Лучшие выставки ноября в Санкт-Петербурге

3 ноября 2016
Ноябрь — время посетить большие музейные выставки важных отечественных и европейских художников. В Русский музей надо идти за абстракциями Василия Кандинского, в Эрмитаж — за каталонскими сюрреалистами во главе с Сальвадором Дали, бельгийцем Яном Фабром и одним шедевром великого Вермеера. Куда еще нужно попасть в ноябре, читайте в нашей подборке лучших выставок месяца.

Сюрреализм в Каталонии

Работы Сальвадора Дали и его менее известных соратников

Когда речь заходит об испанском сюрреализме, в первую очередь представляются сновидческие сюжеты Сальвадора Дали. Однако Дали только вершина традиции в несколько десятков лет. С начала XIX века в городках Фигерас иКадакес работали рисовальщики, скульпторы и живописцы, которые повлияли на молодых художников, в том числе на известного каталонца. На выставке в Эрмитаже собрали семьдесят работ, иллюстрирующие развитие сюрреализма. Кроме Дали, представленного восемью знаковыми произведениями, здесь можно увидеть работы еще двух десятков авторов, не самых известных для России,— Анжела Планельса, Эстебана Франсеса и других.

Эрмитаж, до 5 февраля 2017

 

Ян Фабр. Рыцарь отчаяния — воин красоты

Ученики важнейшего отечественного художника XX века

Отправная точка экспозиции в Русском музее — преподавательская деятельность Кузьмы Петрова-Водкина. Сменив в 1910 году на учительском посту Льва Бакста в частной школе Званцевой, Петров-Водкин собрал вокруг себя несколько десятков учеников. Когда он был профессором в Академии художеств, число его последователей в разы увеличилось. При этом художник был строгим педагогом, во многом довлеющим над подопечными и однажды заметившим: «Я не плодил дилетантов». Выставка впервые собрала произведения тех авторов, кто сохранил свою индивидуальность, переосмыслив установки учителя, — Александра Самохвалова, Герасима Эфроса, Владимира Малагиса и других.

Эрмитаж, 22 октября — 30 апреля 2017

 

Василий Кандинский и Россия

Основоположник абстракционизма и русские корни его искусства

Значительную часть своей жизни Василий Кандинский провел в Германии — за обучением в Мюнхенской академии художеств и преподаванием в школе «Баухаус». Несмотря на это, его имя все равно связывают с Россией и местными авангардными течениями. К юбилейной дате — 150-летию со дня рождения художника — Русский музей создал экспозицию, посвященную именно русским истокам беспредметного искусства Кандинского. Его абстрактные полотна и графику показывают рядом с произведениями художников, которые участвовали в выставках объединения «Синий всадник», созданного Кандинским. Среди них — Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. Кроме того, здесь есть и народное искусство: в своих сочинениях Кандинский писал о том, как его вдохновляют лубки, вышитые узоры и резьба по дереву.

Русский музей, до 4 декабря

 

Теория поля

Первая петербургская выставка центра «Марс»: эффектные медиаинсталляции и выход в виртуальную реальность

Московский центр «Марс», который занимается в основном качественным и визуально мощным медиаискусством, открывает свой первый петербургский проект в выставочных залах «Пассажа». Название «Теория поля» отсылает к одноименному разделу физики. В данном случае «поле» обозначает сплошную среду, заполняющую все пространство. Медиаартисты из России и Европы создали аудиовизуальные и интерактивные инсталляции, имитирующие этот всепоглощающий поток. Например, петербургский коллектив Tundra визуализировал черный шум, а лионский художник Гийом Мармен воплотил движение небесных тел в свете и звуке. Кроме того, на выставке можно померить шлем виртуальной реальности и попасть в несуществующий музей цифровых скульптур. 

