Сюрреализм в Каталонии
Работы Сальвадора Дали и его менее известных соратников
Когда речь заходит об испанском сюрреализме, в первую очередь представляются сновидческие сюжеты Сальвадора Дали. Однако Дали только вершина традиции в несколько десятков лет. С начала XIX века в городках Фигерас иКадакес работали рисовальщики, скульпторы и живописцы, которые повлияли на молодых художников, в том числе на известного каталонца. На выставке в Эрмитаже собрали семьдесят работ, иллюстрирующие развитие сюрреализма. Кроме Дали, представленного восемью знаковыми произведениями, здесь можно увидеть работы еще двух десятков авторов, не самых известных для России,— Анжела Планельса, Эстебана Франсеса и других.
Эрмитаж, до 5 февраля 2017
Ян Фабр. Рыцарь отчаяния — воин красоты
Ученики важнейшего отечественного художника XX века
Отправная точка экспозиции в Русском музее — преподавательская деятельность Кузьмы Петрова-Водкина. Сменив в 1910 году на учительском посту Льва Бакста в частной школе Званцевой, Петров-Водкин собрал вокруг себя несколько десятков учеников. Когда он был профессором в Академии художеств, число его последователей в разы увеличилось. При этом художник был строгим педагогом, во многом довлеющим над подопечными и однажды заметившим: «Я не плодил дилетантов». Выставка впервые собрала произведения тех авторов, кто сохранил свою индивидуальность, переосмыслив установки учителя, — Александра Самохвалова, Герасима Эфроса, Владимира Малагиса и других.
Эрмитаж, 22 октября — 30 апреля 2017
Василий Кандинский и Россия
Основоположник абстракционизма и русские корни его искусства
Значительную часть своей жизни Василий Кандинский провел в Германии — за обучением в Мюнхенской академии художеств и преподаванием в школе «Баухаус». Несмотря на это, его имя все равно связывают с Россией и местными авангардными течениями. К юбилейной дате — 150-летию со дня рождения художника — Русский музей создал экспозицию, посвященную именно русским истокам беспредметного искусства Кандинского. Его абстрактные полотна и графику показывают рядом с произведениями художников, которые участвовали в выставках объединения «Синий всадник», созданного Кандинским. Среди них — Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. Кроме того, здесь есть и народное искусство: в своих сочинениях Кандинский писал о том, как его вдохновляют лубки, вышитые узоры и резьба по дереву.
Русский музей, до 4 декабря
Теория поля
Первая петербургская выставка центра «Марс»: эффектные медиаинсталляции и выход в виртуальную реальность
Московский центр «Марс», который занимается в основном качественным и визуально мощным медиаискусством, открывает свой первый петербургский проект в выставочных залах «Пассажа». Название «Теория поля» отсылает к одноименному разделу физики. В данном случае «поле» обозначает сплошную среду, заполняющую все пространство. Медиаартисты из России и Европы создали аудиовизуальные и интерактивные инсталляции, имитирующие этот всепоглощающий поток. Например, петербургский коллектив Tundra визуализировал черный шум, а лионский художник Гийом Мармен воплотил движение небесных тел в свете и звуке. Кроме того, на выставке можно померить шлем виртуальной реальности и попасть в несуществующий музей цифровых скульптур.
Пассаж, 7 октября — 10 января 2017
Квартира №5. К истории петроградского авангарда. 1915–1925
Не самая известная страница из истории русского авангарда
Новая выставка в Мраморном дворце — посвящение не самому известному адресу в истории отечественного искусства XX века. В здании Академии художеств в служебной квартире №5 столетие назад собирались вместе Лев и Николай Бруни, Велимир Хлебников и другие молодые художники, писатели, музыканты, поэты и критики. Дружеские встречи творческой молодежи к 1920 году переросли в видное для Петрограда художественное объединение. В Русском музее собрали полторы сотни произведений, созданных его участниками. Здесь и знаменитый портрет Анны Ахматовой кисти Натана Альтмана, и композитор Артур Лурье, написанный Петром Митуричем, и Николай Пунин авторства Малевича.
Мраморный дворец, до 14 ноября
Александр Арефьев
Три сотни произведений центральной фигуры ленинградского андеграунда
Галерея на Фонтанке завершает серию выставок, посвященных важному явлению ленинградского андеграунда — «Ордену нищенствующих живописцев», или, как его еще называют, арефьевскому кругу. Финальная экспозиция посвящена центральной фигуре этого объединения — Александру Арефьеву. Для масштабной ретроспективы из частных и музейных коллекций собрали три сотни графических и живописных работ художника. Созданные в разное время с 1950-х до конца 1970-х, произведения Арефьева отрицают официоз соцреализма, бытописуя непарадный Ленинград с его страшными дворами и странными персонажами.
K Gallery, до 20 ноября
Восхитительный мир Феллини
Полсотни костюмов и киноафиш к фильмам великого итальянца
В «Эрарте» собрали около сотни объектов, которые ассоциируются с именем едва ли не главного итальянского режиссера XX века Федерико Феллини. Центральное место занимают оригинальные костюмы из его кинолент. Здесь и платье, в котором героиня Аниты Экберг Сильвия купалась в фонтане Треви в фильме «Сладкая жизнь», и барочные одеяния героев «Казановы», и цирковые наряды персонажей «Дороги». Костюмы дополнены фотографиями режиссера на съемочной площадке, киноафишами и фрагментами декораций. Вся творческая биография Феллини представлена здесь через оригинальные объекты середины XX века.
Эрарта, до 29 января 2017
Товар лицом — лицо товара
Кренделя, нарядные жестянки и советские тетрапаки: тысяча объектов продвижения городской торговли
Жестяные кренделя, перчатки и окорока или живописные вывески, написанные масляными красками, — неотъемлемый элемент городского пейзажа середины XIX века. Облик центральных улиц Петербурга на рубеже веков определяли рекламные кампании дома «Зингер» и производителя кондитерских изделий фирмы «Абрикосов». В советское время с развитием промграфики появились культовые торговые упаковки — молочный треугольный пакет или эмблема «Советского» шампанского. В Петропавловской крепости собрали около тысячи объектов рекламы и торговой упаковки, которые за два века стилистических метаморфоз не утратили своей главной функции — продавать товар лицом.
Музей истории Санкт-Петербурга, до сб 31 декабря
Ян Вермеер. «Географ»
Выставка одной картины великого нидерландского живописца
Предположения о том, кто же изображен на картине Яна Вермеера «Географ», разнятся. По самой распространенной версии, мужчина, склонившийся над развернутой картой с циркулем в руках, — известный натуралист и изобретатель микроскопа Антони ван Левенгук. Вермеер и Левенгук, родившиеся в Делфте в один год, скорее всего, знали друг друга. С другой стороны, картина отсылает и к политическому статусу Голландии в XVII веке: география становится символом открытия новых земель и стремительного развития науки. На три месяца картину привезли в Эрмитаж из немецкого музея Штедель. К слову, в музеях и коллекциях России нет ни одного произведения художника.
Эрмитаж, до пн 20 ноября 2017