Francois Duhamel/Paramount Pictures
1966, США
Успешный продюсер и режиссер. Славу Абрамсу принесли сериалы «Шпионка» и «Остаться в живых», а мировую известность — перезапуск сразу трех легендарных франшиз: «Миссия невыполнима», «Стартрек» и «Звездные войны». По этому поводу даже появилась шутка (в мультсериале «Южный парк»): если вам нужно срочно перезагрузить что-то, зовите Джей Джей Абрамса. Его ребуты неизменно вызывают восхищения, но нельзя также не отметить и то, что они делают нас заложниками ностальгии — и в этом смысле Абрамс идеальный режиссер для современного Голливуда, который как огня боится всего нового и пытается выехать на проверенных временем франшизах. Симптоматично и то, что единственный оригинальный фильм режиссера «Супер 8» тоже не был совсем оригинален. Он был смесью спилберговского «Инопланетянина» и «Монстро», а по методу сопоставим с сериалом «Очень странные дела» братьев Даффер. Учитывая то, насколько популярна любовь к 80-м в кино, мы еще долго будет оставаться заложниками этой ностальгии — а королями этой вечеринки будут оставаться Абрамс и его апостолы.
компания «Централ Партнершип»
1935, США
Родился в Бруклине, но миру стал известен как убежденный поклонник другого нью-йоркского района — Манхэттена, которому посвятил свой лучший, одноименный, фильм и еще десятки других. Кроме Нью-Йорка у Аллена есть еще один любимый персонаж — сам Аллен. Он редко снимался у других и редко снимал не себя, Вуди Аллен — уникальный пример полной гармонии автора и лирического героя, гармонии, переходящей в диалектическое единство. Маленький сутулый еврейский очкарик-умник, одержимый не столько сексом, сколько издержками смешного слова либидо, Вуди под разными именами переходил от девушки к девушке, от психоаналитика к психоаналитику, бесконечно повторяясь и никогда не надоедая. Его падение с лесов в «Проклятии нефритового скорпиона» — может быть, самый смешной эпизод современного кино. Играет джаз, пишет скетчи, редко выезжает за пределы квартала, снимает по три фильма в год — Аллен останется главной ролевой моделью всех тех, кто не блондин, не атлет, не молодой и не дурак.
Sony Pictures Classics
1951, Испания
До Альмодовара фильмы о наркоманах, трансвеститах, террористах и панках снимались дергающейся камерой, имели бессвязные сюжеты и были пронизаны антиобщественными настроениями. Альмодовар снял жизнь этих людей в имперском стиле старого Голливуда — в духе мелодрам Дугласа Сирка («Закон желания», «Высокие каблуки») или комедий Билли Уайлдера («Женщины на грани нервного срыва», «Свяжи меня!»), неслучайно Уайлдер так лоббировал «Женщин» на премию «Оскар». «Оскара» Альмодовар получил лишь в XXI веке — сперва за лучший иноязычный фильм «Все о моей матери», затем за сценарий «Поговори с ней», — когда в его фильмах проявилось богоискательство. Однако в историю он войдет как певец чувственной радости и адвокат маргиналов: рассказав о проститутках и педерастах так, как в 50-х рассказывали о миллионерах.
Bruce Birmelin/Columbia Pictures
1970, США
Исполинская (в медийных масштабах) фигура Пола Томаса Андерсона, сына актрисы и умеренно популярного диктора, добрые 20 лет напоминает о славных призраках былых времен, когда масштаб замысла, дотошность реализации и дорогая выделка считались признаком большого голливудского стиля. Дебютировав авантюрной драмой «Роковая восьмерка», ПТА следом только повышал ставки для себя и своих героев: многофигурная порнополифония «Ночей в стиле буги» и характерная для конца XX века примирительная многоголосица «Магнолии», напоминавшей о связи всего сущего; следом — романтическая, язвительная и неистово смонтированная передышка «Любовь, сбивающая с ног»; затем — монументальная американская трилогия: от густой, как кровь и банковские потоки, истории становления земли свободы на костях («Нефти» с выдающимся перфомансом Дэниела Дей-Льюиса) через болезненный сеанс послевоенного гипноза («Мастер» с потрясающими ролями уже Филипа Сеймура Хоффмана и Хоакина Феникса) — к экранизации неэкранизируемого романа Пинчона, одноименного, завиральному памятнику 1960-х с их травокурной эйфорией и консервативной паранойей («Врожденный порок»); последняя большая работа мастера — «Призрачная нить», проводившая на пенсию Дей-Льюиса и миф о художнике с большой буквы, а также вдоволь поиздевавшаяся над концептом взаимопоглощающей любви. Словно в напоминание, что гигантомания не ключевая черта ПТА, его фильмам не чужда ирония, а фильмографии — короткий метр и клипы (новейший — музыкальное видео «Anima» про Тома Йорка, катающегося в метро, а на самом деле — в собственной голове). В эпоху, когда все табели о рангах неактуальны, иметь такую фигуру, как режиссер Андерсон, крайне удобно: из всех прилежных учеников, метящих в большие голливудские режиссеры, он, вероятно, больше всех похож на отличника; а именно через этих целеустремленных ребят проще выстраивать и рушить иерархии, если они все-таки понадобятся.
Jonathan Olley/Summit Entertainment
1951, США
Увлекалась живописью, училась на кинокритика, была моделью, но нашла себя в режиссуре — причем не каких-то там романтических комедий, а брутальных фильмов, пышущих тестостероном. В объектив ее камеры попадают, как правило, мужчины и женщины опасных профессий («Вороненая сталь», «На гребне волны», «К-19», «Повелитель бури», «Цель номер один»). Также Кэтрин не чуралась жанровых экспериментов: скрещивала вестерн и вампирский хоррор в «С приходом тьмы», фантастику с нуаром в «Странных днях», детектив с мелодрамой в «Весе воды». Кстати, среди воды Бигелоу чувствует себя максимально комфортно — по ее словам, вода награждает кадр особой грацией. Сама же Кэтрин — первая женщина, которая была награждена «Оскаром» за режиссуру. Впрочем, трубить о победе феминизма пока рано. Ее картины — стопроцентно мужское кино, а то, что режиссер — женщина, так это чистая формальность.
The Image Gate/Getty Images
1930, Франция
Полнометражный дебют Годара «На последнем дыхании» стал не только манифестом французской «новой волны», но и первой в истории синефильской картиной — когда фильм мыслится как форма кинокритики. Годар разыгрывал сценки из американских фильмов посреди улиц, снимая их ручной камерой; несовпадение приемов и фактуры приводило к тому, что синтаксис киноязыка проступал выпукло, а сами ленты Годара превращались в «сеансы магии с последующим разоблачением». Лучший способ пройти курс по мастерству режиссуры — это просмотреть подряд «Жить своей жизнью», «Карабинеров», «Презрение», «Безумного Пьеро», «Мужское-женское» и «Уикенд». Названием его фильма 1964 года «Банда аутсайдеров» Тарантино окрестил свой кинопроизводственный лейбл. Годару — теоретику и практику — мы обязаны тем, что продукты жанрового кино обрели статус объектов высокого искусства. В 1968 году Годар был среди тех, кто сорвал Каннский фестиваль, повиснув на экранном занавесе и не дав ему открыться.
Sony Pictures
1953, США
Биография Джармуша — образцово-показательная история независимого американского режиссера. Расхлябанный вид, торчащие во все стороны белые волосы, по виду — настоящий панк, он снял свой первый фильм «Более странно, чем в раю» за $15 000 на пленке, подаренной Вимом Вендерсом. Ленту отказались рассматривать как дипломную работу в киношколе, зато заметили на фестивалях в Европе. Второй его фильм, «Над законом», стоил $90 тысяч и получил «Золотую камеру» в Каннах. К началу 90-х Джармуш превратился в гуру независимого кино, в золотой стандарт. Почти все его фильмы — путешествия, где герои попадают на чуждые территории: от гетто, заселенного американским «белым отребьем» («Над законом»), до пространства между жизнью и смертью («Мертвец»). Как и его герои, Джармуш тоже постоянно выходит за рамки привычного и дозволенного: каждый его фильм добавляет в современный кинословарь множество новых статей.
Mod Producciones
1963, Мексика
Мексиканский режиссер, сделавший себе имя в Голливуде и за его пределами. Самый младший ребенок в многодетной семье, Иньярриту, не окончив школу, подался в моряки — и отправился путешествовать по Европе и Африке на грузовом судне. Впоследствии места, которые он посетил, мелькнут в его картинах, однако прежде чем податься в режиссуру, Иньярриту поступил в престижный Мексиканский университет, поработал ведущим на рок-радиостанции и композитором (написал музыку к нескольким фильмам, так как музыка будоражила его больше, чем само кино). Тогда же он познакомился с писателем Гильермо Арриагой, вместе с которым сделал «Трилогию о смерти» («Сука-любовь», «21 грамм» и «Вавилон»). Все эти фильмы отличает то, что они состоят из пересекающихся историй (а в «21 грамме» еще превалирует нелинейный нарратив) и посвящены любви и смерти. При этом если действие «Суки-любви» происходит в Мексике, «21 грамма» — в США, то в «Вавилоне» — по всему миру. Когда пути Иньярриту и Арриаги разошлись (сценарист ушел ставить свой режиссерский дебют «Пылающую равнину»), Иньярриту снял драму на испанском языке «Бьютифул». И уже на следующем, пожалуй, своем самом амбициозном проекте — снятой одним планом трагикомедии «Бердмэн» — сменил своего постоянного оператора Родриго Прието на кудесника камеры Эмманюэля Любецки. Сообща они также поставили вестерн «Выживший» и VR-кино «Плоть и песок» — фильм-инсталляцию, рассказывающую с помощью языка виртуальной реальности историю мексиканских беженцев-нелегалов. Иньярриту — первый мексиканский режиссер, который получил приз за режиссуру Каннского фестиваля («Вавилон»), «Оскар» за лучший фильм («Бердмэн») и третий по счету кинематографист, которому когда-либо удавалось получить два «Оскара» подряд за режиссуру («Бердмэн», «Выживший»).