Пассаж, 7 октября — 10 января 2017

 

Квартира №5. К истории петроградского авангарда. 1915–1925

Не самая известная страница из истории русского авангарда

Новая выставка в Мраморном дворце — посвящение не самому известному адресу в истории отечественного искусства XX века. В здании Академии художеств в служебной квартире №5 столетие назад собирались вместе Лев и Николай Бруни, Велимир Хлебников и другие молодые художники, писатели, музыканты, поэты и критики. Дружеские встречи творческой молодежи к 1920 году переросли в видное для Петрограда художественное объединение. В Русском музее собрали полторы сотни произведений, созданных его участниками. Здесь и знаменитый портрет Анны Ахматовой кисти Натана Альтмана, и композитор Артур Лурье, написанный Петром Митуричем, и Николай Пунин авторства Малевича.

Мраморный дворец, до 14 ноября

 

Александр Арефьев

Три сотни произведений центральной фигуры ленинградского андеграунда

Галерея на Фонтанке завершает серию выставок, посвященных важному явлению ленинградского андеграунда — «Ордену нищенствующих живописцев», или, как его еще называют, арефьевскому кругу. Финальная экспозиция посвящена центральной фигуре этого объединения — Александру Арефьеву. Для масштабной ретроспективы из частных и музейных коллекций собрали три сотни графических и живописных работ художника. Созданные в разное время с 1950-х до конца 1970-х, произведения Арефьева отрицают официоз соцреализма, бытописуя непарадный Ленинград с его страшными дворами и странными персонажами.

K Gallery, до 20 ноября

 

Восхитительный мир Феллини

Полсотни костюмов и киноафиш к фильмам великого итальянца

В «Эрарте» собрали около сотни объектов, которые ассоциируются с именем едва ли не главного итальянского режиссера XX века Федерико Феллини. Центральное место занимают оригинальные костюмы из его кинолент. Здесь и платье, в котором героиня Аниты Экберг Сильвия купалась в фонтане Треви в фильме «Сладкая жизнь», и барочные одеяния героев «Казановы», и цирковые наряды персонажей «Дороги». Костюмы дополнены фотографиями режиссера на съемочной площадке, киноафишами и фрагментами декораций. Вся творческая биография Феллини представлена здесь через оригинальные объекты середины XX века.

Эрарта, до 29 января 2017

 

Товар лицом — лицо товара

Кренделя, нарядные жестянки и советские тетрапаки: тысяча объектов продвижения городской торговли 

Жестяные кренделя, перчатки и окорока или живописные вывески, написанные масляными красками, — неотъемлемый элемент городского пейзажа середины XIX века. Облик центральных улиц Петербурга на рубеже веков определяли рекламные кампании дома «Зингер» и производителя кондитерских изделий фирмы «Абрикосов». В советское время с развитием промграфики появились культовые торговые упаковки — молочный треугольный пакет или эмблема «Советского» шампанского. В Петропавловской крепости собрали около тысячи объектов рекламы и торговой упаковки, которые за два века стилистических метаморфоз не утратили своей главной функции — продавать товар лицом.

Музей истории Санкт-Петербурга, до сб 31 декабря

 

Ян Вермеер. «Географ»

Выставка одной картины великого нидерландского живописца 

Предположения о том, кто же изображен на картине Яна Вермеера «Географ», разнятся. По самой распространенной версии, мужчина, склонившийся над развернутой картой с циркулем в руках, — известный натуралист и изобретатель микроскопа Антони ван Левенгук. Вермеер и Левенгук, родившиеся в Делфте в один год, скорее всего, знали друг друга. С другой стороны, картина отсылает и к политическому статусу Голландии в XVII веке: география становится символом открытия новых земель и стремительного развития науки. На три месяца картину привезли в Эрмитаж из немецкого музея Штедель. К слову, в музеях и коллекциях России нет ни одного произведения художника.

Эрмитаж, до пн 20 ноября 2017

15 кинопремьер декабря
15
кинопремьер декабря
15 кинопремьер декабря
22 сериала декабря
22
сериала декабря
22 сериала декабря
10 театральных премьер для детей и подростков в декабре
10
театральных премьер для детей и подростков в декабре
10 театральных премьер для детей и подростков в декабре
Кинопремьеры недели: «Треугольник печали», «Двойная петля» и «Елки-9»
Кинопремьеры недели: «Треугольник печали», «Двойная петля» и «Елки-9»
Кинопремьеры недели: «Треугольник печали», «Двойная петля» и «Елки-9»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость