Что смотреть на выставке «Михаил Врубель» в Новой Третьяковке

17 ноября 2021
Дарья Мартыненко
17 ноября 2021
3 ноября в Новой Третьяковке открылась масштабная выставка «Михаил Врубель». Демоны и ангелы, лешии и морские царевны на картинах, рисунках, майолике, панно для особняков и театральных костюмах — в таком объеме многоликое творчество художника представлено впервые. В экспозицию вошли более 300 произведений из Третьяковки, Русского музея и других коллекций — не хватает только киевских икон и фресок. Но и без них для качественного осмотра понадобится не один час, а может быть, и несколько визитов. Планировать их лучше заранее, так как билеты на ближайшие выходные уже раскуплены. Рассказываем о главных работах.

Михаила Врубеля называют одним из самых загадочных русских художников, и это не просто красивые слова. Он получил академическое образование и благодаря школе Павла Чистякова прекрасно писал с натуры, изучал средневековые витражи и мозаики в Венеции, реставрировал фрески и писал иконы в Киеве. Но в своих картинах уже плавно переходил к абстракции — использовал орнамент, крупные мазки и изображал будто какие-то иные миры. Врубель так и не был до конца понят современниками и стал предвестником беспредметного искусства XX века. Кроме того, он обладал визионерским даром — видел в голове целостные образы и композиции — и упорно пытался выразить их в искусстве. Холста для этого было недостаточно, поэтому художник исследовал одни и те же сказочно-мистические мотивы с помощью разных техник, а иногда и синтезировал их, например, пытался перенести майоликовый блеск на полотна. Приблизиться к разгадке этого творческого метода — вот главная задача кураторов Ирины Шумановой (заведующей отделом графики XVIII — начала XX века в Третьяковке) и Анатолия Ипполитова (научного сотрудника отдела западноевропейского искусства Эрмитажа). 

«Царевна-Лебедь»

Выставка начинается с козырей — знакомой с детства «Царевны Лебеди». На картине в образе царевны из пушкинской сказки изображена жена художника — оперная певица Надежда Забела-Врубель. Она исполняла партию Царевны Лебеди в опере Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Репетиции жены вдохновили Врубеля на эту картину, позднее художник также создал декорации к спектаклю. 

Эта довольно поздняя картина (1900 года) словно настраивает на знакомство с Врубелем, поскольку объединяет основные черты его творчества: образ путеводительницы по жизни (как и Прекрасная Дама у Блока, Надежда Забела-Врубель становится главной музой художника), опору на литературный сюжет, мистику, демоничность, перламутровые краски, мотив превращений и сочетание реального, театрального и фантазийного.

Демониана Врубеля

Следующий зал посвящен главной теме в творчестве Врубеля — здесь собрали трех «Демонов». Важно понимать, что это не дьявол и не черт, а некое божество, которое страдает от того, что не может найти себе места ни на земле, ни на небе. Этот образ художник исследовал на протяжении всей жизни. Еще в молодости написал «Демона сидящего»: он погружен в раздумья и одиноко наблюдает за миром с высокой скалы. Эта одна из первых работ, где художник в поисках своего стиля несколько упростил форму: металлической лопаткой наложил крупные мазки и создал на картине эффект мозаики.  Спустя десятилетие без единого наброска, практически экспромтом, Врубель написал «Демона летящего»: на полотне существо с уже искаженными анатомическими пропорциями парит между миром света и тьмы в глубочайшей тоске. А за последнего уже совсем орнаментального «Демона поверженного» художник принялся в 1901 году. Чтобы усилить впечатление, он использовал майоликовые бронзовые порошки — благодаря им в небольшой мастерской под направленным лучом света венец, оперение и вершины гор переливались. Но, когда картину поместили на выставку, этот эффект пропал, и краски стали казаться тусклыми. Тогда художник стал приходить на выставку и мучительно переписывать работу, так как считал ее главным произведением своей жизни.

В соседнем зале также находятся многочисленные эскизы «Демонов» — черно-белые, цветные и даже в женском обличье. А рядом висят иллюстрации к одноименной поэме Михаила Лермонтова — монохромные жанровые эпизоды с тщательно проработанным орнаментом из пятен и штрихов. Проследить метаморфозы демона и связь между графикой и живописью позволяют окошки, прорезанные между залами, — такое необычное оформление пространства создали архитекторы Сергей Чобан (соавтор проекта башни «Федерация» в Москве-Сити) и его коллега из бюро Speech Александр Шейнер.

