Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
18 июля 2023

Рецензия на «Основание»: вольная экранизация сай-фай-эпика Азимова, которой нужно дать время

Василий Говердовский
На стриминге Apple TV+ начался второй сезон «Основания», масштабного фантастического сериала по мотивам книг Айзека Азимова. В честь премьеры мы перевыпускаем рецензию Василия Говердовского на первый сезон — о том, почему сериал гарантированно расстроит почитателей Азимова, но при этом все равно стоит внимания.

С минимальным временным промежутком на экранах, больших и малых, появились экранизации двух важных сай-фай-книг — «Дюны» Фрэнка Герберта и «Основания» Айзека Азимова. Оба этих произведения помогли книжной фантастике выбраться из гетто низкосортной литературы и отразили переживания людей, переживших глобальные катаклизмы первой половины XX века: взлет национализма и религиозного фундаментализма, популярность авторитарных фигур и мировые войны. Тем любопытнее, что их экранные адаптации разошлись разными путями.

Дени Вильнев снял на удивление верный первоисточнику фильм: режиссер не решился резать гербертовский сюжет и адаптировал только половину первой книги. Однако шоураннер сериала по «Основанию» Дэвид С.Гойер пошел принципиально иным путем. Сценарий шоу не пересказывает сюжет книг, а всего лишь отталкивается от идей Азимова.

Азимов начинает историю в далеком будущем на планете-городе Транторе, центре Галактической Империи. Главная фигура всего цикла — математик Гэри Селдон (в сериале его играет Джаред Харрис) — придумывает научную дисциплину под названием психоистория, которая позволяет с помощью исчислений и знаний исторических событий прошлого предугадывать варианты развития будущего. Селдон предрекает падение Империи в ближайшие несколько сотен лет. С помощью психоисторических манипуляций Селдон и его сторонники добиваются своего — высылки на окраину вселенной, планету Терминус. Но что кажется наказанием для Империи, то желаемый результат для ссыльных. Ведь Селдон и задумывал создать проект по сохранению человеческой цивилизации под названием «Основание» подальше от Империи.

Первый эпизод довольно близко пересказывает эту завязку, но уже с самого начала позволяет себе вольности с оригиналом. В первой новелле Азимова нашим проводником в мире Трантора был молодой математик по имени Гааль Дорник. Написанный широкими мазками герой был призван познакомить читателей с миром «Основания» и завязкой цикла. В первом эпизоде Гойер использует Дорник для этих же целей, но превращает его в девушку и одну из главных героинь первого сезона (ее играет Лу Льобелл). В отличие от книжного Дорника, чье участие ограничивается самой первой новеллой цикла и появлениями в приквелах, сериальная Гааль остается с нами надолго.

И это лишь песчинка в океане нововведений Гойера. «Основание» очень долгое время пытались перенести на экран, но проблема с адаптацией упиралась в масштаб и онтологическую структуру книг: сюжет цикла постоянно скачет на десятки, сотни, а то и тысячи лет вперед, ведя повествование от лица разных персонажей. «Основание» Азимова только замаскировано под приключенческий сайфай, на деле это социологический и философский трактат. Это заодно объясняет и схематичность азимовских героев: в центре сюжета не они, а исторические преобразования общества под давлением внутренних и внешних кризисов. Казалось, подъем стриминга и телевидения должен был дать ключ к побуквенной адаптации книг. Однако Гойер принципиально отказался от этой возможности. И вместе с ней «Основание» потеряло свою уникальную историко-социологическую перспективу.

Сразу после первого эпизода сериал разбивается на несколько сюжетных линий. В первом сезоне действие тоже занимает десятилетия, однако персонажные арки нескольких главных героев занимают все десять серий. Из-за этого первые несколько эпизодов «Основание» страдает от переизбытка экспозиции. Сначала сериал дает завязку азимовского цикла в первом эпизоде, а затем очень долго разгоняет собственные сюжетные линии. Потребуются какие-никакие усилия, чтобы удержать в голове детали сюжета, прыгающего во времени и в разные части галактики. Но, к чести сценаристов проекта, этот звездолет примерно на середине сезона все же взлетает, не растеряв по дороге деталей.  

Как и в книгах, над героями висит тяжелое наследие плана Селдона, предсказывающего тысячу следующих лет развития человечества. Селдон намеренно не раскрывает детали плана во избежание манипуляций с ним посторонних людей. Азимов на протяжении нескольких книг выжимал немало саспенса, заставляя своих персонажей угадывать развитие плана. Должны ли они смириться с новым кризисом? Или противостоять ему? Какую роль задумал для них Селдон? Герои книг были пешками плана, иногда выбивающимися в ферзи. Однако их взаимодействие с планом было сугубо интеллектуальным. Гойер же добавляет двухмерным изображениям рефлексивной глубины. Идея предопределенности судьбы заставляет бороться одних и отравляет разум другим.

Интереснее всего в сериале оказываются линии с персонажем, который в книгах присутствовал на отдаленном плане. Вернее, с персонажами. В мире сериала три клона — младший Рассвет, главный День и старший Закат — делят императорские регалии и меняются статусами по мере взросления. За первый сезон один из них успеет умереть из-за старости, а Рассвет станет Днем, все инкарнации которого играет Ли Пейс. В книгах фигура императора символизировала все еще могущественную стагнацию, разрушаемую из-за нежелания меняться. Гойер цепляется за эту идею: его находка с клонами выводит азимовскую мысль еще отчетливее. И несмотря на очевидную символичность роли императоров в сюжете, сценарию и актерам удается сделать некоторых Клеонов сложными и неоднозначными персонажами.

Холодной математике письма Азимова Гойер добавляет чувство. И если первый эпизод, снятый Рупертом Сандерсом (режиссером ремейка «Призрака в доспехах»), своим отстраненным стилем еще адекватен книгам, то к концу сериал не стесняется разных эмоций — от чистой сентиментальности до более тревожных и сложных ощущений. После финальной серии «Основанию» хочется простить легкую скуку первых эпизодов: они не только готовят почву для всему сериалу, но и ретроспективно кажутся лучше, чем ощущались во время просмотра.

Фанаты книг могут обвинять Гойера в том, что он по-мясницки разделал классику — что, вообще-то, правда. Сериал со своим вниманием к героям и переплетенными сюжетными линиями — типичное детище сегодняшнего телевизионного ландшафта. Гойер не просто адаптировал книги Азимова, он адаптировал их в той форме, к которой современный зритель привык. Сюжетные линии разворачиваются по популярному сериальному принципу «загадочной коробки», манипулирующий зрительским восприятием подачей информации. Сценарий размеренно складывает кусочки пазла в общую картину, успешно цепляя новыми интригами и повышением ставок.

«Основание» заметно выделяется в ряду других фантастических сериалов своими амбициями и масштабом. Дело даже не в огромном бюджете, позволяющем воплотить удивительные миры, а в идеях, заложенных Азимовым. Несмотря на все изменения, это все еще история, которая пытается ответить на цивилизационные кризисы современности. Не зря первый эпизод демонстрирует отзвуки трагедии 11 сентября. И пускай иная, более интимная перспектива пока что лишает сериал интеллектуальной силы книг, «Основанию» Гойера достаточно одного вдохновения от них, чтобы превратить телевизионный блокбастер в небанальное и увлекательное зрелище. Подходящая судьба для экранизации книг, игравших с идеей того, как рябь на глади истории приводит к неожиданным результатам.

 

Текст в первый раз был опубликован 21 ноября 2021 года.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

В этой статье

6.9
Основание
2021, Фантастика
Масштабная фантастика по книгам Айзека Азимова

Подборки Афиши
Все