Однако при чем здесь балет? Художники часто оформляли спектакли, но есть и другие параллели. Слово «пуанты» похоже на название живописной техники — пуантилизма, которую придумали импрессионисты. Как мастера писали целые картины отдельными мазками и точками, можно увидеть на выставке «Изображая воздух. Русский импрессионизм», а как создать свою картину в этой манере, рассказывает специалист просветительского отдела Музея русского импрессионизма Константин Цаликов.
Николай Мещерин. Лунная ночь, 1905. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
На картине Николая Мещерина изображена деревня: маленькие дома окружены бесконечным полем. В большом городе такого не увидеть. Зимний пейзаж написан в окрестностях подмосковной усадьбы Дугино, куда художник уезжал на лето, а потом стал жить там круглый год. Кажется, работа собрана из множества маленьких разноцветных мазков. Техника пуантилизм похожа на мозаику, где каждое прикосновение кисти — это блестящий камушек. Когда смотришь на картину, соседние цвета соединяются, и полотно начинает светиться нежным зимним светом.
Михаил Ларионов. Волы на отдыхе, 1908. Государственная Третьяковская галерея
Михаил Ларионов. Верблюды, 1908. Государственная Третьяковская галерея
Художник Михаил Ларионов во время летних каникул отправлялся в гости к своему другу и коллеге — Давиду Бурлюку. Давид жил в деревне Чернянка, где живописцы не только отдыхали, но и рисовали на улице — на пленэре. По деревенским дворам бегали домашние животные: утки, козы, гуси, быки, свиньи и даже верблюды. Не удивляйтесь, они правда жили в тех краях. Шкура животных нарисована отдельными мазками — так живописец передает фактуру блестящей шерсти.
Игорь Грабарь. Яблоки, 1905. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева
Игорь Грабарь считал, что натюрморт — это зарядка для художника, позволяющая развить наблюдательность и мастерство. К тому же в любой момент можно собрать свою идеальную композицию.
Яблоки сверкают под солнечными лучами, будто их только что помыли. Для этой картины художнику понадобилось только 4 цвета: красный, синий, желтый и белый. Графин, крынка, стопка тарелок и яблоки написаны отдельными полосками-мазками. Художник кладет краску толстым слоем, словно вылепливает из глины все предметы.
Для нее понадобятся: гуашь или акрил, плотная бумага, круглые кисти, графический карандаш и ластик.
Сперва нужно решить, что рисовать: солнечный пейзаж, натюрморт с бутербродами или сонного котенка — в этой технике можно изобразить все что угодно.
Намечаем предметы и героев простым карандашом. Не стоит сильно на него давить — линии должны быть тонкими и незаметными (их даже можно стереть ластиком), чтобы поддержать магию живописи. Теперь время цвета — начинаем с основного цвета предмета, а потом добавляем к нему цветные точки-мазки. Например, чтобы яблоко было объемным, с одной стороны нужно добавить белые точки, а другой — немного синих и фиолетовых. Так получатся свет и тень. В завершение отойдите от картины: хочется что-то добавить или изменить? Сейчас самое время.
Где зародился импрессионизм, и кто из русских художников писал солнечный свет и воздух, читайте в этом материале.