Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
27 марта 2023

Достаточно крови: что нового о вампирах рассказывают «Морбиус» и «Ампир V»?

Василий Говердовский, Юлия Шампорова
В российский прокат не вышли супергеройский кинокомикс «Морбиус» про ученого, ставшего в результате научных экспериментов кровососом, и экранизация романа Виктора Пелевина «Ампир V», в которой высшая каста вампиров управляет человечеством с помощью гламура и дискурса — иначе говоря, роскоши и языка. Специально для «Афиши» Василий Говердовский и Юлия Шампорова посмотрели эти фильмы и рассказывают, много ли мы потеряли. «Морбиус» уже есть в сети. Пиратская версия «Ампир V» — тоже (мы же рекомендуем дождаться официального релиза).
6.6
Морбиус
2022, Боевик

Майкл Морбиус (Джаред Лето) с детства страдал от редкого заболевания крови, которое мешало ему полноценно жить. Майкл стал гениальным ученым, который легко может позволить себе отказаться от Нобелевской премии, но попытки вылечить себя так и остались бесплодными. Последняя и радикальная мера — ввести в собственное тело сыворотку из крови летучих мышей — и вовсе приводит к тому, что он превращается в кровососущего вампира.

Мы с вами живем во вселенной, где хоть какие-то деньги в кинопрокате собирают только фильмы по франшизам (желательно супергеройским). Поэтому никого не должны удивлять отчаянное желание Sony капитализировать все еще принадлежащую ей частичку вселенной Marvel. После кассовых успехов «Венома» (и его сиквела) студия продолжает вытаскивать из каталогов антагонистов Человека-паука и пытаться сделать про них сольные фильмы. На этот раз пришел черед Морбиуса, который в комиксах с 1971 года пьет кровь Питера Паркера.

Авторы экранизации понимают, что Морбиус любопытен в первую очередь слиянием двух древних архетипов — безумного ученого и могущественного вампира, — и потому частично тянут фильм в сторону хоррора. Даниель Эспиноса, шведский постановщик с космическим ужастиком «Живое» за спиной, вполне уверенно снимает хоррор, а из конфликта высоких принципов главного героя с его новым звериным началом могло получиться драматургически крепкое кино. Возвышенная и сдержанная печаль в игре Джареда Лето в этой готической истории как нельзя кстати.

Увы, супергеройское происхождение обязывает Морбиуса быть не только чудовищем, но и героем. И для этого в сюжет вводится главный злодей фильма, друг детства и собрат по болезни Майкла по имени Люсьен, которому тот подарил прозвище Майло. Играющий его Мэтт Смит (один из длинного ряда ярких исполнителей Доктора Кто) просто органически не способен выглядеть неинтересно на экране — и «Морбиус» не исключение. Как и Майкл, он превращается в вампира, однако, вместо того чтобы предаться готической печали товарища, Майло начинает получать удовольствие от жизни, своего крепкого тела и перерезанных глоток. 

К сожалению, ни хоррор-часть, где Майкл противостоит монстру в себе, ни героическая ипостась фильма, где он должен навалять своему злому двойнику, так и не набирают силу. Драматургия фильма остается скелетом без мышц и крови, зрителям тут не за что уцепиться зубами. И Лето, и Смит хороши, но остальным актерам кино делает медвежью услугу. Персонажи Джареда Харриса и Тайриза Гибсона откровенно недописаны, а роль героини Адрии Архоны (чудесной в экранизации «Благих знамений») ограничивается служебными функциями возлюбленной Морбиуса.

Непропеченность фильма постоянно дает о себе знать — непродуманными линиями и персонажами, торчащими отовсюду сюжетными нитками. Сложно сказать наверняка, но, кажется, фильм поломали на стадии монтажа, чтобы урезать до щадящих 104 минут хронометража. Дело не только в сценарных дырах, непроговоренностях и просто странных деталях, но и местами слишком торопливом ритме сцен и шокирующе обрубленном финале, будто авторы только сейчас заметили, что в аудитории все давно спят.

У фильма был потенциал и есть свои находки. Например, способность Морбиуса к эхолокации визуализируется любопытным эффектом — будто пропитанную краской кисть опускают в воду: цвета отслаиваются от предметов и растворяются в воздухе. Правда, когда начинается экшен, то ровно из-за этого же эффекта схватки сверхбыстрых вампиров превращаются в кинематографический абстракционизм.

Любите внятный экшен? «Морбиус» разочарует вас и тут. Чувствуя эту проблему, режиссер частенько ставит экшен-сцены на паузу. Главные герои в боевых позах явно должны отсылать к панелям из комиксов, однако это скорее напоминает сцены из видеоигр, где во время ролика нужно вовремя нажать кнопку джойстика, подсвеченную на экране. Вот только никаких подсказок так и не появляется. Впрочем, с большой вероятностью россиянам, которым придется смотреть «Морбиуса» дома, понадобится всего одна кнопка — та, которая выключит фильм.

