Москва

Разбор новинок стриминга: вампиры в российской глубинке, фантастический подкаст-триллер, байопик Леонардо да Винчи

Смотрим новинки в сети и советуем, на какие из них стоит обратить внимание. На этот раз сплошь сериалы: байопики о Леонардо да Винчи и Арете Франклин, комедийный детектив «Вампиры средней полосы» с Юрием Стояновым, Артемом Ткаченко и Глебом Калюжным, подкаст-триллер от Феде Альвареса для Apple TV+ и доксериал о «Формуле 1».
Василий Говердовский
25 марта 2021

детектив, фантастика, фэнтези, комедия

Комедийный детектив о вампирах в российской глубинке

Где-то под Смоленском новообращенный вампир (Глеб Калюжный) подстерегает нескольких человек и сцеживает с каждого немного крови: у вампиров и людей пакт о ненападении, убийства запрещены. Наутро двое из них найдены мертвыми и обескровленными. Вампирский патриарх (Юрий Стоянов), обративший паренька, с двумя другими членами эрзац-семьи упырей (Артем Ткаченко и Екатерина Кузнецова) сами пускаются в расследование.

Автор «Вампиров средней полосы» Алексей Акимов открыто признается, что вдохновлялся «Реальными упырями» Тайки Вайтити и Джемейна Клемента. Правда, от новозеландского мокьюментари в российском сериале остались только вампирские шутки. Последние, правда, страдают от редкости и однообразия: почти все они ограничиваются тем, что Стоянов на разный лад называет Калюжного дегенератом. Куда больше в «Вампирах» детектива, но и с ним пока все негладко: за первые две серии интрига далеко не ушла. Тем не менее сериалу хочется дать шанс. Во-первых, за попытку поиграть с провинциальной готикой — не все же Москве отдуваться за всю страну. Во-вторых, за Юрия Стоянова. Его героя, тысячелетнего вампира, понукающего всех Сталиным, должен был играть Михаил Ефремов. Однако трагическое ДТП случилось прямо в разгар съемок, и авторы сериала остались без ключевого героя. На помощь пришел Стоянов, для которого роль изначально и писалась (он сыграл в первой версии пилота). Видимо, из-за этого артист легендарного «Городка» вошел в образ древнего деда как влитой.

детектив, драма

Подкаст-триллер от автора «Не дыши»

Лучший сериал недели — фантастический подкаст-триллер с минимумом визуала. «Тревожный звонок» начался с одноименного французского сериала: его создатель Тимоте Оше выложил первую серию на ютьюбе, ее заметили телевизионные продюсеры, и следующие серии выходили уже на Canal+ с россыпью локальных звезд (Матье Кассовиц, Гаспар Ульель, Людивин Санье и другие). Антология страшных историй в аудиоформате заработала признание на родине и привлекла внимание Apple. Вместо трансляции оригинала на своем стриминге, руководство корпорации решило сделать англоязычную версию и назначило рулевым Феде Альвареса — автора ремейка «Зловещих мертвецов» и триллера «Не дыши».

Завязка первого эпизода повторяет зачин пилотной серии французского сериала: телефонный разговор пары, живущей в разных городах, прерывается сюрреалистичной катастрофой глобального масштаба. Однако Альварес идет дальше: по мере продвижения к финалу его разрозненные истории складываются в единую картину. Не углубляясь в детали, скажем только, что в сериале важное значение имеют отвратительные телесные трансформации и манипуляции со временем. 

Как и во французском оригинале, в ремейке фантастический каст: Педро Паскаль, Карен Гиллан, Лили Коллинз, Аарон-Тейлор Джонсон, Обри Плаза, Райли Кио, Стивен Лэнг и многие другие. Повторим, что никого из них вы не увидите, но и сказать, что усилия звездного актерского состава потрачены зря, нельзя. Едва ли не главный плюс сериала — насколько реалистично и интимно слушаются все телефонные разговоры. Визуальная помощь минимальна, но она все же есть: на экране подсвечивается имя говорящего, выводятся произносимые им слова, кроме того, абстрактные проекции отображают происходящее. Привести примеры без спойлеров будет сложно, вот самый банальный: когда в одной из сцен взрывается световая граната, то и часть экрана резко белеет. Выглядит это необычно и круто, особенно если смотреть «Тревожный звонок» на экране айфона, под стилистические решения которого стилизованы шрифты и цветовая гамма.

