Москва

«Противостояние», «Лангольеры», «Буря столетия»: так ли плохи девяностнические сериалы по Стивену Кингу?

У Стивена Кинга плодотворные отношения не только с кинематографом (которые держатся на так называемом формате «долларовой сделки»: любой начинающий режиссер всего за доллар может экранизировать писателя), но и с телевидением. С высокой частотой экранизировать Кинга на ТВ начали в 90-е, когда сначала вышел состоящий из двух серий телефильм «Оно», а затем и мини-сериал «Золотые годы», к которому «король ужасов» собственноручно написал сценарий (затем похожий трюк он проделает с «Бурей столетия», «Особняком «Красная роза» и «Королевским госпиталем», американским ремейком фон-триеровского «Королевства»). И хотя понятно, что девяностнические шоу бесконечно далеки от понятия «престижное телевидение», они отлично отражают дух своей мрачной эпохи, а содержащееся в них архаичное обаяние вызывает ностальгию, особенно у тех, кто их видел в детстве. Чтобы понять, как культовые сериалы выглядят из сегодняшнего дня, «Афиша» пересмотрела несколько важных для своего времени тайтлов — и, надо признать, некоторые из них неплохо сохранились.
Антон Иванов
18 декабря 2020

фэнтези, ужасы, драма

Сайфай-триллер про молодеющего уборщика

В секретной лаборатории по разработке эликсира молодости происходит взрыв. Инцидент расследует группа агентов из правительственной организации, но у руководителя службы безопасности лаборатории Тэрри Спэн (Фелисити Хаффман) есть подозрение, что у них другие цели. А в это время случайно оказавшийся рядом в момент взрыва 70-летний уборщик Харлан Уилльямс (Кит Царабайка) начинает стремительно молодеть, совсем как Бенджамин Баттон. Кинг признавался, что на научно-фантастический телесериал его вдохновил «Твин Пикс»: раз у Линча получилось превратить «мыло» во что-то необычное, то почему бы ему не попробовать. «Золотые годы», конечно, далеко не «Твин Пикс» — и в 2020 году скорее напоминают об эпохе телевидения, когда у сериалов еще не было голливудских бюджетов. Но эту историю, строящуюся на противостоянии человека с корпорацией и возрастной необратимости (оказывается, молодеть так же страшно, как и стареть), все равно интересно смотреть — жаль, что из всего этого не вырос долгоиграющий сериал, как изначально планировалось. 

приключение, триллер, фэнтези, ужасы

Первая экранизация романа про всемирную эпидемию

Из секретной лаборатории в США вырвался вирус гриппа, который убил почти все человечество. Немногие выжившие разделились на два лагеря: пока «хорошие парни» пытаются заново отстроить разрушенный мир, «плохие» под предводительством Рэндалла Флэгга (Джейми Шеридан) хотят построить новый — мир еще большего зла и насилия. Роман «Противостояние» один из лучших (самых больших и популярных) у Кинга. В этом и проблема для экранизации: в 1994 году в четырех сериях очень сложно было равнозначно показать все сюжетные линии и свести их воедино. Однако, несмотря на это, телесериал Мика Гарриса — режиссера, который чаще всего экранизировал Кинга на ТВ, — отличный девяностнический постапокалипсис с атмосферными локациями, сильными актерскими работами и старательной, хоть и не хватающей звезд с неба режиссурой. А история о смертоносном гриппе сегодня воспринимается с особым чувством. Посмотрим, как о ней расскажут в экранизации 2020 года.

триллер, фантастика

Пассажиры авиарейса исчезают, но это не «Лост»

Самолет, летевший из Лос-Анджелеса в Бостон, попадает в странную грозу. После нее на борту исчезают почти все пассажиры — кроме тех, кто в этот момент спал. Среди оставшихся — привычные для Кинга писатель-фантаст (Дин Стокуэлл), ребенок со сверхспособностями (Кейт Мейберли), человек с зависимостью — на этот раз девушка Бетани Симмс (Кимбер Риддл), и прочая разношерстная компания. Случайно оказавшийся на рейсе пилот Брайан Энгл (Дэвид Морс) сажает самолет в Бангоре, штат Мэн. В аэропорту ни души, у шоколадок нет вкуса, спички не зажигаются. Постепенно герои выясняют, что оказались во вчерашнем дне, в котором кроме них не осталось жизни, — и скоро этот осколок прошлого уничтожат шарообразные и прожорливые твари. Отличная экранизация повести из цикла «Четыре после полуночи» в 90-е приковывала детей и подростков к экранам. Современная оптика наверняка обратит внимание на, что единственный темнокожий герой в фильме — механик Дон Гаффни (Фрэнки Фейсон), представитель рабочей профессии. Но какой же он отличный мужик! А главный антагонист — богатый белый мужчина с детской травмой (Бронсон Пинчот), который и дает чистильщикам времени прозвище «лангольеры». Из всего этого потом родится «Лост», поклонником которого является Стивен Кинг. 

