Москва

«Золотая маска-2021»: 13 лучших музыкальных спектаклей

Фестиваль «Золотая маска» в этом году показал 175 спектаклей — лучшие работы из репертуара московских и региональных театров. Мы уже рассказывали о лауреатах премии в категориях «Драма» и «Эксперимент», а в этой подборке — победители в номинациях музыкального театра.
30 апреля 2021

Долгожданная премьера главного русского оперного режиссера

В новом прочтении оперы Римского-Корсакова герой былин Садко оказывается современным молодым человеком в джинсах и джемпере. По сюжету он попадает в древнерусский парк развлечений, где ему предстоит пройти испытания волшебством. В монументальной постановке занята почти вся оперная труппа Большого, а декорации по эскизам пяти художников выглядят как один огромный конструктор.

Спектакль — лауреат «Золотой маски-2021» в номинациях «Оперный спектакль», «Работа режиссера», «Женская роль» и «Мужская роль».

Новая трактовка отношений Дидоны и Энея

«‎Дидона и Эней оба — изгнанники, люди, которые много страдали. Они были вынуждены при весьма драматических обстоятельствах покинуть родную землю. Их обоих объединяет сочетание огромной силы и такой же огромной слабости. Но Дидона — не только очень сильная и жестокая, но и очень чувственная женщина, которая умеет любить», — рассказывает о своем прочтении оперы режиссер Венсан Уге.‎

Спектакль — лауреат «Золотой маски-2021» в номинации «Работа дирижера».

Аналитический балет о русской жизни

Хореограф Максим Петров и композитор Настасья Хрущева сочинили балет-манифест, в котором утверждаются музыкальные и хореографические формулы русской культурной матрицы. «Это цикл о красоте, рефлексия на тему музыки XIX века, признание в любви Чайковскому, купание в бесконечных гармонических оборотах. — рассказывает композитор. — В тупиках выражается бесконечность, тупики .— это лабиринты красоты».

Спектакль — лауреат «Золотой маски-2021» в номинации «Работа балетмейстера-хореографа».

Танцы по Чехову

Постановщица Ксения Михеева задумала осмыслить чеховского «Дядю Ваню» и в итоге сочинила танцевальную фантазию, крайне далекую от оригинала. Пять солистов создают историю о хрупкости, о вечном безысходном порыве души и надежде, позволяющей жить дальше. Главное в этом спектакле — сломанные судьбы дезориентированных людей. Они легко проживают дни, не задумываясь об их наполнении и содержании.

Спектакль — лауреат «Золотой маски-2021» в номинации «Современный танец».

Алексей Ратманский ставит балетный шедевр

«"Жизель" возникла на пике мощного художественного течения, и то, что автором сюжета был идеолог французского романтизма поэт Теофиль Готье, дало балету огромную жизненную силу. – рассказывает постановщик Алексей Ратманский. – У него идеальная поэтическая конструкция. Это новая версия, созданная с использованием исторических материалов – нотаций Анри Жюстамана и Николая Сергеева, а также музыкальных партитур, в которые вписаны ремарки с действием».

Спектакль — лауреат «Золотой маски-2021» в номинациях «Балетный спектакль» и «Мужская роль».

«Дон Кихот» в хореографии Рудольфа Нуреева

«Дон Кихот» худрука балетной труппы МАМТа Лорана Илера — первая в России постановка в хорегографии Рудольфа Нуреева. «"Дон Кихот" в версии Нуреева — один из тех спектаклей, которые продвинули искусство балета вперед. — рассказывает Илер. — Рудольф очень любил именно академическую хореографию, которая выражает "душу балета"».

Спектакль — лауреат «Золотой маски-2021» в номинации «Балет / Женская роль».

Биография русского рока

В основу рок-мюзикла «Фома» легла биография лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука. Партитура составлена из песен музыканта — сквозь них можно проследить историю русского рока и страны в целом. «Это будет спектакль про нас с вами, про нашу страну, про сложное перестроечное время и, конечно, про любовь и мечты молодого музыканта, его непростой, но удивительный, интересный и поучительный жизненный путь», — рассказывает режиссер Филипп Разенков.

Спектакль — лауреат «Золотой маски-2021» в номинациях «Мюзикл», «Мужская роль» и «Лучшая роль второго плана».

Эмоциональное трансильванское кабаре

Известная оперетта Имре Кальмана рассказывает о любви певицы Сильвы и князя Эдвина. «Для меня эта оперетта, в большинстве ее воплощений, — царица пошлости. — рассказывает постановщик Дмитрий Белов. — Цепляло меня только то, что "Сильва" писалась во времена краха империй. Мы стали искать какие-то отражения этого в музыке и бесчисленных редакциях либретто, искали болевые точки и связь с нами. В итоге музыка Кальмана стала для нас яростным и искренним документом времени катастроф, раны от которых до сих пор держат людей по разные стороны баррикад».

Спектакль — лауреат «Золотой маски-2021» в номинациях «Оператта / Работа дирижера» и «Оперетта / Работа режиссера».

Мюзикл по мотивам романа Пушкина

«Капитанская дочка» — мюзикл, написанный специально для Алтайского государственного музыкального театра. События спектакля разворачиваются в XVIII столетии, однако современный зритель обнаружит в мыслях и чувствах главных героев что-то созвучное своим собственным переживаниям на вечные темы вроде любви, чести и долга.

Спектакль — лауреат «Золотой маски-2021» в номинации «Мюзикл / Женская роль».

Борьба с тиранией в голове у Ленина

Летом 2017 года в рамках HollandFestival состоялась премьера этой оперы-операции, как ее называют сами авторы. Работа посвящена столетию революции и основана на двух текстах: эссе Льва Троцкого о Ленине и фрагментах пьесы Сенеки о римском императоре Нероне. Причудливым образом под гипнотическую музыку в спектакле соединяется терракотовая армия, колесница, превращающаяся в усыпальницу, и гигантская голова Ленина, открывающаяся для трепанации.

Спектакль — лауреат «Золотой маски-2021» в номинациях «Работа композитора в музыкальном театре», «Работа художника в музыкальном театре» и специальной премии жюри «За глубокое раскрытие музыкально-художественного образа, а также за развитие и расширение современных вокальных техник».

Новая версия популярного балета

Самарская постановка «Бахчисарайского фонтана» основана на сценографии Валентины Ходасевич к первым постановкам 1930-х годов и изначальной хореографии Ростислава Захарова, традиция которой не прерывалась в Мариинском театре все те 85 лет, что «Бахчисарайский фонтан» не сходит со сцены этого театра.

Спектакль — лауреат «Золотой маски-2021» в номинации «Работа художника по костюмам в музыкальном театре».

Аскетичный танцевальный спектакль о смысле бытия

Действие танцевального спектакля Павла Глухова разворачивается в мистическом пространстве, в центре которого огромное зеркало. Перед ним безымянный главный герой задается вечными вопросами, ответы на которые предлагается найти и зрителям. Истории и образы, возникающие на сцене, переплетаются в одно повествование о природе внутреннего мира человека и его тайнах.

Спектакль — лауреат «Золотой маски-2021» в номинации «Работа художника по свету в музыкальном театре».

Метамодерное музыкально-литературное действо о русской широте

Спектакль Александра Артемова основан на современном фольклоре – анонимных историях из Интернета, и представляет собой медленное собирание новой русской целостности. На протяжении спектакля постепенно – по атомам, по первоэлементам, слово за словом, история за историей – будет собираться музыкальный и литературный русский код.

Спектакль — лауреат специальной премии жюри музыкального театра «Золотой маски-2021» «За нестандартность репертуарного мышления».