Новые выставки в Москве и Петербурге: куда пойти в нерабочие дни и праздники

28 октября 2021
С 28 числа в Москве и с 30 октября в Петербурге вводят локдаун, который на этот раз не коснется музеев: им разрешили работать по QR-кодам. Залы будут заполнены наполовину, поэтому проблем с социальной дистанцией быть не должно, а онлайн-билеты лучше покупать заранее. Рассказываем о новых выставках, на которые можно сходить в нерабочие и праздничные дни.
  • 26 итальянских шедевров из собрания Маттиоли в компании Дега, Пикассо и Матисса

    В этом году часть работ из постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков уехала в Париж, на выставку коллекций братьев Морозовых, а их места заняли экспонаты из собрания Джанни Маттиоли. Итальянский коллекционер умел предвидеть будущее и сформировал собрание первоклассных итальянских шедевров 1910–1921 годов. На выставке представлено 26 полотен из его коллекции, в центре — работы итальянских футуристов, которые соседствуют с хрестоматийными полотнами Моне, Дега, Пикассо, Матисса, Сезанна.

    Такая задумка куратора Елены Степкиной помогает проследить, как футуристы брали за основу приемы импрессионизма, фовизма, кубизма и модернизировали их под свои идеи. Например, Фортунато Деперо на одном полотне стилизует «Голубых танцовщиц» Эдгара Дега (в отличие от импрессиониста не ловит момент, а показывает непрерывность танца), а на другом пародирует яркий фофистический колорит Анри Матисса. Также перекликается французский пуантилизм Эжена Делакруа (письмо точками) и футуристическая манера писать штрихами. А «Материя» Умберто Боччони за счет наложения плоскостей создает ощущение движения и противостоит статичному кубизму Пикассо.

  • Иллюстрации-интерпретации к скандальному сборнику «Цветы зла»

    Самый известный сборник французского поэта-символиста Шарля Бодлера «Цветы зла» (о душевных муках и философских размышлениях) в 1857 году шокировал современников: поэта оштрафовали за нарушение норм общественной морали, а шесть стихотворений запретили. С того момента более двухсот художников создали к произведению свои иллюстрации-интерпретации. К 200-летию со дня рождения поэта в Выставочном зале фонда Андрея Чеглакова собрали самые известные работы. Среди них — графика Одилона Редона, Анри Матисса, Огюста Родена, Жоржа Руо, Леонор Фини и фотографии Анри Картье-Брессона. Также специально к выставке свои прочтения подготовили современые художники Владимир Клавихо-Телепнев, Василий Власов и Кира Матиссен. А 14 иллюстраций к «Цветам зла» русского живописца Сергея Чепика, эмигрировавшего во Францию в 1988 году, собрали в издание в жанре livre d’artiste — «книгу художника».

  • Долгожданное воссоединение работ из Русского музея и Третьяковской галереи

    Главная выставка осени в Новой Третьяковке: впервые с 1956 года экспозиция объединит произведения Михаила Врубеля из Третьяковской галереи и Русского музея. Всего будет представлено более 300 работ — живопись, графика, монументальные панно, скульптура, майолика и фотографии театральных костюмов — из девяти музеев и семи частных коллекций. На выставке наконец воссоединятся две части картины «Пророк» (они хранятся в разных музеях), а еще сразу три «Демона» — последний раз такое было 100 лет назад.

    Сказочно-мистическое творчество Врубеля напоминает единую систему, пронизанную сквозными мотивами. Поэтому на выставке кураторы выстроили цепочки похожих сюжетов. Например, мотив морской царевны начинается с костюма, который художник создал для своей жены — певицы Надежды Забелы-Врубель, исполнявшей партию волховы в опере «Садко». И потом встречается в ее портрете, майоликовой скульптуре «Волхова», на блюде «Садко» и в картине «Жемчужина».

  • Декоративные панно Боткина, Савинова и Головина из запасников Третьяковки

    Пока работы Михаила Врубеля переехали на монографическую выставку художника в Новой Третьяковке, освободившиеся залы галереи в Лаврушинском переулке заняли другие полотна эпохи русского модерна. На своем месте осталось только большое панно Врубеля «Принцесса Греза», а вокруг разместилось более 30 произведений живописи, графики и скульптуры 1890-х — 1910-х годов из запасников Третьяковки. Среди них работы Константина Богаевского, Исаака Бродского, Александра Головина, Александра Савинова, Анны Голубкиной и панно «Вечер на берегу озера» Федора Боткина, отреставрированное специально к выставке. Расцвет живописи эпохи модерна тесно связан с эстетикой литературного символизма и развитием русской оперы (многие художники этой эпохи также создавали декорации к театральным постановкам), поэтому в экспозицию вошли портреты писателей Серебряного века и оперного певца Федора Шаляпина. Выставка погружает в художественный контекст, в котором творил Врубель, и помогает подготовиться к визиту в Новую Третьяковку.

