Москва
7.6

Фильм
Загадочная история Бенджамина Баттона

The Curious Case of Benjamin Button, США, 2008
Дэвид Финчер снял жизнеописание человека, стареющего задом наперед

Длинное, красивое и скучное жизнеописание человека, стареющего задом наперед. Первый фильм Финчера, который хочется выключить на середине.

  • Загадочная история Бенджамина Баттона – афиша
  • Загадочная история Бенджамина Баттона – афиша
  • Загадочная история Бенджамина Баттона – афиша
  • Загадочная история Бенджамина Баттона – афиша
  • Загадочная история Бенджамина Баттона – афиша
Мистика, Фэнтези, Драма
14+
Дэвид Финчер
10 декабря 2008
5 февраля 2009
2 часа 46 минут
benjaminbutton.ru
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Дэвида Финчера

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

5
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11393
19 января 2009
«Необратимость» для всей семьи

Слепой нью-орлеанский часовщик (Котеас), у которого на Первой мировой убили сына, сделал для местного вокза­ла красивые часы, идущие задом напе­ред, и уплыл на лодочке в океан, так и не узнав, что его частный протест против хода времени получил странное продолжение. В день окончания войны у пуговичного фабриканта Томаса Баттона (Флеминг) умерла при родах жена, произведя на свет крохотного старичка (Питт), которого расстроенный отец сперва хотел утопить, но потом подбро­сил в ближайший дом престарелых. ­Усыновленный негритянкой из обслуги (Хенсон) старичок рос, набирал вес, избавлялся от морщин, лысины и артритных узлов. В двадцать он выглядел застенчивым дяденькой в летах, в пятьдесят — тридцатилетним. Был моряком, чуть-чуть воевал, в 60-е купил мотоцикл. Конкретного применения себе не нашел (да, кажется, особо и не искал) и заметный след оставил лишь в сердце одной женщины (Бланшетт) — она в далеком 2005-м будет просить свою взрослую дочь (Ормонд) почитать ей из баттоновского дневника в палате для умирающих, пока за окном собирается с силами ураган Катрина.

Вынув диковинную фабулу из скорее юмористического, хотя и грустного рассказа Фицджеральда (герой которого родился умный и с бородой, а к старости впал в детство, причем на разных этапах жизни одинаково раздражал окружающих), великий технолог Финчер попытался с помощью привычных инструментов и средств — скальпеля, паяльника, электрошока — превратить анекдот в эпическую мелодраму и впервые в своей фильмографии потерпел полномасштабное поражение. Да, в «Баттоне» он совершает революцию, окончательно превращая цифровые эффекты из палки-копалки в инструмент художника, попутно возвращая технологии кино давно утраченный ею волшебный статус: лилипут, которому на компьютере приставили голову Брэда Питта, — это просто хороший фокус, а вот 19-летняя Бланшетт, танцующая как Плисецкая, или взаправдашний Питт времен фильма «Знакомьтесь, Джо Блэк», выходящий на экран ближе к концу, — это, как положено настоящей магии, здорово, непонятно и страшно. Но проявляя дьявольский перфекционизм по технической части, Финчер с обидной легкостью пускает на самотек — возможно, просто в силу масштабов проекта и банальной нехватки человеко-часов — все то, ради чего вообще нужны и компьютеры и магия. Его Баттон похож на профессионального больного, чья биография исчерпывается диагнозом: если он хоть что-то узнал и понял за 70 c лишним лет своей пущенной задом наперед жизни — это что-то явно осталось за кадром. Его заурядность — не столько живое свойство персонажа, сколько результат авторского недосмотра: чувствуется, что режиссер был слишком увлечен ­техни­ческой стороной вопроса, чтоб думать о чем-то еще. Героиня плавится от любви, как чернобыльский реактор, но сценарист (оскароносный адаптатор «Форреста Гампа» Эрик Рот, самодовольно вворачивающий самоцитату про «надо пописать» в самый неподходящий из диалогов) дает ей всего два прилагательных для описания возлюбленного: сперва «ты странный» и годы спустя — «ты такой молодой», больше об этом красивом, обходительном, ни разу за фильм не выходящем из себя человеке сказать действительно нечего. Возможно, именно потому, что сказать нечего, амбициозная философская конструкция так быст­ро оборачивается поучением про то, что жизнь прожить — не поле перейти. Обобщения такого рода мог бы позволить себе Спилберг (когда-то, кстати, думавший снимать «Баттона» с Томом Крузом), но Финчеру с его умными руками и ­ле­дяным сердцем слишком поздно ­запи­сываться в сентименталисты. Когда он вслед за Гаспаром Ноэ говорит, что время уничтожает все, веришь, что так оно и есть (тем более что так оно и есть). Но когда тут же через запятую торопит­ся добавить, что кое-что кое-где все-таки остается и вообще главное в жизни найти себя, возникает (надо сказать, впервые с данным режиссером) стойкое ощущение, что обращаются не к тебе.

