Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
19 августа 2022

«Сирано» — романтическая драма с Питером Динклейджем для тех, кто тоскует по «Игре престолов»

Евгений Ткачёв
«Сирано» Джо Райта — ревизионисткая (но не слишком) экранизация великой романтической пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» со звездой «Игры престолов» Питером Динклейджем в главной роли. Рассказываем, каким получился новый фильм Райта, а также советуем еще несколько примечательных картин и (кино)спектаклей, поставленных по мотивам этого классического произведения.
Сирано
2022, Мюзикл

«Сирано» Джо Райта получил только одну номинацию на «Оскар-2022» — за лучшие костюмы. Костюмы в фильме и правда чудесные — ах, эти зеленые подвязки на ногах у дам и красивая красно-серая униформа на французских гвардейцах! Все остальное, однако, вызывает вопросы. Как, впрочем, и всегда, когда речь заходит о фильмах Джо Райта. У человека уже сформировалась довольно внушительная фильмография и сложилась какая-никакая репутация, но так до сих пор и непонятно, хороший он режиссер, средний или, что хуже, претенциозный? Спору нет, Райт — интеллигентный постановщик, который умеет сделать эффектно и красиво. Вспомним снятый одним кадром (на зависть Кристоферу Нолану) эпизод эвакуации английских солдат из французского Дюнкерка в «Искуплении». Или снятый одним кадром бой в берлинском метро в «Ханна. Совершенное оружие». Или беспризорных детей, распевающих «Нирвану» в «Пэн: Путешествие в Нетландию» (такое вообще невозможно забыть!).

Помимо этого, Райт умеет придумывать интересные концепции: взять его «Анну Каренину», в которой российское дворянство жило в театральных декорациях, что подчеркивало ненастоящность, условность его жизни. Но часто, слишком часто Райту отказывает даже не вкус, а чувство меры. И речь сейчас не о Джеймсе МакЭвое, утопающем в поле из красных цветов, подобно Михаилу Пореченкову в «9 роте», а о предпоследнем фильме режиссера — вышедшем на «Нетфликсе» вульгарном детективе «Женщина в окне» с Эми Адамс. Хорошо, что «Нетфликс» быстро смекнул, что такие истории нынче нельзя рассказывать без иронии, и следом выпустил пародийный сериал «Женщина в доме напротив девушки в окне».

В общем, от Райта можно ждать чего угодно, но «Сирано» приняли скорее благосклонно — быть может, потому что это стопроцентно райтовский материал. Как и «Пэн», это снова ревизионистский мюзикл, только основанный на одноименной инсценировке Эрики Шмидт 2018 года, которая, в свою очередь, была написана по мотивам великой пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» — иконы романтизма. В центре сюжета — известный французский поэт, бретер, философ и реальная историческая личность Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак, сыгранный звездой сериала «Игра престолов» Питером Динклейджем. Он тайно влюблен в красавицу Роксану (Хейли Беннетт), но боится признаться ей в чувствах из-за своего уродливого, как он сам считает, внешнего вида (у Ростана всему виной был большой нос, у Райта, как легко догадаться, — рост) и потому страдает в одиночестве. Но вот когда Роксана влюбляется в новенького симпатичного гвардейца Кристиана (Келвин Харрисон-мл.), красноречивый де Бержерак соглашается помочь юноше в переписке с девушкой, ведь когда Сирано пишет письма Роксане от лица Кристиана, он как бы пишет их и от себя.

Из нововведений (помимо роста главного героя) в глаза сразу же бросается «слепой кастинг» (Кристиан и часть героев — темнокожие), но им сейчас никого не удивишь — всего за год из давней театральной практики он стал новой нормой в кино. А больше Райту, как довольно быстро выяснится, нечем удивить зрителей. В отличие от той же «Карениной», здесь помимо дайверсити не придумано ничего нового с точки зрения формы и содержания. Да, Динклейдж хорош в роли Сирано — не столько даже хорош, сколько максимально органичен. Из Беннетт тоже получилась отличная Роксана (в том числе из-за ее неконвенциональной красоты). Похуже выглядит Кристиан в исполнение Келвина Харрисона-мл. («Люс», «Волны»), которому, кажется, просто не придумали роль, поэтому ему только и остается, что хлопать глазами. В остальном совершенно непонятно, что всем этим хотел сказать Райт, кроме совсем очевидного: слова жалят острее шпаги, а наши фрустрации живут исключительно у нас в голове и питаются потаенными страхами. Весь немудреный конфликт «Сирано» сводится к тому, что герой Питера Динклейджа, как и Тирион Ланнистер, всегда платит по своим долгам, но у этого острослова нет уверенности, сексуальности и шарма последнего (и это все ведет к огромному количеству неврозов).

