Выставки Москвы

Выставка Цай Гоцян. Октябрь, Москва

7.1
Выставки: Цай Гоцян. Октябрь, Москва

Важнейший китайский художник со специальной инсталляцией к годовщине революции

Китаец Цай Гоцян прославился своими фейерверками и причудливыми инсталляциями из пронзенных стрелами кораблей, животных и машин. Привезти его ретроспективу в Москву стоило еще очень давно — в основном здании Пушкинского бок о бок с коллекцией музея будут показаны и его скульптуры, и пороховая живопись, и подготовительные эскизы к пиротехническим спектаклям. А во дворе специально для ГМИИ Цай Гоцян создаст инсталляцию «Осень» к годовщине революции из березок и детских колясок, напоминающую сцену из «Броненосца Потемкина» Эйзенштейна.

Место проведения

Музей изобразительных искусств им. Пушкина
Пикассо, Моне, Дега, Ван Гог, Ренуар и другие
Cамый академичный музей Москвы, в постоянной экспозиции которого можно по слепкам и копиям изучить всю историю мирового искусства, от портика Парфенона и Давида Микеланджело до целого готического портала и конных статуй отважных людей Возрождения, все в натуральную величину. Кроме копий — значительная, хотя, конечно, не эрмитажная, коллекция живописи старых мастеров, где и Рубенс, и Боттичелли, а также регулярные выставочные хиты, привозные и российские.
телефон+7 (495) 697 95 78
адрес
ценаВход 200–400 р., для детей до 16 лет вход свободный
официальный сайт
входит в сетьМузей изобразительных искусств им. Пушкина

Отзывы пользователей о выставке «Цай Гоцян. Октябрь»

Фото Andrey Pautov
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
12
9

КИТАЙСКИЙ ТУРИСТ О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
В сквере перед знаменитым портиком цветаевского музея уменьшенная копия кладбища в Ментоне (Лазурный берег). Тому, кто там не был сообщаю: это скала над морем, ставшая кладбищем русской революционной эмиграции: знаменитые дворянские фамилии. Инсталляция-гора состоит из остовов детских кроваток, имитирующих кладбищенские ограды, сквозь которые проростает русский березняк. Пока он не засох окончательно, надо выставку посетить!

Эта внушительная по размерам метафора дополнена второй исталляцией, искусно вписанной в объём знаменитого Белого зала музея. Их соединяет стяг-полог из тончайшего белого шелка над парадной лестницей со строчкой из «Интернационала»: НИКТО НЕ ДАСТ НАМ ИЗБАВЛЕНЬЯ: НИ БОГ, НИ ЦАРЬ И НЕ ГЕРОЙ. Пол Белого зала- гигантского размера ковёр из вертикально стоящих, буквально, как в поле, подстриженных стебельков какой-то жухлой травы. Каждая травинка вставлена в персональное отверстие в листе фанеры, которыми устлан пол. Этих стеблей МИЛЛИОНЫ. Это — ЗЕМЛЯ (так написано на стенке). На травяном ковре «вытканы» два гиганских же «серпа-и-молота» в обрамлении пятиконечныз звёзд. Причём вытканы так, чтобы в гигантском же подвесном зеркале, образущем потолок зала, этот ковёр отражался именно зеркально: то, что выглядит в зеркальном отражении на потолке как выпуклое, рельефное, на «Земле», на самом деле. является «впуклым» - это метафора того, как мы видим сегодня события вековой давности. Есть и другие метафоры: череда событий столетней истории представлены чёрно-белым потоком архивных негативов-позитивов — это «Река», а на противоположной стене цветной «Сад» мечт и надежд.
Наконец,в нефе Белого зала - парящий в воздушном потоке белый бумажный змей, собирющий в одну точку Эпилога все потоки метафор этой выставки. Но это ,оказывается, не точка, МНОГОТОЧИЕ ...

Как понимаете, всё просто.
И созерцается под звуки выстрелов/взрывов, диссонирующих с «Октябрём» из ВРЕМЁН ГОДА П.И. Чайковского

И
главное: АВТОР, его бессмертное «Я» художника, которое одно и заслуживает вечной жизни в искусстве — об этом видеоповествования на плазменных панелях и видеопроекции + Красная площадь + Кремль и фейерверки — эти образы нам понятны, пускай и с китайским акцентом. К чести автора, он предпочёл всё-таки художественный язык почти неизбежным в такой теме социолгическим и политическим абстракциям

В завершение могу сказать, что смотрел я на всё это с искренним интересом, и никакого внутреннего протеста у меня не было. Но когда я прошелся после по анфиладе старой недерландско-германской живописи, то понял, что никогда прежде не испытывал от неё такого острого наслаждения

И всё же, «ЦАЙ ГОЦЯН. ОКТЯБРЬ» - самое значительное из прозвучавших в этом году в Москве высказываний о русской революции 1917 года

9
Фото Кристина Савотина
отзывы:
298
оценок:
274
рейтинг:
159
7

Отстояв очередь около часа, билет за 300 рублей предлагает выставку честно говоря, за 150 рублей. Поясню: перед музеем коляски с березками, выглядят необычно, но из-за деревьев почти и не видно всей композиции. Конечно впечатляет поле, Река и Сад. Особенно удачно в этом зале это зеркала.Обязательно посмотрите видео создания пороховых картин. Просто мне показалось маловато, только и всего.

