Москва
«Пропащие ребята», «С меня хватит!», «Бэтмен III: Навсегда» и другие главные фильмы Джоэла Шумахера
Не стало Джоэла Шумахера — не очень любимого критиками виртуозного коммерческого режиссера, который снял несколько культовых фильмов в самых разных жанрах: триллер, хоррор, кинокомикс, мюзикл и судебная драма. «Афиша» рассказывает про его главные работы.
Евгений Ткачёв
23 июня 2020

триллер, комедия, ужасы

Американские подростки против вампиров

Про Шумахера принято говорить, что это режиссер категории Б, умудрявшийся в основном снимать ленты категории А (и что он был одним из худших постановщиков на свете, причем на всех этапах карьеры). Все так. Но есть один важный нюанс: в отличие от большинства других бэшных режиссеров у него был свой ярко выраженный стиль. Кэмп, китч, квир-оптика, соски на костюме Бэтмена — вот это все! В каком-то смысле Шумахер — это Райан Мерфи 80-х и 90-х. В его фильмах много неприкрытого гомоэротизма (сам режиссер был открытым геем) и запоминающихся нарядов (по первой профессии Шумахер был костюмером, однако дизайну одежды и модельному бизнесу он предпочел кино — в каком-то смысле его даже можно назвать кинокутюрье).

Например, до сих пор очень нарядно смотрятся его «Пропащие ребята» — восьмидесятнический вампирский хоррор про молодежь в косухах и на мотоциклах. По мнению исследователей, фильм здорово популяризировал готическую субкультуру в США (а вурдалаки-байкеры вдохновили разработчиков легендарной ролевой видеоигры Vampire: The Masquerade на создание одного из кланов кровососов). В 1987 году картина получила тематическую премию «Сатурн» как лучший фильм ужасов и обрела культовый статус — такой же, как среди миллениалов и зумеров «Сумерки». Примечательно, что Шумахер брал не сюжетом (как и в случае «Сумерек», его невозможно пересказать даже под пытками), а стильной картинкой, бодрым саундтреком, томными взглядами Кифера Сазерленда и Джейсона Патрика (кажется, единственная в фильме девушка, помимо матери главных героев, была введена в сюжет исключительно для того, чтобы зрители не подумали ничего плохого про парней).

«Пропащие ребята» — это идеальное кино эпохи MTV, полуторачасовой клип, опасный и сексуальный. Из детской страшилки (изначальный сценарий рассказывал про восьмилетних бойскаутов, но Шумахеру он показался слишком скучным), режиссер сделал декадентский, возмутительный и тревожный хоррор, в котором нашлись места персонажам всех возрастов — помимо взрослых и подростков в фильме также есть дети (привет «Очень странным делам»!). Расчет Шумахера оправдал себя: для фильма категории R «Ребята» собрали нехилую сумму в $32 000 000.

триллер, ужасы

Фильм ужасов про отважных студентов-медиков

Еще одно культовое кино Шумахера — на сей раз про студентов-медиков (Кевин Бейкон, Джулия Робертс, Кифер Сазерленд, Оливер Платт и Уилльям Болдуин), которые вводят себя в состояние клинической смерти, чтобы узнать, что находится на границе миров. В свое время «Коматозников» было принято скорее ругать, но это все потому, что кинокритики тогда еще не видели ремейк. Как заметил Кристиан Холуб из Entertainment Weekly: «Мы живем в эпоху бессмысленных ремейков, но ремейк «Коматозников», пожалуй, самый бессмысленный из всех».

триллер, трагикомедия

Майкл Дуглас в триллере Джоэла Шумахера

Магнум опус Джоэла Шумахера: душераздирающая история про то, как разъяренный Майкл Дуглас в очках идет домой, чтобы поздравить свою дочку с днем рождения, а ему все мешают. Остросоциальное высказывание про бунт «белого воротничка», похожее на гидравлический пресс: стоит только под него попасть, и оно тебя разомнет. Для своего времени это кино смотрелось достаточно радикально (что уж говорить про наше?). Сценарий, наверное, осел бы на каком-нибудь кабельном канале, если бы он не попал в руки к Майклу Дугласу, который пришел в восторг и решил не только спродюсировать картину, но и сыграть в ней главную роль.