Но главная проблема нового фильма Райта скрыта даже не в этой скудной коллизии, а в том, что от «Сирано» за версту несет нафталином из бабушкиного комода. И дело тут не в том, что романтический герой сейчас никому не нужен, а в том, что XVII век (даже такой мультиэтничный, как в «Бриджертонах») проигрывает аскетичному театральному пространству из недавнего нашумевшего спектакля «Сирано де Бержерак» с Джеймсом МакЭвоем. Заметим, что в постановке лондонского театра Playhouse тоже было дайверсити (Роксану сыграла темнокожая актриса, Кристиана  — британский индиец), но еще там было то, чего, к сожалению, нет у Райта: точно ухваченного духа времени. Вместо Тридцатилетней войны — собирательный Ближний Восток: Сирия, Ирак, Афганистан (нужное подчеркнуть). Вместо поединков на шпагах — рэп-батлы (вот где живет современная поэзия!). А вместо традиционного любовного треугольника — неожиданный поворот (Кристиан был не только открыто влюблен в Роксану, но и тайно — в Сирано). Да, последний сюжетный финт выглядел несколько притянутым за уши, в силу того, что был заявлен только в финале, но все равно от спектакля Джейми Ллойда без всяких шпаг летели искры. От фильма Джо Райта веет только осовремененной стариной и упоительной красотой. Костюмы и правда отличные, но, к сожалению, этого недостаточно для истории маленького героя с большим сердцем.           

Уже упомянутый выше (кино)спектакль про «любовь, любовь, любовь обязательно во время войны». Важный атрибут поэта — длинный нос, из-за которого он сильно переживает и чувствует неуверенность в себе, — исчез, превратившись в воображаемую закомплексованность, которая знакома, кажется, каждому. Также важно сказать, что Джеймс МакЭвой творит что-то невероятное со своей пластикой и речью: иногда кажется, что этот артист может все. Он главное украшение спектакля. К вариации Джейми Ллойда тоже есть вопросы, но это тот случай, когда совершенно не хочется придираться, а хочется, как главный герой, жечь глаголом!

6.9
Сирано де Бержерак
1990, Экранизация

Если вы хотите увидеть каноническую, аутентичную (в смысле истинно французскую) и без шуток достойную экранизацию ростановской пьесы, то лучше фильма с Жераром Депардье что-то сложно найти (есть еще лента с Хосе Феррером, но она слишком старая).  

Роксана
1987, Мелодрама

Самый удивительный, остроумный и постмодернистский тайтл в этой подборке. Снятая еще в 1987 году современная интерпретация «Сирано де Бержерака» по сценарию Стива Мартина и с ним же в главной роли. Мартин играет носатого пожарного по имени Си Ди Бейлз (его инициалы полностью совпадают с инициалами Сирано), который отлично фехтует теннисной ракеткой, владеет искусством стендапа и влюбляется в астрономку Роксану Ковальски (Дэрил Ханна) с большим телескопом. Но, как и Сирано, Си Ди приходится действовать через коллегу, красавчика-пожарного Криса (Рик Россович). Мартин неслучайно сместил фокус с главного героя на Роксану: она здесь второй по важности персонаж. Умная, тонко чувствующая девушка способна на звездном небе увидеть новую комету, но неспособна разглядеть, что творится у нее под носом. Вокруг такого недоразумения и, разумеется, носа Си Ди авторы раскручивают коллизию страшно обаятельной романтической комедии, которая в свое время собрала в прокате 40 миллионов долларов (сейчас такое себе просто невозможно представить!).

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все