Мамонтов, театр, майолика и русские сказки

Чобан и Шейнер также придумали разместить по бокам портрета мецената Саввы Мамонтова врубелевские маски львов, которые украшали ворота его московской усадьбы. Они перекликаются с печальным, как-будто каменным, лицом Мамонтова. Кажется, что художник уже в 1897 году чувствовал, что через несколько лет успешный и любимый всеми предприниматель будет несправедливо обвинен и потеряет все, а Врубель лишится своего главного опекуна. Не все эксперименты художника Мамонтову были понятны, но он оберегал его от нападок, обеспечивал заказами, а также пригласил в свое имение Абрамцево. Здесь Врубель стал оформлять сказочные оперы Николая Римского-Корсакова для мамонтовской Частной оперы и занялся майоликой — ему нравилось с помощью температуры экспериментировать над цветом и блеском керамических изделий.

Два новых увлечения вдохновили художника на целые серии сказочных работ — выставка позволяет проследить эти связи. Например, в отдельном помещении с приглушенным светом показаны мерцающие скульптурные портреты персонажей оперы «Снегурочка», а рядом костюм Надежды Забелы-Врубель, исполнявшей в ней главную роль. Также на выставке представлена картина «Прощание царя морского с царевной Волховой» и керамическое блюдо «Садко», созданные по мотивам одноименной оперы. Русско-народную тематику продолжает майоликовый камин «Микула Селянинович и Вольга», картины «Пан» и «Три богатыря».

Больше о театральных работах Врубеля можно узнать в специальном видеоряде о шести операх: от спектакля «Гензель и Гретель» (где художник впервые услышал голос Забелы и влюбился в нее) до «Царской невесты», которую художник оформлял, уже будучи тяжело больным.

Больничные рисунки и воссоединение «Пророков»

Первые признаки болезни стали проявляться у Врубеля в 42 года: он стал раздражительным, буйным и слишком многословным. В 1902 году психиатр Владимир Бехтерев диагностировал у художника прогрессивный паралич, возникший как осложнение сифилиса. Поэтому последние восемь лет Врубель много времени проводил в психиатрических больницах. Этому периоду на выставке посвящены два нижних этажа. На черно-белом балконе представлены рисунки, созданные в лечебницах, — портреты врачей, санитаров, больных и зимние пейзажи, увиденные из окна. 

Спустившись еще ниже, можно увидеть воссоединение двух частей «Пророка». В 1904–1905 годах художник разрезал эту композицию и поверх нижней части написал портрет жены. Потом картины разделили: «Пророк» оказался в Русском музее, а «Дама в лиловом» — в Третьяковке. Связь между этими полотнами Ирина Шуманова обнаружила только несколько лет назад и придумала воссоединить их на выставке. Сейчас можно увидеть, как крылья Серафима превращаются в горящий камин, который освещает лицо Забелы. Одновременно они служат и грустным напоминанием о прошедшем времени ее окрыленности сценой, и символом сгорания жизни самого пророка Врубеля.

«Жемчужина» и «Шестикрылый серафим»

Дальше, на самом нижнем этаже выставки, расположилась еще одна графическая серия больничного периода — «Раковины». На нее художника вдохновила подаренная ему раковина-пепельница. В многочисленных рисунках он пытался добиться, казалось бы, невозможного — передать ее перламутровый блеск с помощью угля и карандаша. А в главной работе серии — акварели «Жемчужина» — изобразил бесконечные переливающиеся миры и оказался уже совсем на грани с абстрактным искусством. Но, как художник XIX века, не смог отказаться от натуры и все же поместил на первый план фигуры морских царевен.

Завершает выставку «Шестикрылый серафим» — последняя картина маслом, написанная в 1904 году, когда художнику ненадолго стало лучше. Здесь он уже не имитировал мозаику, а писал в своей индивидуальной «кристаллической» манере. И словно обобщил рецепт своего творчества — трагичный загадочный сюжет в сочетании с яркой декоративностью.

 

Выставка будет работать до 8 марта. Для посещения галереи необходим QR-код.

  • Выставка
    Михаил Врубель
    Долгожданное воссоединение работ из Русского музея и Третьяковской галереи
    9.400
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
7 хороших музейных квестов для детей
7
хороших музейных квестов для детей
7 хороших музейных квестов для детей
15 альтернативных финалов известных фильмов
15
альтернативных финалов известных фильмов
15 альтернативных финалов известных фильмов