боевик, приключение, триллер, фантастика

Бэтмен и Робин против Двуликого и Человека-загадки

Шумахер, как и Григорий Константинопольский, имел какое-то магическое воздействие на актеров: у него снимались все самые лучшие и худшие голливудские артисты. Как правило, они играли у него из вон рук плохо (особенно Николас Кейдж в «Что скрывает ложь»), но где еще встретишь Вэла Килмера в роли Темного рыцаря, Томми Ли Джонса — в роли Двуликого, Джима Кэрри — в роли Человека-загадки, а Николь Кидман — в роли сексапильного психиатра Чейз Меридиан, которая интересуется в основном странными парнями? Впрочем, если «Бэтмен и Робин» свелся только исключительно к обсуждению бэт-сосков и того, как все плохо (а что вы хотели от кино, которое затевалось как промо игрушек? Кстати, Шумахер совсем недавно извинился за соски), то «Бэтмен III: Навсегда» — без дураков отличное кино с цитатами из Айн Рэнд («Атлант расправил плечи»), сатирой на телепропаганду и исследованием природы дуальности.

триллер, драма

Мэттью МакКонахи встает на защиту Сэмюэля Л.Джексона

Один из лучших (наравне с картиной «С меня хватит!») фильмов Шумахера. Респектабельная судебная драма, перезагрузившая карьеру молодого Мэттью МакКонахи (затем это еще раз сделает «Настоящий детектив»). Тут он, впрочем, играет не копа, а адвоката, защищающего на американском, а значит, расистском юге чернокожего работягу (Сэмюэль Л. Джексон), убившего насильников своей дочери. Фильм, исполненный редкого по нынешним временам гуманизма и достоинства, — и одновременно превосходная процессуальная драма, следующая завету царя Соломона про то, что «всему свое время, и время всякой вещи под небом»: «Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать…».

триллер, драма

Частный детектив против порноиндустрии

Самый, быть может, душещипательный фильм Шумахера: детективный триллер про частного сыщика (Николас Кейдж), который в ходе расследования выходит на след преступной группировки производителей снафф-фильмов. Кейдж тут (как, впрочем, и всегда) играет на разрыв аорты, но это, пожалуй, тот случай, когда это совсем не бесит.

боевик, приключение

Боевик Джоэла Шумахера про близнецов-цэрэушников

С девяностыми закончилась и золотая эпоха Шумахера: из «вульгарного аутера» он все больше превращался во всеядного коммерческого режиссера, который сам себе «и швец, и жнец, и на дуде игрец». «Плохая компания», рассказывающая про брата-близнеца погибшего цээрушника (Крис Рок) и его наставника (Энтони Хопкинс), — вполне себе конвенциональный боевик с перестрелками, взрывами и дурацкими шуточками. Ничего особенного, но разве откажешься провести время в такой хорошей компании?

триллер

Колин Фаррелл в триллере Джоэла Шумахера

Один из самых виртуозных триллеров Шумахера позднего периода: образцовая полуторачасовая и почти классицистическая «бэха» с Колином Фарреллом, которого взяли под прицел в телефонной будке. Много формализма и саспенса. Досмотреть стоит ради того, чтобы выяснить, кто в финале окажется снайпером-моралистом (нет, не Уэсли Снайпс).

мюзикл, мелодрама

Экранизация рок-оперетты Эндрю Ллойд-Уэббера

Вершина шумахеровского китча — постановка популярной рок-оперетты, пережившей немало ревизионистских экранизаций. В главных ролях — Эмми Россам, Джерард Батлер и Патрик Уилсон. Лишившийся всех сдерживающих центров Шумахер купается тут в своей стезе и стилистике и плевать хочет на правила хорошего тона и вкуса, ведь он один из тех режиссеров, что «способен напустить на заснеженное зимнее кладбище еще и туману».

мистика, триллер

Джим Кэрри в роли сотрудника службы по отлову бездомных животных

На волне «Малхолланд-драйв» в нулевые вышло немало дурных майндфак-триллеров про то, что все не то, чем кажется. Разумеется, мимо этого тренда не мог пройти стороной Шумахер, который снял с Джимом Кэрри (после «Вечного сияния чистого разума» на минуту ставшего серьезным артистом) мистическую оплеуху про ловца бездомных животных, жизнь которого кардинально меняет нумерология. Фильм просто сочится конспирологической паранойей — и даже странно, что он заканчивается на мажорной ноте. После Шумахер снял еще несколько фильмов (в том числе и такое невообразимое guilty pleasure, как «Что скрывает ложь»), да пару серий первого сезона «Карточного домика» — всего этого, впрочем, оказалось достаточно, чтобы вписать себя в историю кинематографа и память благодарных зрителей, выросших в эпоху VHS и не только.