Weinstein Company
1958, Гонконг
Карвай — это лучшее, что подарил миру азиатский кинематограф за последние 15 лет. После Карвая гонконгское кино перестало ассоциироваться исключительно с рукопашной суетой и нелепой улыбкой Джеки Чана. Начинающий специалист по фотографии и графическому дизайну, в конце 80-х Карвай ушел в кино и изменил его навсегда. Масштаб влияния Карвая на киноязык 90-х сравним с влиянием Годара на кинематограф 60-х (и подобно Годару, что забавно, он никогда не снимает на публике темные очки). «Пока не высохнут слезы», «Счастливы вместе», «Чункинский экспресс», «Падшие ангелы» — его залитые неоновым светом прокуренные мелодрамы о грустных людях с пистолетами и без, затерявшихся в уличном трафике — неважно, Гонконга или Буэнос-Айреса, — резали без ножа: казалось, о любви после Карвая можно уже не снимать. Казалось до 2000 года, когда вышло «Любовное настроение». После «Настроения» — это уже практически факт.
Maywin Films
1947, Япония
Под псевдонимом «Бит» бывший инженер и лифтер в стрип-клубе сделал карьеру как один из самых популярных японских телекомиков. Параллельно с дуракавалянием на голубом экране превратился в классика мирового кинематографа, поставив фильмы «Жестокий полицейский», «Точка кипения», «Сонатина», «Фейерверк» («Золотой лев» Венецианского кинофестиваля), «Кикуджиро», «Куклы», «Затоичи», в большинстве из которых сыграл главные роли. Последний настоящий самурай японского искусства, живущий так, как будто уже давно умер: в фильмах Китано, как и в самом его образе, парадоксально и тонко сочетаются звериная жестокость громилы-якудза и малахольная нежность шукшинского чудика. Замечательно рисует, написал более пятнадцати книг, в числе которых романы и критические сборники. Один из самых влиятельных японцев на планете.
Sony Classics
1939, США
Коппола мог бы поставить один-единственный фильм, «Крестный отец», и навсегда остаться в топ-десятке мировой режиссуры. Или только «Апокалипсис сегодня». Или «Разговор». Но он не просто снял еще несколько удачных фильмов («Бойцовая рыбка», «Клуб «Коттон», «Дракула»), родил удивительную дочку Софию и открыл племянника Николаса Кейджа — он в конце концов переступил через собственные амбиции. Разорявший целые киностудии мегаломанскими проектами, сейчас Коппола стал для американского кино почти тем же, чем был его учитель Роджер Корман: он спродюсировал в четыре раза больше чужих картин, чем поставил своих. Коппола часто ошибается, часто ностальгически тяготеет к категории B, но пробует снова и снова — человек, снявший вертолетную атаку под «Полет валькирий» и гибель Фредо Корлеоне, может себе позволить.
Mod Producciones
1961, Мексика
Мексиканский режиссер, который вместе с Гильермо дель Торо и Алехандро Гонсалесом Иньярриту образовал неформальную, но влиятельную испаноязычную диаспору в современном Голливуде. Прославился благодаря горькой мелодраме «И твою маму тоже», получившей приз за лучший сценарий на Венецианском фестивале. Поставил лучшую часть «Гарри Поттера» («Узника Азкабана») и еще пару больших голливудских проектов: «Дитя человеческое» и «Гравитацию». За «Гравитацию» получил несколько «Оскаров» (в том числе за режиссуру), но свой главный «Оскар» (за лучший фильм на иностранном языке) получил за кино большого стиля — «Рому».
Showtime
1946, США, режиссер
Самый авангардный из режиссеров мейнстрима и самый мейнстримовый из авангардных. Прославившись абсолютно экспериментальным экспрессионистским кошмаром «Голова-ластик», Линч уже через три года получает восемь номинаций на «Оскар» за политкорректного «Человека-слона», а еще через несколько лет снимает «Дюну» — многомиллионный фантастический провал. Настоящий Линч начинается в 1986-м: «Синий бархат» фиксирует все приметы его фирменного стиля — роковых женщин, инфернальных злодеев, красные занавесы, щемящие сердце песни, чернейший юмор. Его дорожки — «Шоссе в никуда» и «Малхолланд-драйв», его город — «Твин Пикс», где сосны скрывают тайну, а совы — не то, чем они кажутся. Его кинематограф — это прыжок вниз головой в запредельное, в собственное подсознание, где сон не отличишь от реальности и откуда не выберешься живым.
