Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.9

Выставка в Москве
Кубок созвучий. По направлению к Розановой

Дом культуры «ГЭС-2», до 28 апреля
О выставке
Выставка, посвященная искусству удивительной и самобытной авангардистки Ольги Розановой и его отзвукам и резонансам в советском неофициальном искусстве и у современных художниц. Творческий путь Ольги Владимировны Розановой (1886–1918) продлился около восьми лет и трагически оборвался, когда ей было всего 32 года. Но этот короткий отрезок времени вобрал в себя глубокие стилевые трансформации и пронзительную интуицию, во многом определившие дальнейшее развитие живописи, — цветопись, «преображенный колорит», радикализацию супрематизма, светоносные фактуры, революцию, произведенную одной лишь зеленой полосой (именно так — «Зеленая полоса» — называется одно из самых известных полотен Розановой и русского авангарда в целом). Исторические сопоставления на выставке во многом обусловлены характером розановской поэтики, ее принадлежностью к своему времени и вместе с тем ее несвоевременностью. В художнице можно увидеть представительницу неопримитивизма, футуризма или супрематизма, но ее фигуру невозможно свести ни к одному из этих направлений — до такой степени она поглощена собственными поисками в области колористики, композиции, ритма, жаждой беспрестанного обновления. В некотором смысле можно говорить об эстетическом анархизме Розановой: он выражается и в уклонении от господства авторитетов, и в нежелании подчиняться единому методу, и в невписанности в стройную историко-художественную периодизацию. Ольга Розанова по-настоящему современна — в той мере, в какой в ее искусстве явлено «расщепленное единство» разных времен. Это единство в разъединении очень характерно для розановского художественного метода: напряжение между статикой и динамизмом, цветом и геометрией — и в целом между предметностью и абстракцией. Примечательно, что именно с абстракции начиналось советское неофициальное искусство. Интерес к ней подогревали международные фестивали и выставки в Москве в конце 1950-х годов, где были показаны работы Пабло Пикассо, Марка Ротко, Джексона Поллока и других западных мэтров. Тогда же советские художники столкнулись с русским авангардом в музейных запасниках и у частных коллекционеров, включая Георгия Костаки (1913–1990), чье увлечение мастерами первой четверти ХХ века началось именно с Розановой. Абстрактное искусство воспринималось в годы оттепели как противоположность соцреализму, символ свободы художественной и социальной. «Лианозовская группа» (конец 1950-х — середина 1970-х), куда входили две участницы выставки — Ольга Потапова (1892–1971) и Лидия Мастеркова (1927–2008), была содружеством близких по духу художников и поэтов: их поиски нового часто были связаны с беспредметным искусством. Интересом к абстракции был отмечен и творческий путь Ефросиньи Ермиловой-Платовой (1895–1974) — художницы, начинавшей с неопримитивизма и кубофутуризма, исключенной из Союза художников за «формализм» и отказ писать портреты вождей. В Ленинграде одним из важных очагов развития абстрактного искусства в русле духовных поисков была «домашняя академия» Татьяны Глебовой (1900–1985) и ее мужа Владимира Стерлигова (1904–1973). Связь всех этих художников с искусством Розановой столь же естественна, сколь и произвольна, хотя нередко можно встретить и прямые параллели: если Ольгу Розанову и других художниц-авангардисток начала века называют амазонками русского авангарда, то советское неофициальное искусство часто обозначают как «второй авангард», а Лидию Мастеркову зовут «амазонкой второй волны русского авангарда». Современные художницы, чьи работы собраны на выставке «Кубок созвучий», продолжают формальные поиски, начатые Ольгой Розановой. Так, Галина Андреева (р. 1986) и созданная в 2018 году группа «Малышки 18:22» отталкиваются от ключевых произведений авангардистки — «Зеленой полосы» (1917) и «Портрета сестры, Анны Владимировны Розановой» (1912) соответственно, — чтобы поднять экологические вопросы или разговор о феминизме. Александра Паперно (р. 1978), Анна Кондратьева (р. 1994) и Анна Титова (р. 1984) переосмысляют фундаментальные принципы супрематизма и кубофутуризма посредством геометрии цветоформ или динамического освещения. Художницы Алена Кирцова (р. 1954) и Александра Галкина (р. 1982) обращаются к абстракции как к выразительному языку и предмету для изучения. Лиза Неклесса (р. 1989) с помощью поэзии предлагает заново проработать тяжелый исторический момент. Связь искусства Розановой с художницами-нонконформистками и художницами позднейших поколений держится на отголосках и отражениях. Проект предлагает обнаружить не визуальные рифмы, а именно созвучия, тонкие и зыбкие параллели между разными временами, жанрами, медиумами, между живописью и поэзией. Неслучайно строки из стихотворений Розановой дали названия как самой выставке, так и ее разделам.
Живопись, Классическое искусство, Современное искусство

Как вам выставка?

Отзывы

10
Пользователь Афиши №5803602
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
23 декабря 2023

В ГЭС 2 я была впервые. Впечатляет работа проделанная над переделкой здания, мне кажется она прекрасно вписывается в улицы современного центра Москвы. Огорчило, что на входе меня остановили и заявили, что я имею при себе нож, что не соответствовало действительности. Не могу не написать об интересной системе гардероба, сама конструкция даже немного пугает, создается ощущение, что ты находишься в каком-то футуристичном фильме. Немного смутил тот факт, что чтобы пройти на выбранную выставку пришлось пройти через совершенно другую экспозицию не связанную по стилю или тематике. Также стоит отметить, что расположение выставочных залом было не очень ясным и навигация в лице табличек не сильно помогала, как минимум так показалось мне. Выставка, ради которой я пришла, была посвящена творчеству русской художницы авангардистки Ольги Розановой и другим художницам базирующим свое искусство на схожих идеях и принципах. Было здорово увидеть полностью женскую выставку, я считаю, что мы, как общество, частно забываем о вкладе женщин в искусство. Я рада, что смогла наконец-то вживую увидеть картину "Зеленая полоса", так как много слышала о о ней. Почему-то мне особенно запомнилась серия картин об игральных картах, меня вдохновляет такое смелое использование ярких красок и геометрических фигур на картине. Хочу выразить спасибо организаторам за включение в показ и печатных работ Ольги. Возможно, я просто не фанат оформления современных творческих выставочных пространств, так как обилие ярких красок мне показалось излишним и отвлекающим от самих работ. Общее впечатление сложилось положительным. Если вы испытывайте желание разнообразить свой досуг и обладаете тягой к авангардному искусству, то я смело могу советовать вам посетить данное мероприятие!

2
0
8
Max Volovik
3 отзыва, 31 оценка, рейтинг 0
24 марта 2024

Спасибо большое за выставку, к сожалению реализовать вышло не очень, другие художники кашались тут лишними. И почему то не все работы Розановой собрали из тех, что в стране,

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все