Москва

Раскручивая «Спираль»: что было в предыдущих частях слешер-франшизы «Пила»?

В прокате «Пила: Спираль» — девятая часть слешера, придуманного еще в середине нулевых Джеймсом Ваном. Однако, несмотря на то, что в режиссерское кресло вернулся ветеран франшизы Даррен Линн Босман, этот фильм отличается от предыдущих: в нем громче зазвучала афроамериканская тема, так как продюсером ребута и исполнителем одной из главных ролей выступил Крис Рок (вторая по важности роль досталась Сэмюэлю Л.Джексону). Учитывая то, что за полтора десятилетия сюжеты предыдущих частей могли основательно выветриться из памяти, «Афиша» перед премьерой провела их ревизию и восстановила хронологию событий самой изуверской хоррор-франшизы.
Александр Толмачев
13 мая 2021

триллер, ужасы

Нашумевший фильм ужасов про маньяка-нравоучителя

В 2004 году на экраны вышла «Пила: Игра на выживание» — расширенная до полного метра короткометражка Джеймса Вана, положившая начало одной из самых популярных слешер-франшиз XXI века. По сюжету двое мужчин (Кэри Элвес и Ли Уоннелл, он же сценарист ленты) приходят в себя в странной комнате, будучи прикованными к батарее. Чтобы выбраться, им нужно сыграть в игру, где ставка — человеческие жизни. История о борьбе за собственное существование, поражающая жестокостью и садизмом, переплетается с детективной линией, в рамках которой один из следователей (Дэнни Гловер) ищет маньяка по прозвищу Конструктор, придумывающего разнообразные аттракционы по умерщвлению людей. В свое время «Пила» произвела фурор за счет филигранного сплетения хоррора и детектива, сцен, смакующих насилие, нетривиального финала и заигрывания с идеей «а на что ты готов пойти ради спасения собственной жизни?». Кассовые сборы были столь впечатляющими, что вопрос о продолжении был фактически решен.

триллер, ужасы

Достойное продолжение одного из лучших фильмов ужасов

Продолжение «Пилы», увидевшее свет год спустя, доверили снимать Даррену Линну Босману, срежиссировавшему затем несколько фильмов франшизы. Он последовал путем, проложенным Джеймсом Ваном. Сюжет сиквела концентрируется вокруг детектива Эрика Мэттьюса (Донни Уолберг), который идет по следу маньяка, становясь частью изощренной схемы преступника. В «Пиле-2» Конструктор устраивает смертоносную игру сразу на восемь человек, поэтому при просмотре напряжение возрастает кратно — благо пытки выглядят крайне изобретательно. В итоге сюжетные перипетии сталкивают маньяка Джона Крамера (Тобин Белл) лицом к лицу со стражами правопорядка, после чего остается лишь наблюдать, кто выйдет из противостояния победителем. Немаловажно, что вторая часть раскрывает философию Конструктора: здесь зритель больше узнает о главном антагонисте и его мотивации, а также о том, что с ним работает сообщница.

детектив, ужасы

Третья часть изуверского сериала про убийцу, который учит современных людей любить жизнь

Третья часть «Пилы» открывается кадрами, в которых детектив Мэттьюс попадает в ловушку Конструктора. Правда, в триквеле на авансцену выходит сообщница Крамера, так как сам Конструктор при смерти. Сюжетная канва строится вокруг героини Шони Смит, у которой свой метод работы с жертвами, — шансов выжить у них заведомо нет. Лента углубляется в мифологию, расширяя границы вселенной «Пилы», а еще пускается в эксперименты, что придает франшизе второе дыхание. Впрочем, это не мешает фильму в очередной раз отправить зрителей в садистское путешествие по извращенной фантазии психопатов, попутно раскрывая, какие скелеты висят в шкафах главных героев.

триллер, ужасы

Новая порция пыток от проверенного производителя

В квадриквеле главный злодей вроде как погибает, но даже с того света продолжает доставлять неприятности. Детектив Хоффман (Костас Мандилор) приезжает на вскрытие маньяка, где находит предназначенную для него кассету, — таким образом начинается очередной раунд игры с Пилой. Ключевым персонажем здесь становится лейтенант Риг (Лирик Бент), в чьих руках находятся жизни коллег — в том числе и Эрика Мэттьюса из второй части. Если он проиграет — им конец. Картина иначе, в сравнении с предшественницами, расставляет акценты, снижая градус насилия в пользу детективной интриги. Однако самое интересное в «Пиле-4» даже не это, а демонстрация жизненного пути Джона Крамера, из которого мы узнаем, как он превратился в печально известного маньяка.

