Редкая возможность попасть в обычно закрытый для публики Особняк Морозовых в Подсосенском переулке — предновогодняя поп-ап-выставка от Grabar Gallery. Через живопись, современную скульптуру, аудио- и видеоинсталляции художники-участники размышляют о желаниях сегодняшнего дня, собственных и чужих: о детском ожидании чуда, мечте об уединении и горячем желании жить. Многие арт-объекты созданы специально к выставке и интегрированы в пространство особняка: Саша Нестёркина придумала собственную версию утраченной люстры в одном из залов, Николай Онищенко устроил в старинной библиотеке вечеринку, на которую невозможно попасть, а Дарья Киселева и Ульяна Подкорытова пофантазировали на тему недосягаемого праздника. Посмотреть выставку можно как в свободном режиме, с аудиогидом от актера Евгения Цыганова, так и присоединиться к арт-медиациям, доступным по регистрации.
Еще одна выставка со сказочным настроением — выставка избранных работ Николая Милиоти в Третьяковской галерее. Вместе с другими участниками объединений «Голубая роза» и «Мир искусства» в начале XX века он формировал новаторские идеи искусства Серебряного века, а также, как и многие единомышленники, использовал в работах того периода декоративность и мягкие пастельные тона. На камерной выставке собрали дореволюционную живопись и графику Милиоти из собственных фондов и частных коллекций. Полная ретроспектива сегодня, увы, невозможна: большинство работ были утеряны после пожара в парижской мастерской художника в 1957 году, а уцелевшие рассеяны по европейским собраниям. И все же здесь можно повторить опыт, о котором писал поэт Сергей Маковский после легендарной выставки «Голубой розы» в 1907 году: «Из волшебного грота Николая Милиоти выходишь отуманенный, оглушенный звенящими переливами красок».
Первый выпуск Ярмарки современного искусства Catalog пройдет на необычной площадке — в стенах исторической Типографии Ивана Сытина на Пятницкой улице. Планируется, что ярмарка будет проходить каждый год — и не только в Москве, но и в других городах России. Главное ее отличие от уже существующих Cosmoscow и Blazar — в требовании, чтобы на каждом стенде были представлены как состоявшиеся авторы, так и минимум один молодой художник. Курируют проект сами галеристы: Дмитрий Ханкин («Триумф»), Александр Шаров («11.12»), Алина Крюкова (A–s–t–r–a) и Софья Троценко (основательница «Винзавода»). В первом выпуске примут участие больше тридцати галерей. Они представят работы Эрика Булатова, Ирины Кориной, AES+F, Recycle Group, Миши Никатина, Алисы Горшениной, Евгении Дудниковой, Аси Заславской и других.
На новогоднем маркете от первой в России галереи фиджитал-искусства VS Gallery в течение месяца можно будет найти и приобрести самые разнообразные арт-подарки: от небольших скульптур из стекла и керамики до пластификаций и видео. Все это работы четырех художников-резидентов: Рината Абдрахманова (Rinatto L’Bank), Данила Карамушкина, Юлии Низамутдиновой и Кирилла Рейва. Часть объектов созданы специально к Новому году и Рождеству. Например, серия Данила Карамушкина «Магия снежинок», который, используя математические фрактальные модели, демонстрирует взаимодействие искусства и науки.
Еще одна новогодняя ярмарка, от «ГРАУНД Солянки», в этом году проходит в новом формате: кураторы Катя Бочавар, Анна Смирнова, Владислав Баринов, Евгения Стерлягова и Полина Зосимова отберут достойные, на их взгляд, изделия в направлениях «керамика», «малые скульптурные формы», «ювелирные украшения» и «апсайкл-одежда». Здесь можно будет приобрести арт-подарки близким и современное искусство по демократичной цене. Кроме того, в программе — мастер-классы по созданию ресайкл-елки и «письма Деду Морозу» в формате зина, а еще фэшн-показ апсайкл-одежды из винтажных материалов.
В преддверии Нового года в галерее «Наковальня» решили перенести посетителей в Париж: экспозиция обыгрывает эстетику французских маленьких квартир со множеством крохотных комнат, где коллекционеры завешивали стены работами так плотно, что небольшие пространства превращались в полноценные галереи. А еще соревновались в продуманности своих коллекций, показывая их своим гостям и меняясь предметами искусства. В качестве произведений искусства и предметов интерьера выступают работы современных художников, среди которых Алина Андрейчишена, Сергей Ануфриев, Ева Бардо, Александр Гореликов, Инна Крыжановская, Александр Крылов, Полина Майер, Влад Мальцев, Евгений Митта, Александра Михалкова, Ринат Мустафин и другие.
