Москва
«Пушки Акимбо» и «Иди к папочке»: Гарри Поттер и Фродо уходят в отрыв
Волшебство, да и только: на этой неделе одновременно в прокат выходят фильмы с Фродо и Гарри Поттером — семейный триллер «Иди к папочке» с Элайджей Вудом и комедийный боевик «Пушки Акимбо» с Дэниелом Рэдклиффом. Магия этих картин заключается в том, что это на самом деле крутые и дикие жанровые работы. Рассказываем подробнее.
Евгений Ткачёв
Редактор «Афиши»
28 февраля 2020

Так уж сложилось, что после «Властелина Колец» и «Гарри Поттера» Элайджа Вуд и Дэниел Рэдклифф любят сниматься во всякой дичи. Элайджа исправно играет маньяков («Маньяк») и парней, попавших в переплет («Торжественный финал», «Открытые окна»). Рэдклифф не отстает, предпочитая высоколобым драмам хорроры («Женщина в окне», «Рога», «Виктор Франкенштейн») и роли пукающих трупов («Человек — швейцарский нож»). Кажется, у хоббита и уже не такого юного волшебника врожденная любовь к трансгрессии, нетривиальным, странным, а подчас даже шокирующим проектам. Не являются в этом смысле исключениями и «Иди к папочке» вместе с «Пушками Акимбо». Это по-настоящему безумные, отвязные картины, которые лихо обходятся с жанровыми клише и не дают заскучать ни на секунду, — но обо всем по порядку.

Начнем, пожалуй, с «Пушек Акимбо» Джейсона Ли Хаудена. Это история гика и задрота Майлза (Рэдклифф), у которого дома на стене висят постеры «Коммандо» и «Рэмбо: Первая кровь. Часть II», в личной жизни полный кавардак (возлюбленная, художница комиксов Нова (Наташа Лю Бордиццо) бросила его), а на работе (компании, разрабатывающей мобильные приложения про белочку) бесконечные унижения. Майлз находит отдушину лишь в реалити-шоу «Скизма» — игре на выживание, похожей на ту, что была показана в «Трудной мишени». В этом турнире лидирует совсем уж отъехавшая чемпионка Никс (Самара Уивинг), которая, кажется, убила больше людей, чем все вирусы на свете. Однажды, когда пьяный Майлз по неосторожности оскорбит в сети одного из организаторов игры, он сам станет участником процесса: его похитят, изобьют, прикрутят с помощью болтов к рукам два пистолета и заставят сражаться с Никс (а чтобы у героя появилась дополнительная мотивация, еще и возьмут в заложники Нову). 

Акимбо — это стрельба по-македонски, то есть с двух рук (изначально прокатчики хотели подойти творчески и назвать фильм «Безумный Майлз», но потом отдали это решение на откуп зрителей, которые предпочли оригинальный вариант). Как вы уже догадались, с двух рук весь фильм палит герой Рэдклиффа, который будто бы оказался в ожившем шутере. Его все хотят убить, но Майлзу невероятно везет, как всегда обычно бывает с новичками. Первую половину фильма этот рохля и неудачник, похожий на героя Джеймса МакЭвоя из кинокомикса «Особо опасен», не может надеть штаны и бегает по улицам исключительно в халате и меховых тапочках-лапах. Затем Майлзу удается как-то подсобраться, однако очевидно, что против Никс у него нет никаких шансов, — равно как у актера Рэдклиффа против божественной Самары Уивинг. Со своим отшибленным взглядом и обесцвеченными бровями она крадет фильм у выпускника Хогвартса — и претендует на сольную картину (жаль только, что мы вряд ли ее увидим).