79
1

Отзывы

9
Kabal
105 отзывов, 113 оценки, рейтинг 722
22 января 2009
Фильм, где каждый кадр – печальная красота

Новая, необычайно грандиозная кинолента внезапно рванувшего в американские классики перфекциониста Дэвида Финчера. Раз. Большое художественное произведение в духе классического Голливуда. Два. Идеальный фильм-картинка. Три. Без пяти минут «инстант классик»; колоссальнейшее кино, сделанное на актуальную цифру и не имеющее аналогов в мировой режиссуре на данный момент. Четыре. Самый правдивый путеводитель по жизни, её неимоверно глупой молодости, неожиданно нахлынувшей зрелости и незадачливо растерянной старости. Пять. Лучший рассказ об отношениях мужчины и женщины (после «С широко закрытыми…» Кубрика), при которых мужчина в основном молодеет, а женщина стремительно стареет. Шесть. Третья по значимости роль Бреда Питта. Семь. Самое оригинальное изображение переплетённости человеческих действий и судеб — 4-х минутный кусочек про аварию с героиней Бланшетт, снятый с точки зрения шести персонажей (таксист, который остановился на чашечку кофе, женщина, которая забыла свой плащ), потрясает, выносит к чертям и «Магнолию» П. Т. Андерсона, и кинематограф Иньярриту. Восемь. Потрясающие, снятые в стилистике вонг-карваевского кино ночные посиделки в заснеженном Мурманске, где Тильда Суинтон играет жену министра и насильно запивает икру водкой. Девять. Завораживающая музыка Десплы, волшебная камера. Десять, одиннадцать, двенадцать.

Продолжать грохотать эпитетами в адрес этого фильма можно бесконечно долго. Впрочем, ничто уже не отменит того факта, что «Загадочная история Бенджамина Баттона» сделана с высочайшей амбицией. Причем для каждого она своя и у всех разная. Оскаровский сценарист Эрик Рот, абсолютно точно, пытается перещеголять собственный сценарий пятнадцатилетней давности. Как результат, выдумывает трехуровневую композицию (помимо основного сюжета есть еще и пролог про слепого часовщика, и современная история с надвигающимся ураганом Катрина), населяет мир внутри фильма дюжиной исключительно колоритных персонажей, каждому из которых с тошнотворной тщательностью выписывает по запоминающему монологу. Понятно, что и для режиссера Финчера основная суть происходящего состояла, видимо, в технологических упражнениях: убелить сединами актеров, реконструировать события, парой образных зарисовок показать всем, как спецэффекты из эпигонского финтифлюша превращаются в придаток большого искусства, подлинную магию кино.