мистика, триллер, ужасы

Новые приключения умершего маньяка

Настоящий Пила умер, однако дело его процветает — место маньяка занимает переметнувшийся на темную сторону детектив Хоффман, играющий со своими коллегами в кошки-мышки. За ним по пятам идет агент Страм (Скотт Паттерсон), одержимый идеей прервать цепь кровавых преступлений. Нельзя сказать, что режиссерская работа Дэвида Хакла поражает воображение сюжетными поворотами, но в рамках развития истории о маньяке двигается в правильном направлении, углубляя философию Пилы и раскрывая мотивацию его последователя. К тому же в фильме сплетаются воедино ниточки, тянущиеся из предыдущих частей. Убийства в «Пиле-5» остаются столь же изобретательными, хоть и довольно редкими, так как по жанровой принадлежности фильм скорее уходит в триллер с элементами детектива, нежели в фильм ужасов.

мистика, триллер, ужасы

Новая серия приключений мертвого маньяка и его последователей

Детище Кевина Гротерта возвращается к истокам, когда основными двигателями сюжета были принципы, основанные на насилии и садизме. ФБР ищет Пилу у себя под носом, однако эта история меркнет на фоне пыток людей с нечистой совестью — кредиторов и страховщиков. Действие развивается в лучших традициях серии, когда спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Занятно, что картина обладает ярко выраженным социальным подтекстом: «Пила» и раньше пестрила отсылками к идеям равенства и справедливости, но здесь критика капитализма, больших корпораций и клерков, решающих судьбы простых людей, видна уже невооруженным глазом. Подобное содержание позволяет взглянуть на знакомую франшизу под иным углом.

ужасы

Новая часть одной из самых одиозных франшиз в истории фильмов ужасов — на сей раз в 3D

Седьмая «Пила» с популярной в конце нулевых — начале десятых приставкой 3D строится вокруг Бобби Дагена (Шон Патрик Флэнери) — самозванца, выдающего себя за жертву Конструктора. Парень паразитирует на своем лжестатусе и собирает вокруг других выживших в кровавых игрищах. Самолюбивый маньяк-убийца такого не прощает — и Бобби оказывается вынужден пережить серию испытаний, чтобы спасти жену. В фильме также появляется доктор Гордон (Кэри Элвес) из оригинала 2004 года, однако его роль слишком уж очевидна и не производит ожидаемого эффекта. Что касается детективной линии, кочующей из фильма в фильм, то к седьмой части она не представляет собой никакого интереса: разборки Хоффмана и бывшей жены настоящего Конструктора Джил Так (Бетси Расселл) набили оскомину еще в предыдущих сериях. На самом деле седьмую часть стоит посмотреть ради (внимание!) Честера Беннингтона, сыгравшего одну из многочисленных жертв, а также его музыки на саундтреке — в частности, звучит композиция «Condemned». В остальном «Пила», к сожалению, начинает заниматься самоповторами — на финальных титрах становится понятно, почему франшиза взяла длительную паузу.

детектив, триллер, ужасы, криминальный

Перезагрузка слешер-франшизы от режиссеров «Воинов света» и «Патруля времени»

Спустя семь лет на экраны выходит очередная «Пила». Она дистанцируется от сюжетных хитросплетений предыдущих частей и эксплуатирует идею того, что Конструктор на самом деле жив. Детектив Хэллоран (Каллум Кит Ренни) расследует серию убийств, отсылающих к деятельности Джона Крамера. В итоге его расследования, равно как финал фильма, способны удивить. «Пила-8» интересным образом заставляет вспомнить ловушки из предшествующих частей, а также вызывает приятную ностальгию своей концептуальной схожестью с ранними сериями франшизы, когда Конструктор устраивал групповые испытания. Братья-режиссеры Спириг отказались идти проторенной дорогой, но и не придумали чего-то радикально нового, поэтому восьмая «Пила» топчется на месте, не давая франшизе качественно нового рывка. Тем не менее наблюдать за испытаниями героев все так же интересно, а это главная причина для просмотра «Пилы».