В.Г.

6.7
Ампир V
Фэнтези

Молодой и потерянный по жизни студент Роман Шторкин (Павел Табаков) случайно забредает в гости к вампиру, который обращает его в кровососа Раму. Параллельно Рама узнает о заговоре российских элит, время от времени собирающихся на вампирские сходки, где без зазрения совести высасывают из простых людей драгоценный «баблос», а также радость, жизнь, мечты и надежды. Рама влюбляется в новообращенную вампирку Геру (Таисия Радченко) и пытается спасти ее от пагубного влияния упыря Митры (Оксимирон). Все решится на дуэли, которая пройдет в традиции рэп-баттлов наподобие «Версуса».

Замысел экранизации романа «Empire V» (2006) Виктора Пелевина возник у режиссера Виктора Гинзбурга еще в 2011 году, когда постановщик работал над экранизацией другого пелевинского романа — «Generation П», в котором речь шла о том, как средства массовой информации воздействуют на сознание обычных людей, создавая иллюзию счастливой жизни, изобилия и процветания. Именно тогда Пелевин и предложил режиссеру воплотить на экране свою новую книгу, которая призвана была открыть глаза читателям на то, как в реальности устроен мир и кто такие на самом деле представители российских политических и экономических элит.

Тут, однако, надо заметить, что Пелевин уже давно грешит самоповторами. Оставшись душой в лихих девяностых и сытых нулевых, он снова и снова возвращается к теориям заговора, иллюзорности нашего мира и эксплуатации бедных и непросвещенных богатыми и властными — в общем, к темам, которые сегодня гораздо более удачно осмысляют зарубежные антиутопические фильмы и сериалы (см., например, «Игру в кальмара»). Чего уж говорить про «Ампир V», написанный в нулевые и поставленный в 2020-е? Даже лексика картины с ее «баблосом» и пошлыми шутками в духе «Мы наслаждаемся, остальные сосут», кажется, пришла к нам напрямую из 1990-х и сейчас звучит очень неестественно и архаично.

Действие в фильме происходит преимущественно в готических особняках, спроектированных Шехтелем, а также в других естественных декорациях, призванных передать вампирскую атмосферу (съемки проходили в Москве и Подмосковье). После обращения Рама идет вразнос и становится богом консюмеризма: главная задача юноши — приодеться в дорогих бутиках помоднее. Можно сказать, культ роскоши и денег застилает ему глаза. А панорама люксовых бутиков и столичных торговых центров кажется чуть ли не продакт-плейсментом. Все это сильно напоминает «Глянец» Андрея Кончаловского. Проблема только в том, что фильм Кончаловского был снят в 2007 году, а фильм Гинзбурга — почти 15 лет спустя…

Другая проблема — финал, который оказывается максимально смазан. Ощущение, что авторы просто бросили картину на полпути, когда рассказали все, что посчитали важным, и оставили зрителя в недоумении. Вообще из-за нагромождения друг на друга сюжетных линий, в которых начало и финал меняются местами для обеспечения псевдодетективного эффекта, структура картины выглядит рыхло и непроработанно: логика событий и поступков персонажей просто теряется. Очевидно, что авторы фильма хотели максимально запутать зрителей, но, увлекшись этой задачей, не смогли выстроить внятного повествования, которое вело бы от впечатляющего начала к внятному финалу. 

Из-за сюжетной сумятицы теряется и исполнитель главной роли Павел Табаков. Актер очень старается, но его персонаж не меняется в процессе повествования, оставаясь в финале таким же, каким он был в начале. Также фильм не спасают ни рэп-баттлы, ни участие одного из самых коммерчески успешных рэперов Мирона Oxххymiron Федорова. Оксимирон на фоне профессиональных артистов смотрится зажато и отстраненно, у него довольно однообразная, часто ничего не выражающая манера игры. 

Кстати, именно участие Федорова называют главной причиной невыхода картины в российский прокат (официальная причина, по сообщению Минкультуры, неправильно указанное возрастное ограничение: документы по фильму до сих пор находятся на рассмотрении). Вообще картине не везло с самого начала: деньги на нее собирались долго и трудно — с привлечением краудфандинга, частных инвесторов и Фонда кино. В 2020 году фильм не вышел из-за пандемийного закрытия кинотеатров, а в конце марта 2022 года — из-за отсутствующего прокатного удостоверения. И хотя картина оставляет после себя противоречивые впечатления из-за непроработанной истории, все же решать, насколько хорош или плох фильм, должны зрители, а не чиновники, которые определяют, что мы должны смотреть, а что — нет.

Ю.Ш.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все