В этом странном противоречии, когда сценарист любит героя слишком сильно, а режиссер слишком мало, есть что-то безумно печальное, бесконечно родное. Наверное, именно так кто-то свыше создавал наш мир: скрупулезно, любовно, по деталькам, забыв под конец объяснить людям смысл их существования — ну, такая же в сущности мелочь, как иногда забывают проделать дырку для дверной ручки. Учитывая все это, Бенджамин Баттон — герой с крайне скучной биографией, самыми потрясающими событиями в жизни которого стали столкновение с немецкой субмариной и любовь к рыжеволосой танцовщице. Народный актер Бред Питт просто создан для подобной роли: тихий и вальяжный он здесь буквально растворяется в собственном закадровом голосе. В результате двухчасовой с половиной экскурс в историю человека, стареющего наоборот, оказывается не столько откровением, сколько альбомом старых, потертых и выцветших фотографий.

Как он под праздничные салюты родился сморщенным уродливым стариком-младенцем, как непослушными хрустнувшими костями сделал первые десять сбивчивых шагов. Как стал с возрастом ничем не примечательным лысеющим очкариком, ушел в море и гулял однажды раздетым по оснеженной России. Как уверенным жестом управлял белоснежной яхтой, как катался на мотоцикле и танцевал диско, как на утро уходил от одной женщины к другой, чьи имена забывал на следующий же день. Как держал единственную любимую в объятья, боясь потерять, а она вся такая хрупкая и блаженная, словно облачко, не могла сдержать мгновенно выступивших, раскатившихся по щекам и шее слез. Как вскоре растворился в элементарном ходе времени: из века в век, из смерти в смерть. Справедливости ради, смотреть этот фильм-альбом следует одному — под одеялом, затаив дыхание, спрятав от всех.

95
0
7
FloMaster
64 отзыва, 177 оценок, рейтинг 439
24 января 2009

Вчера посмотрел новое творение Дэвида Финчера под названием "Загадочная история Бенджамина Баттона". Самое удивительное, что этот фильм абсолютно не похож на другие работы данного режиссера. Никаких параноидальных и шизоидальных мотивов, характерных для раннего творчества Финчера, нет и в помине. И это не может не радовать. Главную роль в картине исполнил всенародно любимый Брэд Питт. Вообще Брэд успел как следует оторваться в ушедшем 2008 году, снявшись в новой комедии братьев Коэнов "Сжечь после прочтения". Там он с легкостью сбросил с себя груз пары десятков прожитых лет и сыграл беззаботного и придурковатого тренера по фитнесу. Ну а теперь серьезная роль.
Совсем недавно Фрэнсис Форд Коппола снял фильм с очень похожим на "Загадочную историю Бенджамина Баттона" сюжетом. Назывался он "Молодость без молодости" и рассказывал о 70-ти летнем профессоре лингвистики, который внезапно начал молодеть после удара молнии. Тот фильм не слишком удался. Отличная картинка и удачный подбор актеров, но совершенная неясность со смыслом. Складывается впечатление, что, пытаясь создать глубоко философское произведение, Коппола запутался в собственных умозаключениях. В результате фильм получился ни о чем. Финчер же не стал изобретать велосипед. Он акцентировал внимание на простых (даже банальных) и всем понятных мыслях и ценностях. Таким образом, пусть фильм Финчера и не содержит никаких принципиально новых откровений, но он просто напоминает зрителю о важных в самой обычной жизни вещах, о которых никогда не следует забывать.
Один из самых главных плюсов фильма - это качество съемки и постановки. Прекрасная работа операторов, гримеров, художников по костюмам и всех остальных людей, занимающихся визуальной составляющей фильма. С этой точки зрения фильм снят безукоризненно. Сценарист также очень хорошо поработал. Несмотря на продолжительность в 2 ч. 45 мин., кино смотрится с большим интересом от начала и до конца. Сюжет нигде не провисает, да и никаких серьезных недочетов там нет.
К недостаткам данной картины я бы отнес выбранную для фильма форму повествования. Рассказ ведется от лица умирающей Дэйзи и ее дочери Кэролайн, читающей дневник Бенджамина Баттона. Ну во-первых подобная сюжетная структура уже стала неким шаблоном, который многократно использовался. Во-вторых такой рассказ, на мой взгляд, придает фильму излишнюю мелодраматичность. Я считаю, что данная картина интересна в первую очередь как сентиментальная философская сказка, а не мелодрама. Мелодрамы в фильме и так более чем достаточно. Но на первом месте все равно стоит история жизни Бенджамина Баттона в целом, а не отдельная история любви, пускай даже имевшая первоочередное значение для главного героя. Нет необходимости лишний раз акцентировать на ней внимание. Тем более в сценах с Дэйзи и Кэролайн никакой принципиально важной информации для сюжета фильма не содержится (все и так есть в дневнике). Если эти сцены вырезать, фильм ничего особо не потеряет.
Теперь вернемся к Брэду Питту. Если честно, он немного разочаровал. Не то, чтобы сыграл плохо, но и не блеснул. Понятно, что роль очень сложная. Когда загримирован под 60-ти летнего, необходимо играть 20-ти летнего, а когда загримирован под 20-ти летнего, необходимо играть 60-ти летнего. Но все-таки роль могла бы быть поярче и поинтереснее. Хотя, возможно, это недочет сценариста. Кейт Бланшет понравилась больше. Она с ролью справилась хорошо.
В целом фильм замечательный. Кино хотя и очень сентиментальное, но жизненное, правильное, красивое и интересное. А да, и политкорректное. На мой вкус, это лучший фильм Финчера.

