10 выставок ноября в Москве: эксперименты Мартена, «Смолянки» и советские мультфильмы

10 ноября 2021
К ноябрю московские музеи подготовили много масштабных проектов. В Пушкинском музее открывается долгожданная выставка известного французского куратора Жана-Юбера Мартена, в Еврейском музее вспоминают советскую мультипликацию, а в Исторический музей из Петербурга приехали знаменитые «Смолянки» Дмитрия Левицкого. Рассказываем об этих и других выставках, которые стоит посетить.
  • Тринадцать небанальных аналогий между картинами, древними артефактами и современными инсталляциями

    Известный французский куратор Жан-Юбер Мартен любит перемешивать экспонаты из разных культур и эпох и искать в них небанальные аналогии. По названию выставки понятно, что и она не стала исключением. Мартен взял за основу собрание Пушкинского музея, добавил предметы из других отечественных и зарубежных коллекций и соединил в одном пространстве картины старых мастеров и импрессионистов, древние артефакты, мумии животных и современное искусство. Экспозиция разделена на тринадцать отдельных глав: в них, на первый взгляд, несвязанные объекты выстраиваются в последовательности. Например, в разделе «От яблока к земному шару» Мартен предлагает проследить, как перекликаются запретный плод Адама и Евы и небесный глобус на картинах старых мастеров с шарообразной конструкцией Родченко и инсталляцией в виде музыкального автомата корейской художницы Кимсуджи. В других залах можно обнаружить сходства между складками на одеждах Девы Марии, кубизмом Пикассо и кристаллами кварца, понять, что общего у водных пейзажей, сиамских близнецов, статуй амуров и перформанса Гилберта и Джорджа. Покрутить «Велосипедное колесо» Марселя Дюшана и получить из автомата «Art Is» конфетку с цитатой кого-то из великих (отсылка к популярным жвачкам с любовными предсказаниями) в разделе «Пять чувств».

    Масштабная экспозиция заняла почти весь второй этаж главного здания: основную выставочную ось и семь залов постоянной экспозиции. Перемещаться по ним нужно по строгому маршруту. По задумке куратора, посетитель должен забыть о привычной искусствоведческой логике и довериться только своим чувствам. Поэтому сопроводительных текстов и этикеток на выставке нет, но для тех, кому без них сложно, музей подготовил бумажные брошюры и онлайн-карту.

  • Биография художников в эскизах мультфильмов «Ежик в тумане» и «Сказка сказок»

    Самые известные работы семейного тандема мультипликаторов Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой — «Ежик в тумане», «Сказка сказок» и «Цапля и журавль». В своих рисованных мультфильмах они использовали личные истории, детские воспоминания и взрослые размышления. Поэтому, чтобы рассказать о биографии и творчестве художников, на выставке соединили фрагменты из мультфильмов с документальными свидетельствами прошлого. Получились такие масштабные мизансцены-инсталляции. Например, одна из них посвящена родному двору Норштейна в московской Марьиной Роще: на ней показаны детали из военного и послевоенного быта, которые он использовал во многих своих работах, а особенно — в «Сказке сказок». В изготовлении экспонатов и оформлении выставочного пространства участвовали сами художники. Также они предоставили для выставки эскизы и раскадровки своих работ — с помощью них можно узнать, как мультипликаторы создавали свои фильмы, вырисовывая каждый жест. Изучить этот трудоемкий процесс будет интересно даже тем, кто вырос уже на совсем других, компьютерных мультфильмах.

  • Воспитанницы Института благородных девиц на портретах и фотографиях

    К 150-летию Исторического музея впервые из Русского музея привезли знаменитую серию портретов «Смолянки» Дмитрия Левицкого. Также в экспозицию вошли изображения Екатерины Великой и Ивана Бецкого — они под действием идей эпохи Просвещения в 1764 году в петербурском Смольном монастыре учредили первое женского учебное заведение. Там девушки из небогатых дворянских семей жили в условиях строгой дисциплины, обучались наукам, правилам этикета, кулинарному искусству, рисованию и музыке, а лучшие выпускницы становились фрейлинами. Эту связь между институтом и Императорским двором демонстрируют два экспоната: шифр фрейлины Екатерины II и шифр лучшей выпускницы Смольного института. Также в экспозиции представлена графика первой половины XIX века и фотографии Карла Буллы — на них можно увидеть, как проходили занятия и как выглядел Смольный монастырь, построенный по проекту Франческо Растрелли. Все это поможет получить полное представление о жизни известных смолянок. А в атмосферу того времени перенесет архитектура пространства: по задумке Агнии Стерлиговой через всю экспозицию тянется струящаяся лента — популярный атрибут в моде и искусстве XVIII века.

  • Картины, рисунки, необычные скульптуры и стихи художника-семидесятника

    Творчество самобытного художника-семидесятника Бориса Кочейшвили часто называют театральным: он берет за основу архетипический сюжет и наполняет его новыми смыслами. Исследовать этот метод можно на выставке в Новой Третьяковке, где представлено более ста работ художника. Здесь можно увидеть не только живопись и графику разных лет, но и необычные скульптурные рельефы, которые в музейном пространстве показывают впервые. В этих работах Кочейшвили можно искать отсылки к известным произведениям — от икон Андрея Рублева до пьес Антона Чехова. Также совместно с Liquid Theatre музей подготовил аудиоспекталь — в нем художник читает свои стихи и делится воспоминаниями, куратор выставки Тамара Вехова комментирует его творчество, а также звучит музыка Кочейшвили (чтобы послушать необходимы смартфон и наушники). Еще больше о биографии художника можно узнать из документальных видеозаписей на мультимедийных экранах.