Melissa Moseley/Warner Bros. Entertainment
1970, Великобритания
Британский режиссер, сделавший блистательную карьеру в Голливуде (другой яркий пример: Альфред Хичкок). Поклонник пленки, ненавистник 3D и один из немногих постановщиков на «фабрике грез», имеющий право на финальный монтаж. Свою дебютную картину «Преследование» из-за отсутствия денег снял в элегантном черно-белом цвете (кстати, Нолан — дальтоник), но быстро превратил это художественное решение в концепцию. Также в «Преследовании» режиссер очертил круг своих (главным образом экспериментальных) предпочтений в искусстве: это интерес к героям, неспособным адекватно воспринимать реальность («Помни», «Бессонница»), страсть к элементам жанра нуар (трилогия про Бэтмена), иллюзиям-ребусам («Престиж»), матрешечной конструкции сюжета (она же мизанабим) и, разумеется, к пространственно-временным завихрениям («Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк»). Последнюю страсть, кстати, разделяет младший брат Кристофера — Джонатан (сериалы «Подозреваемый» и «Мир Дикого Запада»), который написал сценарии, быть может, к лучшим его фильмам. Помимо этого Нолан известен кубриковской холодной сдержанностью — как раз в хладнокровном формализме критики чаще всего его и обвиняют, а еще в драматургической неряшливости, логических несостыковках, злоупотреблении пафосом и, главное, ложной многозначительности. Все это, однако, не мешает ему оставаться одним из влиятельнейших режиссеров своего поколения.
Universal
1979, США
Американский комик, актер, режиссер. Сделал себе имя в стендап-комедии и в шоу «Key & Peele», в котором снимался вместе с Киганом-Майклом Ки. Играл в сериалах «Американская семейка», «Трудоголики», «Проект Минди», «Фарго». Стал соавтором сценария комедии «Киану» про украденного котика, в которой снялся вместе со своим партнером Ки, а затем поставил черный хоррор «Прочь» — смесь сатиры и фильма ужасов, которая умно обыгрывала жанровые каноны и гендерные страхи, а также репрезентовала в главной роли черного героя (большая редкость со времен «Ночи живых мертвецов» Джорджа А.Ромеро). Кино вызвало фурор в прессе, собрало невероятную кассу и получило статус культурного феномена. В последовавшем затем хорроре «Мы» поднял ставки еще выше.
FilmDistrict
1970, Дания
Родился в Копенгагене, в семье режиссера и монтажера Андерса Рефна и операторки Вибеке Виндинг. Часть его детства прошла в Нью-Йорке, где болезненный мальчик, страдающий дислексией, рос на фильмах Джона Кассаветеса и Пола Моррисси («Плоть для Франкенштейна» всегда была для него картиной, которую он мечтал снять сам). Не окончив киношколу, Рефн, как и Квентин Тарантино, воспитанник видеопроката, бросился снимать свой дебют, криминальную драму «Торговец наркотиками», из которой выросла целая трилогия и в которой лучшая — третья, самая лютая часть. Как завзятого антрополога, Рефна больше всего занимает люди в пограничной (читай: экстремальной) ситуации — впрочем, не столько даже люди, сколько герои-архетипы, которых отторгает окружающая среда, как в киноманском «Истекающем кровью», полумистическом «Страхе X», биографическом «Бронсоне» и квазиисторическом «Вальгалла: Сага о викинге». Туда же и «Драйв» (приз за лучшую режиссуру Каннского фестиваля 2011 года) — манифестация авторского стиля, подчеркнуто скупая и лаконичная картина, в которой Райан Гослинг неспроста носит куртку с вышитым на ней скорпионом: это не только демонстрация его характера, но и приговор — драйвер не способен сопротивляться собственной природе. Равно как и сам режиссер, из фильма в фильм снимающий одно и то же концептуально выверенное кино, иногда непонятое зрителями (как, например, «Только Бог простит»), а иногда очень личное — как хоррорный «Неоновый демон», разыгрывающий характерные рефновские фобии и обсессии на территории модельной индустрии и нечеловеческой красоты, которую, как показывает фильм, не в силах переварить каждый организм.
Jaap Buitendijk/GK Films
1942, США
Сын эмигрантов из Сицилии, несостоявшийся католический священник, едва не преданный позже официальной церковью анафеме, Скорсезе сказал: «В моей жизни есть только две вещи — кино и религия». Его фильмы легче всего описывать в христианских категориях: грех, возмездие, искупление, избранность — будь то история доведенного до ручки «маленького человека» («Таксист»), опустившегося боксера («Бешеный бык»), удачливого бильярдиста («Цвет денег»), далай-ламы («Кундун») или самого богочеловека («Последнее искушение Христа»). Из-за «Злых улиц», «Казино», «Хороших парней» к режиссеру приклеился ярлык исследователя мафии, но Скорсезе в этих подробных полотнах никогда не был просто бытописателем, всегда — суровым моралистом. «Банды Нью-Йорка» подтвердили, что он не только бескомпромиссен, но и обладает уникальной способностью сочетать постановочный размах с вниманием к деталям.
Paramount Pictures
1946, США
Все, к чему прикасается Спилберг, превращается в золото: это самый успешный режиссер в истории кино, и не факт, что кому-либо удастся его превзойти. Он снимал почти во всех жанрах и всякий раз доводил жанр до совершенства. Фильм ужасов — «Челюсти», приключения — «Индиана Джонс», фантастика — «Инопланетянин» и так далее: это как поэт — Пушкин, фрукт — яблоко. Он чувствует зрителя, как никто другой: даже продюсерские его работы неизменно приносят горы денег. Спилберг фантастически, невероятно удачлив и оттого оказывается выше понятной иногда нелюбви к нему — победителей не судят. К тому же «Особое мнение» и «Поймай меня, если сможешь» не дают забыть, что он ко всему прочему еще и просто очень талантливый режиссер.