11
0
1
Женя Kazachkov
81 отзыв, 335 оценок, рейтинг 94
12 февраля 2009

Что хотите со мной делайте, но "Загадочная история Бенджамина Баттона" - невыносимо плохое кино. Особую невыносимость добавляет осознание того факта, что Финчер плюс Питт в прошлом было равно "Семь" и "Бойцовский клуб".
Ну, допустим, родился старым, жил наоборот и умер младенцем. Почему? Эпиграф про часы якобы должен что-то объяснять, но он притянут за уши и не помогает. Ок, будем считать, что причина неважна. Но к чему всё это? В чём драматизм истории? Любовная линия приходит к ощутимому конфликту только к концу фильма. Но и там авторы не играют по своим же правилам: герой в начале жизни был старичком, чувствовал себя старичком и вёл себя как старичок. Почему же под конец жизни, став ребёнком, он опять заболел старческой болезнью (маразмом) и потерял память? Да и вообще странно: герой в 40 лет почему-то решил, что не может растить ребёнка, потом что через 20 лет ему станет 20 лет. То есть, промежуток возраста от 20 до 40 недопустим для того, чтобы быть отцом?! И почему-то герой предвидел, что станет сопливым ребёнком (физически? морально?), а получил всё равно старческий маразм (см.выше).
В принципе, все проблемы в "ЗИББ" либо надуманы, либо слишком легко решаются (включая главную - заплыв против времени). "Мне нельзя выходить!" - сказал герой. Но подумал, и вышел. Капитан сказал: "Ты старик!" Но подумал, и взял героя на работу. Героиня сказала: "Я не буду с тобой!" Подумала пару лет и передумала. Потом ещё несколько лет думала, прежде чем понять, что балерина на пенсии может не скучать, а преподавать... А в основном и проблем никаких у героя нет. Идёт по жизни и головой вертит. Захотел - в бордель пошёл, захотел - трахнул в Мурманске жену английского шпиона. (Анти)возрастные проблемы особых сложностей для него не составляют...
Страшно признать, но поделки какого-нибудь Коэльо по сравнению с "ЗИББ" - это верх изящества, осмысленности и увлекательности. В фильме всё так же пафосно, претенциозно и перечислительно, как у Коэльо, но у последнего всё это бывает хотя бы ради какой-то идеи. Пусть плоской и банальной, но структурирующей и оправдывающей. Такой мысли в "ЗИББ" нет, поэтому её пытаются заменить многозначительными фазами, из которых по большей части и состоят диалоги. "В жизни всякое может случиться" - "Иногда надо смириться" - "Ты помнишь, что я говорил тебе?" - "Да, помню: в жизни всякое может случиться".
Последние кадры - это вообще полная смысловая капитуляция авторов. Не декларирование бессмысленности жизни как киноидеи, а именно "мы не знаем, зачем сняли этот фильм". "Некоторые люди рождаются, чтобы танцевать, других бьёт молния, третьи - плавают, а некоторые - художники". Одни люди пердят, а другие бьют чечётку. Я готов поверить в месседж "жизнь сложная, а люди разные", только если он посажен на мощную драматическую структуру, острые конфликты, живых персонажей и неожиданные повороты и хитросплетения.
Здесь же ситуация такая: зритель, остсидев три часа в зале, внутренне спрашивает создателей фильма: "И чё?!" А ему с экрана отвечают: "Ну типа вот".