  • Долгожданное воссоединение работ из Русского музея и Третьяковской галереи

    Главная выставка сезона в Новой Третьяковке: впервые с 1956 года экспозиция объединит произведения Михаила Врубеля из Третьяковской галереи и Русского музея. Всего будет представлено более 300 работ — живопись, графика, монументальные панно, скульптура, майолика и фотографии театральных костюмов — из девяти музеев и семи частных коллекций. На выставке наконец воссоединятся две части картины «Пророк» (они хранятся в разных музеях), а еще сразу три «Демона» — последний раз такое было 100 лет назад.

    Сказочно-мистическое творчество Врубеля напоминает единую систему, пронизанную сквозными мотивами. Поэтому на выставке кураторы выстроили цепочки похожих сюжетов. Например, мотив морской царевны начинается с костюма, который художник создал для своей жены — певицы Надежды Забелы-Врубель, исполнявшей партию волховы в опере «Садко». И потом встречается в ее портрете, майоликовой скульптуре «Волхова», на блюде «Садко» и в картине «Жемчужина».

  • Вывезенные из России картины Айвазовского, Коровина, Ларионова, Бурлюка и Целкова

    В послереволюционные годы многие произведения русских художников были вывезены на Запад и безвозвратно утеряны, с 1980-х годов нью-йоркская галерея ABA собирает, изучает эти работы и довольно часто привозит на выставки в Москву и Петербург. В этот раз буквально на месяц на родину вернутся около 70 произведений — все это отборное российское искусство XIX–XX веков. В музейно-выставочном пространстве Российской академии художеств покажут и пейзажную школу второй половины XIX — начала XX века (морские виды на полотнах Ивана Айвазовского и «Парижские бульвары» Константина Коровина), и полотна авангардистов (Михаила Ларионова, Давида Бурлюка, Александры Экстер), и работы художников-шестидесятников, эмигрировавших за границу (Олега Целкова и Эдварда Беккермана).

  • Забытое искусство, неподходящее под советскую пропаганду

    Московским художникам в переломные 1920–1930-е годы пришлось непросто: искусство «думающих» не подходило для советской пропаганды, поэтому им приходилось искать варианты существования. Кто-то (Борис Голополосов, Лев Зевин, Антонина Софронова) рисковал изображать неприятную правду и показывать ее на публичных выставках, а кто-то (Константин Эдельштейн, Мария Ильф-Тарасенко, Георгий Павильонов) писал в стол и зарабатывал преподаванием, монументальной живописью, декоративным оформлением зданий и улиц. Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева совместно с галереей «Галеев» предлагает посмотреть на живопись и графику нарочно забытых художников, работы которых долгое время хранились вдали от посторонних взглядов: у наследников, в частных коллекциях и музейных фондах. Ведь чтобы найти себя, они шли на любопытные эксперименты, синтезировали приемы различных художественных школ — от искусства Возрождения до современных стилей и направлений.

  • Индустриальный район глазами современных художников и документалистов

    Музей Москвы продолжает свой проект «Москва без окраин», который исследует отдельные районы столицы и знакомит публику с их особенностями. Эта выставка посвящена не известной центральной Таганке, как в прошлый раз, а району возле МКАДа — индустриальной Капотне. Она напоминает отдельный город с собственной инфраструктурой, нефтеперерабатывающим заводом, жилыми кварталами, а также зелеными зонами, которые московские власти благоустроили в последние годы. Этой особенности малого города в столице и посвящена выставка: на ней можно не только изучить архивные материалы о строительстве, воспоминания местных жителей, фотографии и кинохронику, но и прочувствовать атмосферу района с трубами в инсталляциях современных художников и видеозарисовках режиссеров-документалистов.

  • Масштабные инсталляции и расплывающиеся картины на первой ретроспективе современного художника

    Выставка охватывает последние четырнадцать лет творчества российского художника Ивана Плюща и включает более пятидесяти картин, скульптур и инсталляций из российских и зарубежных частных коллекций. Название «Театр Плюща» для своей первой ретроспективы автор придумал сам: его инсталляции по своему размаху напоминают театральные декорации. Например, парк развлечений «Механизм бессмертия» занимает целую комнату и состоит из свисающих с потолка качелей (в виде ярусного театра на цепочках) и масштабной карусели с множеством гирлянд и детских лошадок. Живопись Плюща довольно узнаваема: он словно размывает фигуры и создает эффект, будто краска длинными каплями стекает вбок. В своих работах художник затрагивает философские вопросы, которые волнуют лично его: в ранних рассуждает о развале советской реальности, а в поздних — о времени, неизбежно ведущем к концу.

  • Мойка и ее мосты на акварельных пейзажах народного художника

    Народный художник России Борис Мессерер больше известен как автор театральных декораций и инсталляций, но эта выставка познакомит с еще одной гранью его творчества — ленинградскими пейзажами. Впервые они появились на акварелях Мессерера в 1995 году, затем московский художник приезжал в Северную столицу вновь и вновь и делал зарисовки пером и фломастером. Так с середины XX века появилось больше пятидесяти графических и живописных работ — на выставке впервые представят серию целиком. На работах изображена река Мойка, ее набережные и мосты. Художник изображает их без пешеходов и автомобилей, в необычных ракурсах и различных состояниях — это позволяет увидеть знаменитые кварталы в своей первозданной красоте, которая будто неподвластна времени.

Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
7 хороших музейных квестов для детей
7
хороших музейных квестов для детей
7 хороших музейных квестов для детей
15 альтернативных финалов известных фильмов
15
альтернативных финалов известных фильмов
15 альтернативных финалов известных фильмов