Live Entertainment
1963, США
Один из тех немногих, кто делит линейную вроде бы историю кино на «до» и «после», двухметровая дылда с удивленным лицом — Тарантино сполна отомстил за тысячи видеопрокатных очкариков, которые по ночам засматривают до дыр «Пираний-3» и «Гения кунг-фу-14». Он перевернул саму систему координат: после «Бешеных псов» и «Криминального чтива» вдруг выяснилось, что «Пираньи» — точно такой же факт и культурная ценность кинематографа, как и, допустим, «Андрей Рублев». Оказалось, что можно все. Другое дело, что тут же таился и подвох: сотни мародеров, которые бросились пользоваться вседозволенностью, остались при своих. Тарантино на то и гений, что один знает, где брать, как и зачем. И когда он возвращается из похода с двумя сериями «Убить Билла» за плечами, мелкой шпане опять остается только кусать локти.
Sophie Giraud/20th Century Fox
1964, Мексика
Мексиканский режиссер, сценарист и продюсер. Начинал работать на мексиканском телевидении одним из режиссеров сериала «Отмеченное время». В проекте был задействован четыре года — с 1986-го по 1990-й. В полнометражном кино дебютировал фильмом «Хронос», который получил приз критиков Каннского кинофестиваля. В 1997 году начинает работать в американских проектах: снимает фильм ужасов «Мутанты», а в 2002 году выступает в качестве режиссера боевой вампирской фантастики «Блэйд-2». В 2006 году выходит «Лабиринт Фавна», для которого Гильермо дель Торо сам написал сценарий. Фильм получил три премии «Оскар», номинацию на «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке и номинацию Каннского кинофестиваля. Кроме того, дель Торо является режиссером фильмов «Хеллбой» и «Хеллбой-2: Золотая армия». В 2013 на экранах появляется кайдзю-экшен «Тихоокеанский рубеж», в том же году режиссер начинает работу над собственным хоррор-сериалом «Штамм», который транслируется на американском телеканале FX. В 2015-м на Каннском кинофестивале состоялась премьера его изящной готической сказки «Багровый пик». С «Формой воды» получил «Оскар» и главный приз Венецианского фестиваля, тем самым официально переведя низкую культуру в статус высокой.
Zentropa Productions
1956, Дания
Унаследовавший тяжелый нордический темперамент Карла Теодора Дрейера и Бергмана, фон Триер соединил его с радикализмом, доселе невиданным в большом европейском кино. Каждый его фильм, начиная с дебютного триллера «Элемент преступления» и заканчивая «Танцующей в темноте» и «Догвилем», нарушает все мыслимые жанровые и стилистические законы — просто потому, что режиссеру они не нужны: он играет с кино, всякий раз придумывая для него собственные правила. Которые сам же немедленно предает — самым вопиющим примером стала история Dogme 95. После фестивального успеха фильма «Рассекая волны» (1996) фон Триер — самый признанный европейский автор. Все, что он делает, — событие по умолчанию, и все — слишком эмоционально окрашено, чтобы не стать предметом яростных споров. Неприятный, капризный человек, Ларс фон Триер, возможно, единственный действующий режиссер в мире, который двигает киноязык не постепенно — рывками.
Columbia Pictures
1962, США
Начинал карьеру в принадлежащей Джорджу Лукасу компании по созданию спецэффектов, где участвовал в съемках фильмов «Возвращение джедая» и «Индиана Джонс и Храм судьбы». До того как стать кинорежиссером, снимал рекламные ролики для известных брендов и музыкальные видеоклипы для Aerosmith, The Rolling Stones, Джорджа Майкла и Мадонны. Его режиссерский дебют («Чужой-3») вышел комом — и хотя сам Финчер это кино недолюбливает, оно остается, пожалуй, самым недооцененным в великой квадралогии. Настоящую славу режиссеру принесли триллеры «Семь», «Игра» и «Бойцовский клуб», в котором есть запоминающаяся фраза про то, что «самосовершенствование — это онанизм». Будучи одним из главных перфекционистов в современном Голливуде, Финчер с ней абсолютно согласен. Несмотря на то что «Загадочная история Бенджамина Баттона» получила 13 номинаций на «Оскар», а «Социальная сеть» принесла четыре «Золотых глобуса», конек режиссера все-таки не драмы, а выводящие из зоны комфорта триллеры — особенно фильмы и сериалы про маньяков: «Зодиак», «Девушка с татуировкой дракона», «Охотник за разумом».
1973, Германия. За фильм «Головой о стену» (2004) получил «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале. Романтик, баламут, без пяти минут новый Феллини.
1943, Швеция. Эксцентричный скандинавский классик, автор фильмов «Ты, живущий!» и «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии».
1969, США. Сутулый человек в очках толщиной с палец, режиссер «Бутылочной ракеты», «Академии «Рашмор», «Семейки Тененбаум» и «Водной жизни». Обладатель удивительного холден-колфилдовского взгляда на мир, обволакивающий сказочной леденцовой оболочкой истории детских неврозов и кризисов переходного возраста, растянувшихся на всю жизнь.
1967, США. Главный современный комедиограф, наследник Джона Хьюза.
