Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
22 марта 2021

«Братству волка» — 20 лет! Пересматриваем самый чумовой французский экшен

Алексей Васильев, Евгений Ткачёв, Анастасия Омельченко
20 лет назад в российский прокат вышло «Братство волка» Кристофа Ганса — впечатляющий французский костюмированный экшен, основанный на загадочной легенде о Жеводанском Звере и со временем обретший культовый статус. Рассказываем, как этот фильм смотрелся тогда, как он выглядит сейчас и что может стоять за историей о Жеводанском Звере.

Что «Афиша» писала про «Братство волка» 20 лет назад


Алексей Васильев:


Миф о Жеводанском Звере — редкая легенда, рожденная во Франции. В 1776 году свыше ста жителей провинции Жеводан погибли в лесах от нападения огромного зверя, напоминавшего, по словам очевидцев, гигантского волка с вытянутой мордой и ножеподобными зубами. Король Людовик XV собрал отряд солдат и охотников и организовал облаву на волков. Было убито полторы тысячи зверей, одна крупная особь отдаленно могла сойти за описанного. Зверя официально признали погибшим. Однако год спустя мистические убийства в жеводанских лесах возобновились.

«Братство волка» — дорогостоящий 2,5-часовой боевик, созданный в современной Франции, где исторические блокбастеры давно не практикуются. Воспользоваться чуть ли не единственной национальной легендой было в высшей степени умно: в экспорте постановки появляется смысл. На выборе темы ум создателей фильма и закончился. Смотреть «Братство» стоит разве что как интересный эксперимент: сколько всего можно запихать в один полнометражный фильм? Тут вам и гравюроподобная картинка а-ля «Сонная лощина», и эксперименты с индейской психоделикой, и публичный дом с голой попой Моники Беллуччи в системе Panavision, и восточные боевые искусства, и «Собака Баскервилей», и Фредди Крюгер, и черт знает что еще. Показательна сцена облавы, посреди которой от дерева отделяется не на шутку перепуганный карлик и быстро убегает из кадра. Скорее всего, бедняга справлял под деревом нужду, да был застигнут врасплох ворвавшимися в лес лошадьми и кинокамерами. Вспоминается история из врачебной практики о мужике, у которого при обследовании в прямой кишке обнаружили лампочку, ножку от табуретки и толкушку для приготовления картофельного пюре. Имей мировой кинематограф форму человеческого тела, «Братство волка» оказалось бы в нем как раз тем самым местом, через которое мужик запихивал внутрь свой нехитрый скарб.

Как «Братство волка» выглядит сейчас


Евгений Ткачёв:


Право слово, жаль, что из «Братства волка» не родилось такое повсеместное явление, как французский блокбастер, хотя все предпосылки к этому были: и неплохие сборы (при бюджете в 29 млн долларов картина собрала 70 млн), и более чем благожелательный критический консенсус («[Фильм] смешивает жанры без особой логики, но финальный результат крайне интересен»). Это все объясняется тем, что постановщик картины Кристоф Ганс — не просто крутой жанровый режиссер и специалист по убийственно красивым хоррорам (начинал он, вообще, как кинокритик и популяризатор творчества итальянского мастера Марио Бавы), а настоящий визионер, такой же, как Зак Снайдер или, скажем, Тим Бертон, с «Сонной лощиной» которого костюмированный экшен про Жеводанского Зверя сравнивали чаще всего. И если после «Братства» это было еще не столь очевидно, то после будоражащей экранизации видеоигры «Сайлент-Хилл» все стало на свои места. Впрочем, начинал Ганс с совсем другой экранизации — манги «Плачущий убийца», которая до этого уже была воплощена на экране в виде аниме. Эта история про наемного убийцу на службе у клана якудза запомнилась не только виртуозно поставленными перестрелками, но и своим меланхоличным, задумчивым тоном, не свойственным для обычных боевиков (кстати, на съемках этого фильма исполнитель главной роли Марк Дакаскос познакомился со своей будущей женой Джули Кондра, с которой они вместе живут до сих пор).

Появился Дакаскос и в «Братстве волка», где сыграл Мани — канадского индейца, владеющего кунг-фу, который в середине XVIII века вместе с другом, королевским таксидермистом и естествоиспытателем Грегуаром де Фронсаком (Самюэль Ле Биан), прибывает в провинцию Жеводан, чтобы расследовать смерть местных жителей от лап какого-то чудовищного зверя. Их появление в фильме обставлено с особым шиком: проливной дождь, два путника в длинных плащах (как будто бы снятых с плеч персонажей «Матрицы») вступают в эффектную схватку с бандой разбойников и, разумеется, побеждают. Далее следуют типичные для пасторального детектива скандалы, интриги, расследования. Де Фронсак знакомится с местной аристократической элитой (солируют Марианна (Эмили Декенн), дочь графа де Моранжа, в которую главный герой до беспамятства влюбляется, и ее однорукий патологичный брат Жан Франсуа (Венсан Кассель), с которым у него сразу завязывается вражда), наведывается в бордель под управлением томной итальянской красавицы (Моники Беллуччи) и устраивает на зверя облаву. Неслучайно не раз и не два упоминается Африка: она сыграет решающую роль в сюжете.