1
Фото Elena Bukhmak
отзывы:
29
оценок:
38
рейтинг:
60
7

Сама выставка очень небольшая, это лаконичное высказывание на тему Октябрьской революции и знакомство российской публики с техникой Гоцяна. Для консервативного Пушкинского музея шаг, безусловно, смелый.

В виде горизонтальных китайских свитков размещены два полотна - "Река" и "Райский сад", созданные незадолго до показа. Сам Гоцян рассказывает, что для него множественность и многократность по сути выражают идею пустоты, дзенского "ничто", а потому коллективная память, развернутая на холсте, - это река времени, которая течет ниоткуда и в никуда, медитативное созерцание этого "ничто".

Инсталляция "Земля" - воплощение авторской концепции Гоцяна "искусства для инопланетян": проблемы и история землян должны быть показаны космосу ярко, убедительно и эффектно. Вид сверху, "с неба", действительно позволяет совсем иначе взглянуть на "русское поле", один из базовых культурных символов.

Cценограф по образованию, Гоцян мыслит крупной единицей спектакля, а потому его творчество - это всегда перфоманс, действие, в которое обязательно должен быть вовлечен зритель. Эффектные визуальные решения и работа с большими пространствами - его визитная карточка, и небольшие размеры Пушкинского музея, конечно, не могут в полной мере вместить в себя фантазию художника.

Гоцян известен своей техникой работы с порохом - и на выставке можно увидеть отдельные эксперименты. Порох добавляет картинам измерение динамики, в этих работах соавтором становится стихия огня, и это очень эффектно. Порох в символике Гоцяна - это не только деструкция, разрушение, катастрофа, это еще и фейерверк, праздник, и начало начал (теория "большого взрыва"), а потому увидеть события Октября 1917 года через эту призму особенно интересно.

Цай Гоцян - художник-космополит, родившийся в советском Китае, но долго проживший в Японии и Штатах. Именно этот вненациональный, разносторонний взгляд позволяет ему находить параллели в разных культурах, а нам - по-новому взглянуть на исторические события столетней давности, которые обветшали и давно затерлись множественными однотипными интерпретациями.

0
Фото Галина  Цветаева
отзывы:
164
оценок:
165
рейтинг:
199
9

На выставку Цая Гоцяна надо идти подготовленным или взять аудиогид. Инсталляция перед входом в музей производит впечатление избиение 14 тысяч младенцев в Вифлиеме, и вызывает другие неприятные ассоциации,но,даже без подготовки понимаешь,что все плохое заканчивается и вырастает новая светлая жизнь. И действительно,дерево было выбрано,как символ России,а вся композиция-воплощение детской мечты о прекрасном,радостном будущем. Очень впечатляют пороховые картины "Река","Сад",огромная инсталляция "Земля" Цай Гоцян подготовил эту выставку,как подарок себе на 60-летие. Два года работал над подготовкой этой выставки бесплатно. Эта выставка больше об ощущениях человека,его переживаниях во время революционных событиях.Выставка удивляет,поражает,ее долго перевариваешь.
Цай Гоцян очень талантливый современный художник,его выставка-уникальное явление,она никогда больше не сможет повториться. Но для таких современных выставок существуют в Москве современные выставочные пространства. А сам музей изобразительных искусств-это совершенно другое выставочное пространство,для других работ. Выставка Цая Гоцяна в таком классическом,академическом музее выглядит,как инородные тело. Анастасия Цветаева,дочь основателя Музея,еще в советское время писала письма министру культуры об отказе выставок привозных работ,чтобы не разрушалась концепция музея. А раньше привозилось и выставлялось классическое искусство, и если дочь Цветаева считала,что такие выставки
нарушают идею музея,то,чтобы она сказала,если бы увидела такую выставку.

0
Фото Ekaterina S.
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

Меня сильно впечатлило ржаное поле между Рекой и Садом под зеркальным потолком в классическом убранстве Белого зала Пушкинского музея. Это не просто преображение пространства, создание многогранных смыслов. У меня осталось послевкусие чего-то большего, чего-то стоящего. Философия и пороховая живопись поражают воображение. Выставку «Цай Гоцян. Октябрь» рекомендую. И не пожалейте 350 рублей на аудиогид.

0

Галерея