1961, Великобритания. Авторка фильмов «Аквариум», «Грозовой перевал», «Американская милашка», мастер эфемерных конструкций.
1969, США. Американский еврей, снимающий про зависимости и на библейские темы. «Пи», «Реквием по мечте», «Ной» и «мама!».
1940, Италия. Снял фильмы «Птица с хрустальным оперением», «Кроваво-красный», «Суспирия», «Инферно». Самый изысканный представитель жанра хоррор.
1969, США. Икона американского инди-кино.
1958, США. Поставил фильмы «Эд Вуд», «Сонная лощина», «Эдвард Руки-ножницы», «Бэтмен». Пересмешник, тяготеющий к готике и черному юмору.
1937, США. Стал иконой 1960-х, сыграв главную роль в фильме «Бонни и Клайд». Шесть раз номинировался на «Оскар», получил его за режиссуру фильма «Красные».
1960, Великобритания. Главный шекспировский актер английского театра и режиссер голливудских блокбастеров.
Лилли и Лана (в прошлом Энди и Ларри) Вачовски
1967 и 1965, США. Авторы «Матрицы» — самого амбициозного кинопроекта рубежа тысячелетий.
1945, Германия. Снял «Алису в городах» и «Небо над Берлином». Изобрел европейскую версию роуд-муви — медленные самоуглубленные фильмы о путешествиях и поездках.
1938, Нидерланды. Автор «Робота-полицейского», «Основного инстинкта», «Звездного десанта». Умудряется делать смелое новаторское кино в тисках голливудских жанров и гигантских бюджетов.
1967, Канада. Артхаусный режиссер, которому необходимо было стать жанровым, автор фантастических фильмов «Прибытие» и «Бегущий по лезвию 2049».
1946, Китай. Автор фильмов «Пуля в голове», «Круто сваренные» и «Битва у Красной скалы», классик гонконгского кино.
1956, Австралия. Играл в «Безумном Максе» и «Смертельном оружии», а в 2004-м снял лучшую в истории экранизацию Евангелия.
1940, США. Самый преуспевший участник группы Monty Python, снявший «Бразилию», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и «Двенадцать обезьян».
1965, Великобритания. Новая инкарнация Стэнли Кубрика, автор фильмов «Сексуальная тварь» и «Побудь в моей шкуре».
1963, США. Последний романтик аналогового мира, режиссер «Вечного сияния чистого разума» и «Перемотки».
1969, США. Автор эмигрантских и приключенческих драм, выросший в нового Мартина Скорсезе.
1954, США. Создатель мультсериала про семью Симпсонов, которые уже 30 лет откровенно издеваются над американским образом жизни.
1942, Великобритания. Фильмы «Контракт рисовальщика», «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Книги Просперо». Снимает кино по законам оперы, увлечен нумерологией.
1940, США. Гений саспенса и остросюжетного кино, среди которого «Прокол», «Лицо со шрамом» и «Путь Карлито».
1946, Франция. Снимает жесткое артхаусное кино, в том числе с колониальным оттенком.
1961, Новая Зеландия, режиссер. Начинал как автор дешевых черных комедий, в начале XXI века осуществил самый успешный проект в истории кино — «Властелин Колец».
1942, Великобритания. Снял самые смешные фильмы группы Monty Python: «Житие Брайана» и вместе с Терри Гиллиамом — «Монти Пайтон и священный Грааль».
1973, США. Фильмы «Кирпич», «Братья Блум», «Петля времени», снял самые экспериментальные «Звездные войны».
1967, США. Австралийский режиссер, прославившийся фильмами «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» и «Ограбление казино».
1953, Франция. Автор фильмов «Амели», «Город потерянных детей», «Чужой-4: Воскрешение». Сняв «Амели», стал одним из самых успешных французских режиссеров в истории.
1973, США. Фильмы «Костяной томагавк», «Драка в блоке 99», «Закатать в асфальт». Большой жанровый режиссер, философствующий молотом.
1939, Польша, режиссер. Автор фильмов «Структура кристалла», «Семейная жизнь», «Иллюминация». Исследует «последние» экзистенциальные вопросы — свободы и смерти.
1952, США. Автор фильмов «Назад в будущее», «Контакт», «Смерть ей к лицу», лауреат «Оскара» за «Форреста Гампа». Соратник Спилберга.
1964, Россия. Самый респектабельный из современных российских режиссеров.
1934, Франция. Автор самых смешных французских комедий 1970–1980-х: «Сумасшедшие на стадионе», «Чудовище», «Крылышко или ножка», «Откройте, полиция».
1951, Китай. Самый признанный в мире китайский режиссер: «Зажги красный фонарь», «Красный гаолян», «Дорога домой». В 2002 году отошел от пасторальных драм и снял фильм «Герой».
1934, Грузия, режиссер. Поэт-бытописатель. В Грузии снял «Жил певчий дрозд», «Листопад» и «Пастораль», перебравшись во Францию — «Охоту на бабочек» и «Фаворитов луны».
США, 1930. Славен ролями в вестернах («Хороший, плохой, злой») и полицейских фильмах («Грязный Гарри»). Получил «Оскар» за режиссуру «Непрощенного».