Стоит признать, что весь незамысловатый CGI, связанный с Жеводанским Зверем, за эти двадцать лет порядком устарел, чего, впрочем, не скажешь про все остальное. «Братство волка» — умопомрачительно красивое и стильное кино, которое с годами стало только актуальнее. Неспроста действие фильма происходит в эпоху Людовика XV, накануне французской революции: монархия потихоньку начинает трещать по швам, а провинциальная аристократия — сходить с ума. Графы и бароны отчаянно сопротивляются наступлению прогресса, поэтому, чтобы противостоять науке и философии, которым покровительствует король, они придумывают божью кару в виде Жеводанского Зверя и организуют церковный культ под названием «Братство волка». Однако этим сектантам и расистам (Мани они, разумеется, не считают человеком) невдомек, что то, что не хочет обновляться, умрет естественным образом. В финальном поединке фильма сходятся даже не люди, а два разных мировоззрения: просвещение и мракобесие. И несмотря на то что победа остается за первым, концовка оставляет горьковатый привкус.

Для просмотра (пересмотра), кстати, хочется порекомендовать режиссерскую версию: она длится на 30 минут дольше (ее общий хронометраж составляет почти 3 часа) и точнее расставляет акценты. В ней, например, побольше героя Венсана Касселя, который через 13 лет у Кристофа Ганса превратится в другого зверя — заколдованного принца из новейшей экранизации «Красавицы и чудовища», которая не только опередила игровую диснеевскую, но и уложила ее на лопатки. Жаль только, что после этого Ганс больше ничего не снял, хотя у него в производстве была свежая версия «Фантомаса». Вот оторвался бы!

Жеводанский Зверь с точки зрения зоолога

В фильме (внимание, спойлер!) Жеводанским Зверем оказывается не волк, а лев в металлической броне с шипами. Эта художественная условность явно далека от реальности — впрочем, за двести с лишним лет вокруг фигуры зверя сложилось столько мистификаций, что удивляться не приходится. По просьбе «Афиши» зоолог Анастасия Омельченко рассказывает, кем мог быть Жеводанский Зверь и чем вообще чревата охота на волков:


Анастасия Омельченко:


— Красочное и масштабное зрелище «Братство волка» представляет нам одну из множества существующих версий знаменитой истории Жеводанского Зверя. Чудовище, наводившее страх на жителей французской деревни, так и осталось мифическим существом, ведь никаких доказательств его существования, кроме рассказов очевидцев, не сохранилось. Признаться, мне очень нравится гипотеза из статьи в журнале «Дилетант» о том, что зверь был волкособом, то есть гибридом волка с крупной собакой из породной группы молоссов.

Вообще, опасность волков для человека и домашних животных — тема бесконечных дискуссий, которые по большей части ведутся с участием, мягко говоря, непрофессионалов, наделенных правом принимать решения по пресловутому волчьему вопросу. В XX веке человечество было на редкость единодушно в решении этого вопроса: истребление волков происходило во всех странах независимо от политического строя или идеологии, без всяких правил и сдерживающих механизмов. Методы использовались самые разнообразные: от классических облав, капканов и ядов до вертолетных отстрелов. За убитых волков выплачивались премии, а самых результативных карателей поощряли и прославляли в охотничьих и природоохранных организациях, так как считалось, что снижение численности волка приведет к росту численности копытных, как промысловых, так и редких видов. Несмотря на ужасающую статистику по снижению численности волков в России, этот вид так и не внесен в Красную книгу ни в одном из регионов. В чем же причина? Исключительно общественное мнение. Со времен XIII века в нашем отношении к волку ничего существенно не изменилось. Волк по-прежнему считается нежелательным соседом и врагом животноводства.

Сейчас официально премии за убитых зверей уже не выплачиваются, но решать волчий вопрос самостоятельно местным жителям не мешают. Как обычно, зоологов и экологов спросить забыли. А им есть, что сказать по поводу потенциальной опасности волка для человека и домашних животных. Волк — очень осторожный и консервативный хищник, он никогда не нападает на незнакомую добычу, если не находится на грани голодной смерти. В современной ситуации, при соотношении численности «косуля — волк», доходящего до десятков тысяч, никакого резона искать другие объекты охоты для волков нет. Волки иногда нападают на собак, но их трудно в этом обвинять. Они натерпелись. Доказанных нападений на человека в нашей стране в XX веке практически не было.

Волки панически боятся людей, и их можно понять, исходя из истории взаимоотношений наших видов. Однако из любого правила бывают исключения. Нападения на людей фиксировались в европейской части страны в конце 1940-х годов. К сожалению, объяснение может быть только одно: на линии фронта во время войны оставалось много незахороненных тел, и волчата годами привыкали питаться человеческим мясом. После такой специфической диеты некоторые особи решались нападать на ставшую знакомой добычу. Довольно часто нападают на людей и домашний скот волкособы, которые нередко уходят из деревень в леса и образуют собственные стаи. Как известно, волк скрещивается со всеми видами рода Canis (собака, шакал и койот), причем гибриды тоже плодовиты. Волкособы держатся около деревень и не боятся ни людей, ни собак. Отличить их от волков могут только специалисты, поэтому все преступления этих особей приписываются волкам. В советское время на волков списывали и потери колхозных животных по другим причинам, будь то болезни, кражи или банальная халатность пастухов. Это тоже способствовало нарастанию истерии и подогревало кампанию по истреблению волков.

В общем, можно заключить, что история Жеводанского Зверя вполне реалистична, во всяком случае, в том, что касается реакции местных жителей и официальных лиц. Вместо того, чтобы выследить конкретную особь с помощью специально обученных собак и, возможно, привлечь к ответственности владельца агрессивного волкособа, было принято решение об уничтожении сотен волков. Много шумихи, цветистые отчеты о проделанной работе для вышестоящих инстанций и нулевой результат. «Уроки истории учат нас…» — в общем, дальше вы знаете.


 

Подробности по теме

В мире животных: насколько правдоподобны (и хороши) «Планета обезьян», «Король Лев» и «Книга джунглей»?

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

В этой статье

6.7
Братство волка
2001, Триллер
Мистический триллер про серию загадочных убийств.

Подборки Афиши
Все