фантастика, фэнтези, драма

Конгениальная книжке, но не слишком удачная экранизация великого романа

Писатель Джек Торренс (Стивен Уэбер) устраивается зимним сторожем в зловещий отель «Оверлук». На несколько месяцев все громадное здание принадлежит только ему и его семье — жене Венди (Ребекка Де Морней) и сыну Дэнни (Кортленд Мид). Дэнни обладает «сиянием» — необычным даром видеть то, чего не видят другие. И вскоре он замечает, что в отеле давно поселилось зло. И это зло стало пробуждать в Джеке внутренних демонов, которых у него хватает. То, насколько Кинг не любит «Сияние» Кубрика, давно стало притчей во языцех. В телеверсии одного из лучших своих романов он сам взялся за сценарий, а снимать позвал Мика Гарриса. Получилась крепкая экранизация, довольно близкая к тексту, — пусть и без кубриковских откровений. Правда, здесь Венди не бессловесная жертва абьюзера, как у Кубрика (да и в романе), а успешная художница, готовая взять ответственность за свою жизнь и жизнь сына (все-таки шла уже вторая половина 90-х). Это еще раз подтверждается хеппи-эндом, который отменяет травматичное продолжение истории в «Докторе Сне»

триллер, ужасы

Квинтэссенция жанрового девяностнического кино про зло

На острове Литтл-Толл в штате Мэн (там среди прочего происходит действие романа и фильма «Долорес Клейборн») начинается жуткая буря. Одновременно на острове появляется загадочный незнакомец (Колм Фиори), который будто специально попадает в тюрьму. Незнакомец оказывается наделен магическими способностями и насылает на жителей острова галлюцинации, приводящие к новым жертвам. Когда всем становится понятно, что от пришельца никуда не скрыться, он делает жителям Литтл-Толл чудовищное предложение, от которого они не смогут отказаться. Одна из самых мрачных, вышедших, что символично и симптоматично, накануне нового тысячелетия историй Кинга сразу появилась в виде сценария — книгой ее издали позже. Здесь писатель рассуждает на всегда занимающие его темы религии, жизни в замкнутом сообществе, поведения людей в сложных ситуациях и морально-этического выбора. Вопросы, которые ставятся в фильме, и сегодня остаются без однозначного ответа (и всегда будут такими).  

детектив, фантастика, фэнтези

Бонус: неоготика начала нулевых, вдохновленная Ширли Джексон

Особняк «Красная роза» пользуется дурной славой дома с привидениями. Исследователь паранормального, профессор Джойс Риордон (Нэнси Трэвис), по просьбе наследника «Красной розы» Стивена Римбауера собирает команду экстрасенсов и отправляется в дом, чтобы проверить, насколько правдивы слухи. Каждый из ее спутников обладает своим даром: Виктор (Кевин Тай) предсказывает будущее, Ник (Джулиан Чернокнижник Сэндз) — телепат, Пэм (Эмили Дешанель) умеет «читать» предметы, Эмери (Мэтт Росс) видит события прошлого, Кэти (Джудит Айви) владеет автоматическим письмом, а самая юная Эмили (Кимберли Дж.Браун) — телекинезом. Разумеется, такая концентрация необычных людей заставила все паранормальные силы «Красной розы» встрепенуться. Кинг, любящий роман Ширли Джексон «Призрак дома на холме», выстраивает такую же неоготическую историю: загадочный особняк, ученый с группой подопытных необычных людей внутри. Но если Джексон сделала историю-перевертыш, которую можно рассматривать вовсе без мистики, то Кинг наполнил дом реальными призраками и присыпал сверху семейными тайнами и травмами. Явно не хуже первого сезона «Американской истории ужасов».