По всем законам жанра в определенный момент противостояние Майлза и Никс перерастет в бадди-муви: тогда уже станет понятно, что «Пушки Акимбо» — это гремучая смесь «Адреналина» и «Геймера», а Хауден — достойный наследник Невелдайна и Тейлора. Его фильм — такое же скоростное и отбитое, но (что важно) не мачистское кино. Вместо брутального Джейсона Стэтема тут компьютерный гик, а в роли Стэтема (совершенно в духе времени) девушка. Также стоит упомянуть, что в фильме есть сатира на кибербуллинг, утративший моральный облик интернет и социальные сети — но все это выглядит довольно беспомощно. Режиссер явно больше увлечен пушками, чем смыслами. Однако нельзя назвать это кино совсем уж безмозглым. Это не постмодернизм, а метамодерн — за циничным юмором тут (как, скажем, и в «Дэдпуле») прячется нежное сердце, а за кокаиновым сумасшествием — ранимая душа. Что, впрочем, не помешает главным героям пристрелить их всех (в смысле злодеев).

Перейдем к фильму с Элайджей Вудом — «Иди к папочке». Это режиссерский дебют Анта Тимпсона, продюсера хоррор-альманаха «Азбука смерти», «Турбопацана» и «Сального душителя», мелькнувшего в «Смертельном оргазме» (предыдущей работе автора «Пушек Акимбо» Джейсона Ли Хаудена). По сюжету страдающий от алкогольной зависимости, но ушедший в завязку и живущий с мамой усатый тридцатилетний хипстер Норвал (Вуд) приезжает за город повидаться с отцом, которого никогда не видел. Отец (Стивен МакХэтти) живет в доме, похожем на НЛО, и ведет себя, скажем так, эксцентрично. Первым делом он как бы случайно избавляется от смартфона Норвала, а затем начинает его активно шеймить и буллить. Молодой человек не выдерживает эмоционального прессинга и уже готовится сбежать, как вдруг чрезмерно пьющий отец замертво падает с инфарктом. Приехавший полицейский подозрительно смотрит на Норвала, а женщина-коронер говорит, что они пока не могут забрать труп, так что парню какое-то время придется пожить с мертвецом. От безнадеги Норвал напивается, а потом начинает слышать какой-то странный и страшный шум в доме, вследствие чего у него складывается ощущение, что его отец после смерти поселился в трубах.

«Иди к папочке» из тех фильмов, что обманывают все ожидания, хотя основной сюжетный финт угадывается с первых минут. Дело в том, что триллер Тимпсона строится на том же художественном допущении, что и «Визит» М.Найта Шьямалана, но, право слово, этот набивший оскомину трюк не лишает удовольствия от дальнейшего просмотра — просто в силу того, что Тимпсон делает ставку не только на шьямалановские сюжетные перевертыши, но и на персонажей. Нелепый, несуразный и отталкивающий герой Вуда — слишком знакомый типаж, чтобы от него можно было так легко отмахнуться. Безотцовщина и миллениал, он из того поколения, что не спешит взрослеть и съезжать от родителей. Как и в «Маньяке», Элайджа играет перверсивного персонажа, но в этот раз гораздо более симпатичного, уязвимого и трогательного. Режиссер с пониманием относится к его травме, но это не значит, что он занимается ее оправданием, — в конечном счете списать все свои беды (прошлые и нынешние) на ужасное детство слишком удобная позиция, которая не вызывает большого уважения.

Тимпсон, разумеется, неслучайно делает дом отца Норвала похожим на НЛО: герой Вуда сразу же чувствует себя не в своей тарелке, а отец для него — инопланетянин, с которым он (безуспешно) пытается установить контакт. Как часто бывает в таких историях, вскоре обнаружатся и грязные секреты — но не в шкафу, а в подвале, в который Норвалу придется спуститься, точно в преисподнюю. В тот же момент семейный хоррор перерастет в криминальный триллер, а герою предстоит пережить одно из самых невероятных приключений в своей жизни. Эксцентричные гангстеры, как в «Жмурках», поединок с засевшим на унитазе преступником, вечеринка русских свингеров — когда кажется, что фильм уже исчерпал лимит своих сюрпризов, оказывается, что «Иди к папочке» еще даже не начал ходить с козырей. В общем, и «Пушки Акимбо», и «Иди к папочке» — славные жанровые картины, из просмотра которых при желании можно устроить отличный дабл-фичер. Главное — не забыть пристегнуться: Средиземье и Хогвартс остались далеко позади.