Не все в «Тревожном звонке» удалось полностью: некоторые серии страдают от нелогичных ходов, а ближе к финалу сценарий начинает слишком подробно себя разжевывать. Да и наверняка найдется кто-то, кому не понравится, что ему под видом сериала подсунули подкаст. Однако этот тот случай, когда решает форма. Не факт, что эти же истории заиграли бы в традиционном формате, ведь авторы, очевидно, рассчитывают на один из главных плюсов аудиодрамы — возможность поиграть со зрительской фантазией и дать ей самой дорисовать подробности. Ничего революционного «Тревожный звонок» не предлагает, но за счет необычного подхода ему удается запомниться своими жуткими и трогательными историями с щадящим хронометражем (всего 9 серий по 20 минут). 

Смотреть на Apple TV+

исторический, драма, криминальный

Эйдан Тернер из «Хоббита» и «Полдарка» в роли величайшего гения эпохи Ренессанса

Изобретателя, художника и гения Леонардо да Винчи (Эйдан Тернер) обвиняют в убийстве его музы Катерины да Кремоны (Матильда Де Анджелис из недавнего «Отыграть назад»), но вины он не признает. Амбициозный следователь Стефано Джиральди (Фредди Хаймор), чье повышение зависит от признания предполагаемого преступника, пытается разобраться в хитросплетениях жизни Леонардо.

Пожалуй, стоит начать с очевидного: историю по этому сериалу лучше не учить. Никакой Катерины да Кремоны, как и Стефано Джиральди, на самом деле не существовало. Кроме того, Леонардо не обвиняли в убийстве — только в содомии, что, впрочем, тоже нашло свое отражение в сюжете. Список придумок сценаристов можно было бы продолжить и дальше, но не хочется превращать эту заметку в историческую справку о гении Ренессанса. Что же тогда предлагает шоу? В самой сердцевине кроется размышление о бремени гения, и тут сериал, к сожалению, играет по знакомым нотам: трудное детство — есть, трудности в коммуникации с другими людьми — галочка, происки завистников — и тут не обошлось. В отношениях Леонардо и Катерины поначалу кажется, что авторы вот-вот нащупают современность, но нет: художник несколько раз обижает свою музу, но каждый раз она сама идет на примирение, потому что... он же гений. Прогрессивную критику этот подход сильно расстроит. Если вас такое решение сценаристов удручает, то вы вполне можете получить удовольствие от красивых артистов и атмосферы средневековой Италии. Главное — не требовать многого от этого сериала.

Смотреть на Amediateka

драма

Антология про великих деятелей науки и искусства

Предыдущие сезоны «Гения» рассказывали об Эйнштейне и Пикассо, теперь же мужскую компанию разбавила легендарная певица Арета Франклин. Франклин, возможно, не настолько на слуху, как великие физик и ученый, однако она выдающаяся артистка со сложной судьбой: беременность в 12 лет, тяжелые отношения с близкими, активистская деятельность. Все это в представлении сценаристки Сюзан-Лори Паркс, успешной театральной писательницы, предстает в качестве препятствий к признанию Франклин, к ее главному предназначению. Как и предыдущий опыт сценаристки, «США против Билли Холидей» (еще один байопик о великой афроамериканской певице), третий сезон «Гения» так произвольно скачет по хронологии, что грозит запутать невнимательного зрителя. К тому же авторы откровенно злоупотребляют вниманием к деталям личной жизни, из-за чего шоу начинает казаться сборником фактов в художественной форме. Сбалансировать это мог бы комментарий о жизни и творчестве, но увы. Как и в остальных сезонах сериала, сценарий испытывает проблемы с тем, чтобы найти источник гениальности своего героя: на этот раз их символизируют музыкальные номера, яркие, но не дающие нового взгляда на творчество гения. Однако, как и в остальных сезонах, дело спасают актеры. Исполнительница главной роли Синтия Эриво — сама по себе сильная певица и потому одинаково убедительная в образах ранимой темнокожей женщины и выдающейся артистки. 

Смотреть на National Geographic

документальный

Эффектный документальный сериал о закулисье гонок «Формула-1»

Доксериал «Формула-1: Драйв выживания» (ранее известный под названием «Гонять, чтобы выживать» — вместе с локализацией Netflix пришли и новые переводы названий, привыкайте) — уникальное в своем роде явление. Дело не только в распиаренном доступе к гоночным командам и самим гонкам, предоставленном команде кинематографистов, — уже третий сезон создатели сериала делают эффектный и драматичный сериал параллельно гоночному чемпионату. На этот раз шоу посвящено сезону 2020/2021 и начинается, как и все в прошлом году, с коронавируса. «Драйв выживания» хочется советовать в первую очередь не фанатам гонок — они наверняка найдут, к чему придраться, — а тем, кто к ним равнодушен: вместо непонятных соревнований смешных машинок — мощно выстроенный нарратив с человеческими историями и эффектными съемками. Больше всего сериал напоминает не репортаж, а фильм «Гонка» Рона Ховарда — если он вам понравился, то и в сериале Netflix вы найдете свой драйв. 

Смотреть на Netflix