Пушкинский музей и Эрмитаж продолжают радовать плодотворным сотрудничеством: в ГМИИ открылся их совместный большой проект. Он не просто показывает эволюцию испанской живописи от маньеризма до импрессионизма, но и предлагает проследить историю коллекционирования и бытования произведений искусства Испании в России. А она весьма богатая. Первая и сегодня крупнейшая за пределами родины коллекция испанской живописи начала формироваться еще в XVIII веке благодаря приобретениям Екатерины II, а затем продолжилась Александром I. В экспозиции показывают более 50 работ из этого собрания: это картины великих испанских художников XVI–XIX веков, среди которых Эль Греко, Веласкес, Рибера, Гойя, Соролья и другие. Также выставку дополняют предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура и графика из собрания ГМИИ.
В Музее АЗ при участии галереи Pop/off/art проходит выставка, которая выстраивает диалог между двумя легендарными авторами-шестидесятниками — московским художником Анатолием Зверевым и ленинградцем Евгением Михновым-Войтенко (это, кстати, первый его музейный показ в столице). В экспозиции больше ста работ не только из коллекции Музея АЗ, но еще из Русского музея, Нового музея Аслана Чехоева и частных собраний. Отправная точка выставки — статья 1981 года, где художник Михаил Кулаков сравнивал две яркие фигуры московского и ленинградского андеграунда, рассказывая о творческом подходе каждого, манере общения, привычках, взаимоотношениях с женщинами и алкоголем, и ставил обоим вердикт: гениальны. Это сопоставление-исследование и продолжают создатели проекта. И в то же время предлагают проследить в их работах общие черты художественных экспериментов «оттепели».
Выставка продолжает проект «Системная сборка», в котором галерея «Триумф» знакомит зрителей с художественными сценами разных городов России. На этот раз совместно со студией «Тихая» она демонстрирует разные грани художественной жизни Нижнего Новгорода и работы более двадцати местных авторов. Уличное искусство, ставшее в 2010-х годах визитной карточкой города, представлено в фотодокументациях новых проектов лидеров направления Никиты Н., команды Bomse, команды «ТОЙ» и молодого поколения художников: Льва Кайса, Никиты Меры, Никиты Этогде, Веры Ширдиной, команды Lovemarket. Безусловно, здесь можно увидеть и студийные практики, многие из которых экспериментальны, — например, скульптурные формы Ивана Белова, графику Владимира Чернышева, объекты Артема Филатова и видео-арт Якова Хорева. Кроме того, часть произведений отсылают к самому Нижнему и его городским артефактам.
В экспериментальном пространстве Музея АЗ AZ Art открылась вторая выставка из цикла «Системы мимикрии». Биологический термин из названия — поэтическая метафора, в которой заложен комплекс ритуалов, практик и способов художественного мышления, появляющихся в ответ на турбулентность, опасность и перестройку внешней среды. Размышление на эту тему продолжит куратор Александр Дашевский. Одна из стен пространства превратится в хранилище с различными фрагментами скульптур-тел. А центральной станет инсталляция Петра Белого «Caput mortuum», состоящая из бетонных объектов, похожих на обломки античных статуй, и большой стеллаж, напоминающий то ли реликварий, то ли открытое хранение скульптуры, то ли склад вещдоков. Среди других объектов — скульптуры Вадима Сидура, Игоря Шелковского, Гриши Брускина, Андрея Кузькина, Петра Дьякова и Владимира Козина.
ММОМА на Петровке проводит масштабную ретроспективу народного художника СССР Дмитрия Налбандяна. Она охватывает полотна с 1930-х по 1993 год. Он быстро прославился как мастер советского парадного портрета: на его полотнах изображены вожди советского государства и правители разных стран мира, военачальники, ученые и космонавты. Так называемая лениниана Налбандяна насчитывает сотни произведений в разных видах и жанрах — от многофигурных композиций, описывающих ключевые эпизоды революционных событий начала XX века, до произведений более камерного характера. Кроме того, в экспозиции представлено много пейзажей и натюрмортов, контрастирующих с его историко-революционными картинами. Исследуя разностороннее творчество Налбандяна, кураторы предлагают взглянуть на феномен советского официального искусства в целом, а также с помощью многочисленных архивных материалов узнать о противоречиях в биографии художника и легендах вокруг его имени.