До сих пор не могу прийти в себя после новой научно-фантастической картины «Скайлайн», не знаю, что тут надо сказать: «Спешите видеть» или «Спасайся, кто может». Это магнум опус таких довольно удивительных братьев Страус, авторов, кроме прочего, «Чужого против Хищника-2». Притворяется (не без идиотского блеска, надо признать) стомиллионным блокбастером, на самом деле снят за полмиллиона плюс компьютерная графика. Компания статистов (звезда — странный артист Балфур, герой «Клиент всегда мертв» и моего любимого канадского порнофильма, остальные, кажется, из рекламы сока) просыпается с бодуна, а на Лос-Анджелес напали стометровые пришельцы, которые ловят людей синими лучами — целыми микрорайонами загребают — и вырывают им мозги. Пришельцы слегка лавкрафтовского вида (хотя есть подозрение, что Лавкрафт в сознание авторов просочился через игрушку Quake II), нарисованы с какой-то даже чрезмерной любовью. Герои дивные. Скажем, вокруг уже полгорода съели, а они начинают очень жестко прессовать знакомую за то, что она при них закурила, — вредно же, ты чего. Завораживает в первую очередь не сюжет (хотя и там есть сюрпризы), а два параллельных ему и друг другу процесса — как кончаются деньги и как авторы входят во вкус. Финал про заготовку мозгов, в котором им окончательно сносит крышу, — это уже что-то из мира узкоспециальной мультипликации про тентакли (притом сделано из экономии практически как в «La jetée» — серией выразительных мутных стоп-кадров). Сперва это просто глупо, потом дико, потом странным образом становится круто. В последние минут десять я в него уже практически влюбился. Для полноты картины: летом был скандал из-за того, что парни рисовали эффекты к настоящему блокбастеру с похожим сюжетом для Sony и якобы сперли у них оборудование. Какие все-таки молодцы.
Этот текст впервые был опубликован 10 ноября 2010 года в «Афише Daily».
Сиквел «Скайлайна», подоспевший через семь лет, оказался достойной бэхой родом откуда-то из конца 80-х — начала 90-х, когда «Гайвер» и ему подобные фантастические боевики считались крутым кино, потому что все #брутально, #выразительно, #оченькроваво. Если кто-то купился на эти хештеги, то хотим сразу предупредить: вторая часть — это не автономный сиквел, а реально продолжение первой, в которой рассказывается, что стало с Джарродом (Эрик Балфур) и его беременной девушкой после того, как они попали на корабль пришельцев, которые до этого напали на Землю и целыми кварталами вылавливали людей, чтобы выкачивать из них мозги. Вторую часть «Скайлайна» поставил сценарист первой — Лиам О’Доннелл. И хотя в фильме появляется Джаррод и его девушка, они не главные герои (да и играют их другие артисты). История рассказана с точки зрения круто сваренного лос-анджелесского копа (Фрэнк Грилло), который приехал забрать сына из тюрьмы, а тут случился инопланетный апокалипсис. Большая часть действия происходит в Юго-Восточной Азии, поэтому во второй половине фильма индонезийская экшен-звезда «Рейдов» Ико Ювайс живописно метелит пришельцев ногами, демонстрируя свои навыки владения боевым искусством пенчак-силат. Сами пришельцы, к слову, сменили дизайн, чтобы их могли играть живые актеры-каскадеры, а то рисовать на компьютере, очевидно, накладно, ведь стырить в этот раз оборудование со съемок другого фантастического блокбастера не получилось. Картина ощутимо провисает в середине, зато все окупает лихая финальная бойня, настоящее межпланетное крошево, когда все подручные средства идут в бой. То, что люди получили от съемок этой битвы невероятное удовольствие, становится понятно уже из подборки неудачных дублей на финальных титрах. Вообще, кем надо быть, чтобы в 2017 году на манер Джеки Чана и на голубом глазу закончить фильм неудачными дублями?! Святые люди делали это кино, не иначе.
Все, что имеет начало, имеет и конец, но непохоже, что франшиза «Скайлайн» собирается закругляться. Каждый раз ее авторы откуда-то находят деньги на продолжение, чтобы порадовать тех, кому одного «Джиу-джитсу: Битва за Землю» оказалось мало. В триквеле действие происходит спустя 15 лет: вымахавшая (не по дням, а по часам) в капитаншу межзвездного флота землян дочь Джаррода Роуз Корли (Линдси Морган) возглавляет восстание против пришельцев, но победа дается людям слишком высокой ценой. Роуз превращается в изгойку, которую все ищут, а тут еще появляется новый вирус, мешающий шаткому сосуществованию землян и инопланетных гибридов — людей, превращенных в пришельцев. Теперь Роуз вместе с другими членами сопротивления и своим братом-гибридом Трентом (Джереми Фицджералд) необходимо отправиться на вражескую планету, чтобы снова спасти человечество. В третьей части не осталось никого из первых двух, зато появилась огненная Рона Митра в роли докторки с двумя пистолетами (как же ее не хватало!). Лиам О’Доннелл в этот раз долго, очень долго запрягает: первую половину фильма, длящегося почти два (!) часа, можно спокойно проспать, так как все самое веселое начинается, когда земляне попадают на чужую адскую планету. В этот момент «Скайлайн-3» становится похож на недавний «Doom», где тоже солировала женщина (характерная примета времени, которую авторы, конечно же, не могли обойти стороной). Сначала из руки Роуз вырывается столп пламени, затем она седлает гигантскую боевую машину инопланетян, сминающую пришельцев в гармошку и позаимствованную, кажется, из какого-то аниме-меха — в общем, дикости «Скайлайну» снова не занимать. А то, что сюжет трещит по швам, — ну так никто не обещал, что вы будете смотреть престижный кинематограф. Это туповатое, прущее напролом кино предназначено не для анализа, а для созерцания чего-то по-настоящему ужасного (кстати, фильм снова закончится подборкой неудачных дублей).