Миф о Жеводанском Звере — редкая легенда, рожденная во Франции. В 1776 году свыше ста жителей провинции Жеводан погибли в лесах от нападения огромного зверя, напоминавшего, по словам очевидцев, гигантского волка с вытянутой мордой и ножеподобными зубами. Король Людовик XV собрал отряд солдат и охотников и организовал облаву на волков. Было убито полторы тысячи зверей, одна крупная особь отдаленно могла сойти за описанного. Зверя официально признали погибшим. Однако год спустя мистические убийства в жеводанских лесах возобновились.
Universal Pictures
«Братство волка» — дорогостоящий 2,5-часовой боевик, созданный в современной Франции, где исторические блокбастеры давно не практикуются. Воспользоваться чуть ли не единственной национальной легендой было в высшей степени умно: в экспорте постановки появляется смысл. На выборе темы ум создателей фильма и закончился. Смотреть «Братство» стоит разве что как интересный эксперимент: сколько всего можно запихать в один полнометражный фильм? Тут вам и гравюроподобная картинка а-ля «Сонная лощина», и эксперименты с индейской психоделикой, и публичный дом с голой попой Моники Беллуччи в системе Panavision, и восточные боевые искусства, и «Собака Баскервилей», и Фредди Крюгер, и черт знает что еще. Показательна сцена облавы, посреди которой от дерева отделяется не на шутку перепуганный карлик и быстро убегает из кадра. Скорее всего, бедняга справлял под деревом нужду, да был застигнут врасплох ворвавшимися в лес лошадьми и кинокамерами. Вспоминается история из врачебной практики о мужике, у которого при обследовании в прямой кишке обнаружили лампочку, ножку от табуретки и толкушку для приготовления картофельного пюре. Имей мировой кинематограф форму человеческого тела, «Братство волка» оказалось бы в нем как раз тем самым местом, через которое мужик запихивал внутрь свой нехитрый скарб.
Право слово, жаль, что из «Братства волка» не родилось такое повсеместное явление, как французский блокбастер, хотя все предпосылки к этому были: и неплохие сборы (при бюджете в 29 млн долларов картина собрала 70 млн), и более чем благожелательный критический консенсус («[Фильм] смешивает жанры без особой логики, но финальный результат крайне интересен»). Это все объясняется тем, что постановщик картины Кристоф Ганс — не просто крутой жанровый режиссер и специалист по убийственно красивым хоррорам (начинал он, вообще, как кинокритик и популяризатор творчества итальянского мастера Марио Бавы), а настоящий визионер, такой же, как Зак Снайдер или, скажем, Тим Бертон, с «Сонной лощиной» которого костюмированный экшен про Жеводанского Зверя сравнивали чаще всего. И если после «Братства» это было еще не столь очевидно, то после будоражащей экранизации видеоигры «Сайлент-Хилл» все стало на свои места. Впрочем, начинал Ганс с совсем другой экранизации — манги «Плачущий убийца», которая до этого уже была воплощена на экране в виде аниме. Эта история про наемного убийцу на службе у клана якудза запомнилась не только виртуозно поставленными перестрелками, но и своим меланхоличным, задумчивым тоном, не свойственным для обычных боевиков (кстати, на съемках этого фильма исполнитель главной роли Марк Дакаскос познакомился со своей будущей женой Джули Кондра, с которой они вместе живут до сих пор).
Universal Pictures
Появился Дакаскос и в «Братстве волка», где сыграл Мани — канадского индейца, владеющего кунг-фу, который в середине XVIII века вместе с другом, королевским таксидермистом и естествоиспытателем Грегуаром де Фронсаком (Самюэль Ле Биан), прибывает в провинцию Жеводан, чтобы расследовать смерть местных жителей от лап какого-то чудовищного зверя. Их появление в фильме обставлено с особым шиком: проливной дождь, два путника в длинных плащах (как будто бы снятых с плеч персонажей «Матрицы») вступают в эффектную схватку с бандой разбойников и, разумеется, побеждают. Далее следуют типичные для пасторального детектива скандалы, интриги, расследования. Де Фронсак знакомится с местной аристократической элитой (солируют Марианна (Эмили Декенн), дочь графа де Моранжа, в которую главный герой до беспамятства влюбляется, и ее однорукий патологичный брат Жан Франсуа (Венсан Кассель), с которым у него сразу завязывается вражда), наведывается в бордель под управлением томной итальянской красавицы (Моники Беллуччи) и устраивает на зверя облаву. Неслучайно не раз и не два упоминается Африка: она сыграет решающую роль в сюжете.
Universal Pictures
Стоит признать, что весь незамысловатый CGI, связанный с Жеводанским Зверем, за эти двадцать лет порядком устарел, чего, впрочем, не скажешь про все остальное. «Братство волка» — умопомрачительно красивое и стильное кино, которое с годами стало только актуальнее. Неспроста действие фильма происходит в эпоху Людовика XV, накануне французской революции: монархия потихоньку начинает трещать по швам, а провинциальная аристократия — сходить с ума. Графы и бароны отчаянно сопротивляются наступлению прогресса, поэтому, чтобы противостоять науке и философии, которым покровительствует король, они придумывают божью кару в виде Жеводанского Зверя и организуют церковный культ под названием «Братство волка». Однако этим сектантам и расистам (Мани они, разумеется, не считают человеком) невдомек, что то, что не хочет обновляться, умрет естественным образом. В финальном поединке фильма сходятся даже не люди, а два разных мировоззрения: просвещение и мракобесие. И несмотря на то что победа остается за первым, концовка оставляет горьковатый привкус.