1960, Франция. Автор фильмов «Дурная кровь», «Любовники с Нового моста», «Пола Икс». Лицо французской новой «новой волны».
1948, США. Снял иконический слэшер «Хеллоуин» и еще несколько выдающихся фантастических фильмов и хорроров. На пенсии пишет музыку — так называемый карпентеркор.
1957, Финляндия, режиссер. Снял фильмы «Жизнь богемы», «Я нанял киллера», «Ариэль», «Девушка со спичечной фабрики». Режиссер, воплотивший на экране финский характер.
1958, США. Один из самых умных сценаристов и режиссеров, автор тотальной киноинсталляции «Нью-Йорк, Нью-Йорк».
1974, США. Автор всего трех, но очень культовых фильмов — «Донни Дарко», «Сказок Юга» и «Посылки».
1960, Тунис. Автор «Жизни Адель» и «Мектуба», один из главных современных французских режиссеров.
1960, Корея. Поставил суровые фильмы «Остров», «Плохой парень», «Береговая охрана». Актуальнейший азиатский режиссер.
1971, США. В год сыграла в «Крестном отце». Поставила фильмы «Девственницы-самоубийцы» и «Трудности перевода». Дочь Фрэнсиса Форда. Обладатель «Оскара». Большая надежда.
1973, США. Инфант-террибль американского инди-кино, режиссер «Гуммо», «Отвязных каникул» и «Пляжного бездельника».
1926, США. Спродюсировал более 300 малобюджетных фильмов категории B. Учитель Копполы, Скорсезе и Кэмерона.
1954 и 1957, США. Сняли фильмы «Просто кровь», «Подручный Хадсакера», «Бартон Финк», «Большой Лебовски». «Оскар» за сценарий «Фарго» и за лучший фильм «Старикам тут не место».
1943, Канада. Автор фильмов «Видеодром», «Муха», «Обед нагишом», «Связанные насмерть». Специалист по физическим мутациям.
1954, Югославия. Автор фильмов «Андеграунд», «Аризонская мечта», «Помнишь ли Долли Белл?», «Черная кошка, белый кот». Трижды лауреат Каннского фестиваля.
1954, Канада. Автор «Терминатора», «Чужих», «Титаника» и «Аватара». Революционер в области спецэффектов.
1954, Новая Зеландия. Единственная женщина-режиссер, которая получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля — за фильм «Пианино».
1973, США. Флагман новой странной греческой волны, режиссер фильмов «Клык», «Лобстер» и «Фаворитка».
1957, США. Один из лидеров черного кино середины 1980-х годов и до наших дней, автор фильмов «Делай как надо!», «Лихорадка джунглей» и «Черный клановец».
1960, США. Автор трилогии «Перед закатом», «Перед рассветом» и «Перед полуночью», снимал «Отрочество» 12 лет.
1944, США. Автор «Звездных войн» и продюсер «Индианы Джонса».
1962, Австралия. Автор фильмов «Ромео + Джульетта», «Мулен Руж», «Только в танцзале». Снял Ди Каприо в роли великого Гэтсби.
1970, Великобритания. Перековавшийся в режиссеры театральный драматург, которого часто сравнивают с Квентином Тарантино.
1943, США. В 70-е поставил «Пустоши» и «Дни жатвы», потом 20 лет молчал, вернулся с «Тонкой красной линией». Величайший визионер послевоенного кино.
1943, США. Режиссер «Схватки», «Али» и «Джонни Д.». Ведущий специалист по экранным перестрелкам.
1966, Аргентина. Режиссерка-самоучка, авторка фильма «Зама». Представляет новое аргентинское кино.
1957, Иран, режиссер. Лидер иранского кинематографа, автор фильмов «Габбех», «Миг невинности», «Кандагар».
1958, Испания. Автор фильмов «Коровы», «Земля», «Рыжая белка», «Люсия и секс». Режиссер философско-мистического склада.
1945, Австралия. Режиссер тетралогии «Безумный Макс», каждая новая часть которой получилась разной, а лучшей — последняя.
1945, Россия. В фильме «Я шагаю по Москве» сыграл образцового шестидесятника. Снял фильмы «Пять вечеров», «Неоконченная пьеса для механического пианино».
1941, Япония. Самый прославленный режиссер аниме. Автор мультфильмов «Унесенные призраками», «Принцесса Мононоке», «Небесный замок Лапута».
1948, США. Снял документальные фильмы «Врата небес», «Тонкая голубая линия», «Мистер Смерть». Человек, умеющий просто и ясно рассказать самую безумную историю из реальной жизни.
1947, США. Лауреат Пулитцеровской премии за пьесу «Гленгарри Глен Росс», номинировался на «Оскар» за сценарии к «Вердикту» и «Плутовство». Режиссер фильмов «Спартанец» и «Красный пояс».
1941, Россия. Самые известные мультфильмы — «Ежик в тумане», «Лиса и заяц», «Цапля и журавль» и «Сказка сказок», признанная лучшим мультфильмом в истории.
1963, Франция. Безумный и брутальный аргентинец, дебютировавший в 1998 году фильмом «Один против всех». Прославился гениальной «Необратимостью» — самой жестокой лентой нового века.
