи тех времен. Чтобы продемонстрировать это, экспозицию дополнили произведениями русских символистов. Всего на выставке представлено около 200 произведений живописи и графики из финских и российских собраний.
Первая в России персональная выставка французско-итальянского художника Алена Бонфуа приурочена к его 85-летию. В экспозиции представлено более пятидесяти работ разных лет из собрания автора: живопись на холсте и на дереве, скульптура и цветная графика в древней восточной стилистике суми-э, напоминающей живопись тушью. Их объединяет воспевание женского тела — для Бонфуа оно главный источник вдохновения и метафора жизненной силы. Художник то помещает моделей в яркие декоративные пространства, то изображает их максимально лаконично, с помощью нескольких мазков. Но неизменно использует острые ракурсы и четкие изогнутые линии, чтобы показать индивидуальную красоту каждого тела.
В своем проекте российский художник Гриша Брускин исследует культурные, исторические и идеологические мифологии: от появления до угасания и перерождения. Он создает декорации современности с помощью древней метафоры «Театр мира», где новая эпоха неизбежно стирает былые империи и цивилизации и формирует новую антропологию. Выставка напоминает театральную анфиладу, состоящую из девяти залов-сцен. Пройдя через них, посетитель увидит инсталляции, посвященные взаимоотношениям человека и социума, индивида и власти, коллективной и личной памяти, современного человека и религиозный традиций — вполне целостный авторский взгляд на реалии прошлого и настоящего.
Творчество фотохудожницы Иды Таубе, живущей на Чукотке более двадцати лет, уже стало частью народной культуры. На выставке представлено 70 ее работ — живописные и динамичные фото помогают понять самобытность народов Чукотки, знакомят с многовековыми традициями оленеводов и морских арктических зверобоев, которые постепенно уступают общемировым ценностям и стандартам по защите животных. Кроме того, Ида Таубе хорошо разбирается в народном искусстве и много лет собирает художественные изделия чукчей и эскимосов. Тридцать произведений из ее коллекции представлены на выставке и показывают, как традиционное искусство трансформируется в XXI веке. Экспозицию дополняют документальные фильмы о Чукотке, в том числе известного японского режиссера Синго Йосиды. Здесь можно погрузиться в культурные традиции чукотской земли, которая, по словам Таубе, таит вековые секреты о том, как находиться в гармонии с природой, с ближними и с самим собой.
Выставка посвящена творчеству Александра Альтмана — русского импрессиониста и представителя Парижской школы 1910–1930-х годов. В XX веке его картины выставлялись в салонах Владимира Издебского наряду с Леоном Бакстом и Натальей Гончаровой, однако сегодня творчество Альтмана не так известно. В Музее русского зарубежья впервые экспонируются его работы из собрания Любови Агафоновой и других частных коллекций. В основном это пленэрные пейзажи, на которых художник запечатлел предместья Парижа в разные времена года, соединяя приемы французского импрессионизма и русского модерна. Для контекста представлены его фотографии и открытки рубежа XIX–XX веков с изображениями живописных мест Франции, которыми часто вдохновлялись импрессионисты.
На выставке представлено 13 проектов-конструкторов — наборов для конструирования художественных образов, которые разрабатывает современный художник Николай Селиванов. По его мнению, они есть у каждого автора и каждой эпохи: например, он осмысляет набор из трех капителей в античной архитектуре и живописный конструктор фантазий Иеронима Босха. Кинетическая инсталляция «Infinitum» рассказывает о том, как конструируемые людьми иллюзии ограничивают бесконечность вселенной. А заглавный проект «Legoад» посвящен тому, как пластмасса превращает землю в ад, а LEGO помогает конструировать постиндустриальный мир на руинах индустриального.
Ежегодная выставка московских художников театра «Итоги сезона 58» в этот раз проходит в Музее декоративного искусства. На ней представлены работы около шестидесяти московских авторов к премьерам сезона 2020/2021, которые прошли в России и за рубежом: от столичных МХТ им. Чехова и РАМТа до немецкого театра Staatstheater Cottbus, в котором Борис Южанов поставил спектакль по мотивам «Бесов». Также в память о художнике Сергее Бархине, который скончался в 2020 году, в экспозиции представлены репродукции эскизов к его последнему спектаклю «Меня нет дома» в театре «Эрмитаж». Эта выставка — хорошая возможность не только посмотреть первоклассные декорации Владимира Арефьева, Станислава Бенедиктова, Ларисы Ломакиной, Максима Обрезкова и Степана Лукьянова, но и пополнить свой список стоящих спектаклей.