











Долгожданное воссоединение работ из Русского музея и Третьяковской галереи
Главная выставка сезона в Новой Третьяковке: впервые с 1956 года экспозиция объединит произведения Михаила Врубеля из Третьяковской галереи и Русского музея. Всего будет представлено более 300 работ — живопись, графика, монументальные панно, скульптура, майолика и фотографии театральных костюмов — из девяти музеев и семи частных коллекций. На выставке наконец воссоединятся две части картины «Пророк» (они хранятся в разных музеях), а еще сразу три «Демона» — последний раз такое было 100 лет назад.
Сказочно-мистическое творчество Врубеля напоминает единую систему, пронизанную сквозными мотивами. Поэтому на выставке кураторы выстроили цепочки похожих сюжетов. Например, мотив морской царевны начинается с костюма, который художник создал для своей жены — певицы Надежды Забелы-Врубель, исполнявшей партию волховы в опере «Садко». И потом встречается в ее портрете, майоликовой скульптуре «Волхова», на блюде «Садко» и в картине «Жемчужина».
Конечно, огромное спасибо Третьяковке за возможность насладиться шедеврами Врубеля, которых действительно на выставке очень и очень много. Но. Делать экспозицию НЕ в хронологическом порядке — это довольно спорное решение. Не говоря уже о том, что информация, которая все-таки предоставлена, не имеет особой смысловой нагрузки. Хотелось бы узнать факты из жизни, а не цитаты ни о чем. После посещения выставки не формируется особого представления о жизни художника. Хронология представлена только в одном зале, где, что показательно, толпится куча народа. Также один экспонат было невозможно рассмотреть, так как он (элемент потолка) лежал на постаменте, а не висел на стену. Другая скульптура стояла в углу, так что ее невозможно было обойти и разглядеть со всех сторон. В целом обидно, потому что Новая Третьяковка всегда делала великолепные описания к картинам, читать которые было одно удовольствие, и в целом выставки всегда на ура. Посетить, конечно, надо, но желательно при этом заранее снабдить себя знаниями из биографии художника. Картины великолепные!
Отвратительная организация. Третьяковская наполнена одними охранниками, такого количества нет даже в аэропортах и банках. Охрана смотрит на тебя сверху вниз, наглым взглядом и хамят. В холле толкучка, куча людей. В кассах билетов нет на ближайшие две недели. Охранники тебя гоняют по холлу как скот. Остались только неприятные впечатления. Были ожидания насладиться творчеством Врубеля. В итоге насладились современной эпидемиологической опричниной.
Сама выставка великолепна! Врубель гениален, и его работы бесспорно восхитительны. И их много! И они разнообразны.
Что нужно знать: билетов вы не купите до 9 ноября. При этом узнать это можно, только если вы попытаетесь купить билет на сайте. Или уже на кассе, с предусмотрительно выставленных табличек. Объявлений заранее не найти.
Однако за да часа до закрытия кассиры все же убрали таблички и стали снова продавать билеты. Так и прошли. Система это или разовая акция, не понятно.
Также экспозиция располагается на двух этажах. Мы предупреждения об этом нигде не видели и никто этого дополнительно не озвучивает. Ты просто проходишь выставку, идешь на выход и за пять минут до закрытия обнаруживаешь еще один зал с ≈50 работами. Посмотреть все на ходу и насладиться увиденным — вызов принят. А посмотреть там есть на что.
Отвратительная организация выставки в части света. Большинство картин невозможно увидеть целиком, ни с одного угла, так как большие блики. Это все из-за непродуманно установленных софитов. Такой был анонс!!! и такая подготовка((((.
Если сравнивать с прошедшими аналогичными выставками Серова, Репина, Верещагина, которые я оценил на 10 баллов, то у меня сложилось впечатление, что Врубель сделан "на скорую руку". Информационное обеспечение гораздо беднее, это касается и фактов из жизни художника (много о его жене, и почти ничего о нём, очень скупо, только краткая биография без подробностей). Почти ничего о выставках, о продаже картин и коллекционерах, об их отношении к Врубелю (ведь не все его принимали). К картинам описание скудное, название и год, только иногда на стене цитата из стихов или совсем немного из рецензий современников. Почти все экспонаты я уже видел в ГТГ, РМ и Абрамцево, "добытых" из других коллекций совсем мало, сюрпризов почти нет. Много графики, я люблю эскизы, этюды, но тут качество такое, как будто их наскребли по всем сусекам ГТГ, чтобы заполнить стены.. Зачем такое количество чёрно-белых "раковин"? почему он их делал двусторонними? и т.д... возможно ответы можно получить у кураторов и аудиогида? Но раньше мне было достаточно внимательного изучения материалов выставки. Теперь таких материалов почти нет. Мне кажется оценка выше 9 натянута. Ведь это не оценка картинам художника, а уровень подготовки выставки. И мне обидно сравнивать эту "недо-" с прекрасными выставками Серова, Репина, Верещагина. Ажиотаж с билетами на выходные мне не понятен.