  • Творческая свобода в арт-объектах 50 современных художников

    В начале 2021 года музей AZ объявил Премию Анатолия Зверева в честь 90-летия художника. Девизом конкурса стала фраза советского авангардиста: «Жизнь скована, искусство свободно». Участники должны были представить арт-объекты, в которых отразились бы ценности Зверева — творческая свобода, креативность, преодоление стереотипов и банальностей, — больше никаких требований (по возрасту, жанру, давности создания) не было. Экспертный совет выбрал из 2000 заявок 50 российских и зарубежных художников, 1 ноября объявят трех победителей. А пока на выставке в «Винзаводе» можно посмотреть все конкурсные работы: живописные серии, экспериментальные видео, масштабные инсталляции и монументальные объекты разместились в подземных краснокирпичных помещениях, облицованных советской плиткой.

    Из-за отсутствия жестких критериев отбора получилась мешанина всего современного: здесь и хорошо знакомые московской публике лимонно-синие фотографии о пандемии Тима Парщикова, и нашумевшая инсталляция Аллы Урбан «Поминки по Финнегану», и объекты из прозрачной бумаги Анны Казьминой, которая сейчас живет в Пекине, и исследовательский проект «Мавзолей как свидетель эпохи Вадима Михайлова» (он особенно удачно вписался в колорит Большого Винохранилища). Но, определенно, особенностью выставки стали работы, отсылающие к самому юбиляру. Например, абстракция Евгения Музалевского «Жаль, что я не зверь» и комикс Лизы Плавинской «Зверев на Евро», в котором она наконец отправила художника (который еще был и футбольным болельщиком) на чемпионат за границу.

  • Знаменитые портреты Владимира Маяковского, архитектурные съемки и фоторепортажи

    Создатель первой советской рекламы и основоположник конструктивизма Александр Родченко экспериментировал с ракурсом и композицией и изобрел приемы художественной фотографии, которые используются до сих пор. В экспозицию вошли 58 его работ разных лет из коллекции Still Art Foundation: от первых фотографических опытов 1920-х до конца 1930-х годов. На выставке представлены фоторепортажи с пионерских линеек и архитектурные съемки, а также портреты матери, жены, дочери и друзей Родченко — художников, архитекторов, писателей, кинорежиссеров, сотрудников журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». Например, здесь можно увидеть известные портреты Владимира Маяковского, Осипа и Лили Брик.

  • Арт-объекты на замену скандальной скульптуры «Большая глина № 4»

    12-метровая скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4», которую 15 августа установили на Болотной набережной, вызвала много споров. Москвичи раскритиковали эту работу за то, что она не вписывается в городскую среду и непонятна большинству прохожих. В ответ на эту нашумевшую историю петербургский Музей стрит-арта совместно с Public Art Center объявил конкурс «Критикуя, предлагай! Вместо Фишера на Болотную». 70 художников со всей России предложили свои варианты объектов, которые могут быть размещены на улицах современных мегаполисов вместо традиционных бронзовых памятников. На выставке представили 18 лучших идей, среди них не только скульптуры, но и видеовизуализации, маски дополненной реальности и анимации. Также на экспозиции представлена работа победителя конкурса — Тараса Желтушева. Он предложил установить на набережной кинетический объект, в котором движущиеся блоки становятся частями изменчивого человеческого лица. В отличие от многих других предложений и работы Фишера, чтобы понять его, не нужно обладать большим культурным бэкграундом.

  • Картины из личного собрания известного сюрреалиста

    Работы испанского сюрреалиста Сальвадора Дали снова в России: в Музее Фаберже можно увидеть картины из личного собрания художника, хранящиеся в Театре-музее Дали в Фигерасе. На них изображена русская жена Дали — Гала (урожденная Елена Дьяконова). Она была главной музой художника и представала на его полотнах в самых разных обличиях: от спартанской царицы Леды до Градивы, распадающейся на сферы. Заглавная картина «Атомная Леда», которую художник считал своим первым подлинным шедевром, не единственный важный объект выставки. Из Испании наконец привезли «Галарину» — этот портрет Галы ни разу не покидал стен Театра-музея Дали в Фигерасе после смерти художника. Кроме того, куратор выставки Монсе Агер предлагает взглянуть на Галу не только как на спутницу известного художника, но и как на самостоятельную личность — писательницу и интеллектуалку, которая умела распознавать и вдохновлять гениев (среди них также были поэт Поль Элюар и художник Макс Эрнст), поставила все на Дали и не прогадала.

20 лучших аниме-сериалов, по версии японцев
20
лучших аниме-сериалов, по версии японцев
6 декабря 2021
Гид по новому дому культуры «ГЭС-2»
Гид по новому дому культуры «ГЭС-2»
6 декабря 2021
Лучшие российские авторские фильмы 2021 года
Лучшие российские авторские фильмы 2021 года
6 декабря 2021
Два города — миллион впечатлений! Самые интересные события Москвы и Петербурга
Два города — миллион впечатлений! Самые интересные события Москвы и Петербурга
4 декабря 2021