1944, Великобритания. Один из создателей «Маппет-шоу», подарил свой голос свинье Пигги и учителю Йоде из «Звездных войн», поставил «Лавку ужасов», «Степфордских жен» и «Смерть на похоронах».
1951, Япония. Второй после Хаяо Миядзаки самый известный режиссер аниме в мире.
1957, Великобритания. Создатель Уоллеса и Громита, лауреат четырех «Оскаров», автор одного из лучших мультфильмов века «Побег из курятника» (2000).
1944, Великобритания. Фильмы «Полуночный экспресс», «Слава», «Птаха». Первый клипмейкер, ставший великим кинорежиссером.
1969 и 1971, США. В 1997 году придумали мультсериал «Южный парк», самое смешное порождение американского ТВ.
1960, Иран. Самый известный невыездной иранский режиссер.
1933, Польша. Снял фильмы «Тупик», «Ребенок Розмари», «Китайский квартал». Обладатель всех высших кинематографических наград.
1967, Румыния. Лидер нового румынского кино.
1974, Великобритания. Фильмы «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые», «Армагеддец». Король всех гиков.
1971, Мексика. Мексиканский Тарковский.
1947, Польша. Диссидент-авангардист, активист «Солидарности», превративший киноэкран в ленту Мебиуса и поставивший кино с ног на голову. Обладатель «Оскара» за «Танго».
1969, Великобритания. Снимает про отчуждение и непростые семейные отношения, за что ей и рукоплещут на кинофестивалях.
1952, США. Автор фильмов «Аптечный ковбой», «Мой личный штат Айдахо», «Умница Уилл Хантинг». Получил «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Слон».
1937, Великобритания. Классик научно-фантастического кино, снял «Бегущего по лезвию» и «Чужого».
1966, США. «Это Спарта!».
1963, США. В 27 лет получил золото Канн за «Секс, ложь и видео», с тех пор поставил «Траффик» и «11 друзей Оушена», переснял «Солярис» Тарковского и снял два фильма на айфон.
1951, Россия. Фильмы «Скорбное бесчувствие», «Спаси и сохрани», «Телец». Последовательно изучает смерть.
1970, Италия. Главная надежда современного итальянского кино, автор фильмов «Изумительный», «Великая красота» и сериала «Молодой папа».
1945, Нидерланды. Снял фильмы «Иллюзионист», «Стрелочник», «Летучий голландец». Прославился притчеобразным, болезненным и красивейшим кинематографом без слов.
1946, США. Снимал эпопеи о титанах ХХ века вроде Джима Моррисона, Кеннеди и Никсона. Поставил кинобиографию Александра Македонского.
1978, Франция. Сняла костюмированную мелодраму «Портрет женщины в огне», которая стала манифестом нового женского кино.
1955, Венгрия. Живая легенда венгерского кино.
1955, Гонконг. Человек, сменивший Джона Ву на посту главного гонконгского экшен-режиссера.
1935, США. Поставил фильмы «Французский связной», «Изгоняющий дьявола». Поселил насилие и ужас, которые прежде были уделом малобюджетного кино, в большом Голливуде.
1961, США. Режиссер «Меня там нет», «Кэрол» и «Мира, полного чудес», блистательный формалист.
1942, Германия. Автор фильмов «Забавные игры» (и авторемейка), «Код неизвестен», «Пианистка» (Гран-при Каннского фестиваля 2001 года). Мистик и мизантроп.
1942, Германия. Поставил фильмы «Агирре, гнев Божий», «Фицкарральдо», «Каменный крик». Снимал в амазонских джунглях, в больницах для слепоглухонемых и в африканских пустынях.
1929, Чили, режиссер. Снял фильмы «Крот», «Святая гора», «Святая кровь», «Фандо и Лис». Главный сюрреалист мирового кино.
1969, Корея. Пробующий себя в самых разных жанрах корейский режиссер, лауреат Каннского кинофестиваля.
1954, Корея. Фильмы «Поэзия», «Пылающий». Снимает сложные философские экзерсисы.
1963, Корея. «Олдбой» и вот это все.
1985, США. Голос поколения миллениалов, автор «Одержимости», «Ла-Ла Ленда» и «Человека на Луне».
1951, США. В 1980-е был известен как художник-постэкспрессионист, в 1990-е прославился фильмами «Баския» и «Пока не наступит ночь».
1946, США. Сценарист «Таксиста» и других важных фильмов Нового Голливуда, режиссер «Первой реформатской церкви».
1970, Индия. Самый известный индийский режиссер в Голливуде, мастер хитроумных триллеров.
1960, Канада. Фильмы «Славное будущее», «Экзотика». Эгоян беспощадно разбирается с судьбами своего народа и поколения — и человека, стоящего перед лицом смерти.
1927, США. Снял фильмы «Кроличья луна», «Инаугурация купола удовольствий», написал книгу «Вавилон Голливуда». Один из крупнейших оккультистов XX века.
Это исправленный и дополненный отрывок из материала «500 главных людей в мировой культуре», который впервые был опубликован в журнале «Афиша» №7 (126) в 2004 году.