Абрам Архипов. Молодая крестьянка, 1920. Частное собрание, Москва
Скорее всего, героиня этого полотна на каждый день выбирала более удобную одежду, которую не жалко испачкать или испортить. Однако на праздники доставала из сундуков все самое красивое: цветные сарафаны, яркие платки и блестящие бусы. Вероятно, для картины художник сам выбирал одежду и нарядил в нее девушку. Абрам Архипов был родом из небольшой деревни, поэтому его так сильно интересовали крестьяне.
Художник делает акцент на красном цвете — он яркий, живой и сразу привлекает внимание. В работе «Крестьянка в желтой рубахе» Архипов сочетает дополнительные или «противоположные» цвета — желтый и фиолетовый. Расположенные рядом, они подчеркивают друг друга и выглядят насыщенно.
Станислав Жуковский. Интерьер, 1917. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А.Коваленко
Усадьба — это красивый дом, который обычно находится за городом. Станислав Жуковский часто изображал комнаты в подобных домах. Обычно он не рисовал людей, и у зрителей складывается впечатление, будто бы хозяин дома вышел буквально секунду назад.
За окном видны поле и лес. Художник использует холодный голубой, синий и фиолетовый, чтобы передать прохладу весеннего дня. Давайте вернемся обратно в комнату. На столе — букет из нежных роз и других цветов. Зеркало отражает часть комнаты, делая ее еще больше. На стенах зеленые обои с фиолетовыми цветами. Художник делает плавный переход из дома на улицу с помощью цвета. Зеленые обои перекликаются с зеленой травой, а цветы — с деревьями. Такие нюансы делают картину еще интереснее для зрителя.
Петр Петровичев. Синяя гамма, 1912. Музей-заповедник «Горки Ленинские»
Петр Петровичев начинал свой творческий путь, рисуя рожицы в учебной тетради. Позже художнику стали близки идеи импрессионизма, особенно он любил передавать свет и воздух в пейзажах и натюрмортах. На этой картине Петровичев не прописывает каждый отдельный цветок, а будто растворяет их в синей дымке. Здесь нет четких контуров и границ, цветы как будто парят в воздухе. Картина даже называется «Синяя гамма», что подчеркивает важность цвета.
Для натюрморта понадобятся: тонированная бумага, простой карандаш, сухая пастель, фиксатор пастели или лак для волос.
Карандашом на тонированной бумаге наметьте стол, вазу и общий объем букета (как облако). Теперь добавляйте цвет слоями: от самого яркого к более темному цвету, не забудьте растушевать пастель пальцами. В самом конце добавьте детали — отдельные лепестки, стебли — и расставьте акценты с помощью контрастов. Готовую работу зафиксируйте лаком или специальным фиксатором.
Как научиться писать картины как импрессионист, читайте в этом материале.