Universal Pictures
Для просмотра (пересмотра), кстати, хочется порекомендовать режиссерскую версию: она длится на 30 минут дольше (ее общий хронометраж составляет почти 3 часа) и точнее расставляет акценты. В ней, например, побольше героя Венсана Касселя, который через 13 лет у Кристофа Ганса превратится в другого зверя — заколдованного принца из новейшей экранизации «Красавицы и чудовища», которая не только опередила игровую диснеевскую, но и уложила ее на лопатки. Жаль только, что после этого Ганс больше ничего не снял, хотя у него в производстве была свежая версия «Фантомаса». Вот оторвался бы!
Universal Pictures
В фильме (внимание, спойлер!) Жеводанским Зверем оказывается не волк, а лев в металлической броне с шипами. Эта художественная условность явно далека от реальности — впрочем, за двести с лишним лет вокруг фигуры зверя сложилось столько мистификаций, что удивляться не приходится. По просьбе «Афиши» зоолог Анастасия Омельченко рассказывает, кем мог быть Жеводанский Зверь и чем вообще чревата охота на волков:
— Красочное и масштабное зрелище «Братство волка» представляет нам одну из множества существующих версий знаменитой истории Жеводанского Зверя. Чудовище, наводившее страх на жителей французской деревни, так и осталось мифическим существом, ведь никаких доказательств его существования, кроме рассказов очевидцев, не сохранилось. Признаться, мне очень нравится гипотеза из статьи в журнале «Дилетант» о том, что зверь был волкособом, то есть гибридом волка с крупной собакой из породной группы молоссов.
Вообще, опасность волков для человека и домашних животных — тема бесконечных дискуссий, которые по большей части ведутся с участием, мягко говоря, непрофессионалов, наделенных правом принимать решения по пресловутому волчьему вопросу. В XX веке человечество было на редкость единодушно в решении этого вопроса: истребление волков происходило во всех странах независимо от политического строя или идеологии, без всяких правил и сдерживающих механизмов. Методы использовались самые разнообразные: от классических облав, капканов и ядов до вертолетных отстрелов. За убитых волков выплачивались премии, а самых результативных карателей поощряли и прославляли в охотничьих и природоохранных организациях, так как считалось, что снижение численности волка приведет к росту численности копытных, как промысловых, так и редких видов. Несмотря на ужасающую статистику по снижению численности волков в России, этот вид так и не внесен в Красную книгу ни в одном из регионов. В чем же причина? Исключительно общественное мнение. Со времен XIII века в нашем отношении к волку ничего существенно не изменилось. Волк по-прежнему считается нежелательным соседом и врагом животноводства.
Universal Pictures
Сейчас официально премии за убитых зверей уже не выплачиваются, но решать волчий вопрос самостоятельно местным жителям не мешают. Как обычно, зоологов и экологов спросить забыли. А им есть, что сказать по поводу потенциальной опасности волка для человека и домашних животных. Волк — очень осторожный и консервативный хищник, он никогда не нападает на незнакомую добычу, если не находится на грани голодной смерти. В современной ситуации, при соотношении численности «косуля — волк», доходящего до десятков тысяч, никакого резона искать другие объекты охоты для волков нет. Волки иногда нападают на собак, но их трудно в этом обвинять. Они натерпелись. Доказанных нападений на человека в нашей стране в XX веке практически не было.
Волки панически боятся людей, и их можно понять, исходя из истории взаимоотношений наших видов. Однако из любого правила бывают исключения. Нападения на людей фиксировались в европейской части страны в конце 1940-х годов. К сожалению, объяснение может быть только одно: на линии фронта во время войны оставалось много незахороненных тел, и волчата годами привыкали питаться человеческим мясом. После такой специфической диеты некоторые особи решались нападать на ставшую знакомой добычу. Довольно часто нападают на людей и домашний скот волкособы, которые нередко уходят из деревень в леса и образуют собственные стаи. Как известно, волк скрещивается со всеми видами рода Canis (собака, шакал и койот), причем гибриды тоже плодовиты. Волкособы держатся около деревень и не боятся ни людей, ни собак. Отличить их от волков могут только специалисты, поэтому все преступления этих особей приписываются волкам. В советское время на волков списывали и потери колхозных животных по другим причинам, будь то болезни, кражи или банальная халатность пастухов. Это тоже способствовало нарастанию истерии и подогревало кампанию по истреблению волков.
В общем, можно заключить, что история Жеводанского Зверя вполне реалистична, во всяком случае, в том, что касается реакции местных жителей и официальных лиц. Вместо того, чтобы выследить конкретную особь с помощью специально обученных собак и, возможно, привлечь к ответственности владельца агрессивного волкособа, было принято решение об уничтожении сотен волков. Много шумихи, цветистые отчеты о проделанной работе для вышестоящих инстанций и нулевой результат. «Уроки истории учат нас…» — в общем, дальше вы знаете.
Подробности по теме