10
0
9
Павел Л.
150 отзывов, 1677 оценок, рейтинг 374
9 февраля 2009

Загадочная история Бенджамина Баттона.

Трагическое познание истинного призвания человека сквозь настоящие чувства, без времени, в течение драматизма и жестокости «жизни наоборот».

Ему было суждено родиться не как все. Он смиренно выносил муки рождения наоборот. Ребенок-старик, от которого в порыве испуга и отчаяния отказался отец, был подброшен в местный дом престарелых, в Новом Орлеане, где-то в 1910-х годах. Он стал сыном этого дома, а именно сыном не бросившей, вырастившей его женщины-афроамериканки. Она с теплым и заботливым сердцем матери приняла его природный недуг и представила ее окружающему обществу. Может быть, это как раз то место, где ему и суждено было провести «старческое детство». Тут были люди с огромным опытом жизни за плечами, которые приходили в этот дом ждать смерти. При этом он впитывал в себя все, что мог из мудрого опыта стариков. Но в тоже время его тянуло к детям, тянуло к движению и активности. Его наивность порой могла сыграть с ним злую шутку, но чаще она поворачивалась к нему удачливо.
Он жил в этом доме спокойно и наблюдательно, рос и тихо молодел. Его развитие шло в обратную сторону. В какой-то день он познакомился с огненно рыженькой девочкой, внучкой одной из навещавших дом престарелых женщины. Эта девочка, не смотря на его практически не пригодный в глазах людей возраст, притянула его и заставила испытать на всю жизнь самое глубокое чувство. Режиссер осознанно заставляет зрителя поверить в это чувство на основе таких доказательств. Для любви нет времени, нет возраста, нет преград. Это обычно говорят в каких-то мелодрамах или пишут в книгах. Но в этом фильме показано всё, что с этим связано и что именно значит – для любви нет времени.
Он благородно проводил то время, которое было доступно с девочкой, но время разводит их пути.
В один день, когда он достиг возраста 20-ти лет/или 60-70 в обратную сторону, он пошел работать на морское судно, на котором не боялся выполнять ни одного задания капитана, чем заслужил полное его доверие и всего экипажа.
Весь фильм состоит из чтения дневника Бенджамина Баттона его дочкой в больнице у умирающей матери (той рыженькой девочки).
Отмечу, что в каждом новом эпизоде своей жизни герой фильма уделяет подробное описание каждой новой личности в его жизни. Будь это капитан или моряк, будь это пара постояльцев в портовом отеле в Мурманске, пусть это старики в родном доме, будь это его настоящий отец, будь это Кейт Бланшетт. То есть в своем старческом юношестве у него была четкая и мудрая память, он мог читать людей, воспринимать самые тонкие мелочи в их поведении.
В портовом отеле в Мурманске Бенджамин (Брэд Питт) встречает женщину (Тильда Суинтон), которая смогла за все ночи (а их было много) совместного общения рассказать ему о многом в своей жизни – это была история ее путешествий, точки зрения на определенные события и другое. Это послужило для него и для нее наукой и чистотой человеческого внимания. Тогда Бенджамин подумал, что влюбился, но это было влечение, он только распутывал возможности своих чувств.
Потом он прошел войну, увидел боль, страх, смерть. После чего, уже другим вернулся в свое родное место в Новом Орлеане. Тут он периодически встречается с Кейт Бланшетт, которая, к тому времени, становится известной молодой и красивой танцовщицей. Ее увлекают веяния молодежи, она проводит достаточно раскрепощенную жизнь в шоу-бизнесе, которая к тому времени только начинает развиваться и захватывает все глубже и глубже массы населения. В то время она еще не поймет, что испытывает к Бенджамину, но постепенно всё встанет на свои места.
Бенджамин узнает своего настоящего отца, когда тот уже понимает, что жить ему осталось недолго. Для Бенджамина это нелегко понять, что отец всегда был рядом, порой с ним общался и был не бедный человек. Что мать его умерла при родах.
Человек, проживающий жизнь наоборот молодеет, расцветает, узнает радости жизни…а близкие ему люди наоборот стремительнее покидают жизнь…это больнее и больнее бьет по этому необычному жителю земли, который подвластно построенным слепым конструктором часам идет в обратном направлении.
В конце концов, через ряд немного затянутых эпизодов фильма Бенджамин живет вместе со своей возлюбленной, у них рождается ребенок. Но им все сложнее и сложнее жить дальше, понимая, что Брэд Питт вскоре превратится в подростка, а потом в младенца.
Тогда он покидает семью с призывом найти отца, которому не нужны будут младенческие пеленки. Пару раз, появляясь в жизни Кейт, он проводит с ней пару часов, что для них как глотки воздуха в запертом подземелье.
Рост дочери сопровождается с его омоложением, когда-то его находят в своем старом родном доме, у пианино, там, где он когда-то провел все свое детство. И Кейт проживает с ним все время, пока он не засыпает навсегда уже преобразовавшись в младенца, но глаза его в полном понимании ситуации говорят четкое и грустное «пока».

Он прожил достойно свою жизнь наоборот,
Он смог сделать то, что не сделали бы многие,
Он научился прощать,
Он научился и научил любить,
Беречь…
Дом всегда тянет тебя назад…
Любовь способна быть вне времени и обстоятельств…
У каждого человека, вне зависимости от положения в обществе есть свое призвание,
Никогда не поздно начать что-то сначала…
Главное этого не бояться, хотя это не так просто.

Можно еще многое вынести из этого фильма, уж слишком он насыщен, правда, немного длинноват. Хотя, как можно показать полноценную жизнь человека в течение часа…да и три наверное мало.

Спасибо!

7
0
3
Shin_no
9 отзывов, 9 оценок, рейтинг 31
9 февраля 2009

Ровно четверть фильма стоит просмотра. И плевать на картинку, цифру, и прочие шалости. Финчер и его фильм – современная классика?.. Господа, опомнитесь. Режиссер, запоровший такой благодатный материал, отдавивший зрителю ноги слоновьей, тяжеловесной техникой бесконечного повторения одних и те же банальностей – классик? Те, кто смотрел: просто вытащите из фильма его главный козырь – обратный ход биологической жизни Баттона – что от него останется, кроме картинки? Диалоги с идиотской мотивацией, набор конструкций, схожих с «Форрестом Гампом» и твердолобые картонки, вместо персонажей. Такое ощущение, что режиссер упивается этой картонностью: вот, посмотрите, капитан буксира, рубаха парень, весь в наколках, он ведь такой художник! А вот богемная танцовщица, внезапно прозревающая в силу как бы вы думали чего?.. Сломанных ног, неожиданно, правда?.. Или вот, мамаша-негритянка, золотая женщина, ну еще бы! Светлые пятна (читай – не картонки) здесь только старики – они держат на себе атмосферу как раз той четверти фильма.

Я все простил бы этому фильму, если бы он нес зрителю Мысль. Нет. За картонным лесом скрывается свежее, оригинальное суждение о том, что всем нам жизнь дана не просто так, каждый проживает ее по-своему, а кто-то так даже задом-наперед, умудряясь при этом остаться добрым, счастливым, и сделав счастливыми других.

P.S. «Форрест Гамп» на голову выше «Баттона». Нет, на две.

7
0
...

Подборки Афиши
Все