Москва
Новые русские сериалы: продолжение «Бывших», постапокалиптическая «Эпидемия» и уфимские «Во все тяжкие» (что? да!)
Теперь в России, как и в Америке, все самое интересное происходит на стриминговых сервисах. «Афиша» рассказывает про новые сериалы видеосервисов Start и Premier, которые отличаются от «эфирников», но имеют как сильные, так и слабые стороны.
Евгений Ткачёв, Владислав Копысов
21 ноября 2019

драма

Продолжение сериала про наркозависимых

Второй сезон «Бывших» с первых же минут дает понять, чем отличаются стриминговые сериалы от эфирных в России. Героиня Любови Аксеновой, раскачиваясь, сидит на бортике, получает сообщение с фотографией и кидается к земле, где ее дожидается закладка. Наманикюренными ногтями она роет землю, чтобы через пару секунд рассыпать порошок по фольге, разогреть его и втянуть в себя пар. На Первом канале такого не покажут, а также запикают мат и вообще попросят быть посдержаннее.

Сериал с Денисом Шведовым и Любовью Аксеновой в главных ролях теперь выходит только на видеосервисе Start. Режиссер Иван Китаев обещал, что будет беспощаден к персонажам, но он несколько смухлевал. Уловка заключается в том, что персонажей просто вернули на исходную позицию первого сезона, изменив лишь несколько условий — например место жительства. У Яны (Любовь Аксенова) вновь адская зависимость, она творит черт-те что. Илья (Денис Шведов) живет с Ольгой (Татьяна Волкова) и делает все, чтобы его со скандалом бросили: секретничает, втихую тратит весь семейный бюджет и вообще постоянно действует на нервы. В семье Яны все тот же кризис. Разница лишь в том, что сейчас мы уже знаем всех персонажей и нам не нужно объяснять, чего от них ждать, — зритель ждет, когда Илья, Яна или любой другой участник действа зароется еще глубже. Первый сезон будто и не кончался. Динамика, закрученный сюжет и размышления о том, что «бывших не бывает», на месте. Развития героев и темы, увы, на старте сезона не наблюдаем. Даже странно, что сценаристы и режиссеры пошли таким путем, не пытаясь рассказать новую историю. Еще страннее, что они решили не рассказывать зрителю, как Илья выпутался из ситуации, которая случилась с ним в финале первого сезона.

Где смотреть: на видеосервисе Start

триллер, фантастика, драма

Постапокалиптический сериал Павла Костомарова и Романа Кантора про смертельный вирус

Разведенная пара — Сергей (Кирилл Кяро) и Ирина (Марьяна Спивак) — не может поделить ребенка. Причина их раздора неизвестна, но Сергей уже давно живет с другой женщиной, психиатром (Виктория Исакова) и ее взрослым сыном, страдающим расстройством аутического спектра (Эльдар Калимулин). Однако о семейных дрязгах вскоре придется забыть, когда в России случится страшная пандемия, вызванная вирусом наподобие супергриппа из стивен-кинговского «Противостояния». Герои будут вынуждены спасаться, причем в компании еще одной семьи: зажиточного шовиниста Лени (Александр Робак), его новой жены на сносях (Наталья Земцова) и бунтарки-дочки (Виктория Агалакова).

Эту довольно схематичную экранизацию романа «Вонгозеро» Яны Вагнер по сценарию Романа Кантора («Мертвое озеро») спасают только режиссура Павла Костомарова — оператора и документалиста, набившего руку на сериалах «Закон каменных джунглей» и «Чернобыль. Зона отчуждения», — и хардкорный визуальный ряд, который противопоказан лицам со слабым вестибулярным аппаратом. В остальном если на Западе история про семью, переживающую апокалипсис, уже успела превратиться в клише (в прошлом году были «Тихое место» и «Птичий короб», в этом — «Молчание»), у нас это, по ходу, новая форма жанрового искусства. Что же, до России все сериальные и кинотренды добираются достаточно медленно, так что неудивительно, что и апокалипсис докатился с таким опозданием. Пожалуй, именно это отставание от мировой повестки — самое слабое место в наших так называемых прорывных сериалах. Технически они сделаны круто, но подчас выглядят римской копией греческого оригинала — если «Мертвое озеро» выглядело как калька с «Твин Пикса», то «Эпидемия» похожа на «Противостояние», повстречавшее звягинцевскую «Нелюбовь». Неискушенный зритель еще может принять такой хай-концепт за откровение, а вот насмотренному, возможно, будет скучно. Стоит отметить, что помимо сериальной существует еще и киноверсия, которую показали на 41-м ММКФ. Она длится полтора часа и заканчивается совершенно иначе: в финале герои погибают.

Где смотреть: на видеосервисе Premier

драма, криминальный

Уфимская версия «Во все тяжкие»: первая ласточка большого регионального кино

Стоило только Винсу Гиллигану выпустить полнометражный сиквел «Во все тяжкие», как на российском стриминге выходит отечественная версия «Breaking Bad» — впрочем, в отличие от латиноамериканских «Метастаз», это не официальный ремейк сериала, а история, сделанная, скажем так, по мотивам известного телехита. В пересказе все может прозвучать знакомо и скучно, но, поверьте, это не совсем то, о чем вы думаете. Да, тут тоже есть свой учитель — но не химии, а физики. Его зовут Роберт Богданов (Александр Сергеев), и он посмешище для своей жены (Наталья Панова) и учеников, однако, в отличие от Уолтера Уайта, он не болен раком. Раком (мозга) больна его дочь (Полина Зиновьева), однако подрабатывающий в торговом центре аниматором Роберт не в состоянии не то что обеспечить лечение ребенка, но даже купить ей новые сапоги для верховой езды. Однако вскоре все резко изменится: сначала уставший от жизненных невзгод физик вместе с бойким таксистом Галимом (Марат Хасанов) ограбит банкомат, а затем они случайно собьют на пешеходном переходе бабушку, которая окажется связана с местным криминальным авторитетом Ханом (Рамиль Саитов). Тот, поразмыслив, предложит Роберту и Галиму грабить банкоматы на постоянной основе.

Несмотря на то что создатели сериала — продюсер Марат Ахметшин и режиссер Андрей Линич — заимствуют сюжетную матрицу у западного шоу, они насыщают ее узнаваемыми элементами классической русской литературы. В сбитой бабушке легко угадывается старуха-процентщица (на самом деле, старушка-курьерщица по прозвищу Клюка, так как в ее трости спрятаны наркотики), водила Галим выступает не столько даже Джесси Пинкманом, сколько Родионом Раскольниковым, а за преступлением последует наказание. Без преувеличения можно сказать, что «И это все Роберт» — прорывной для региональной сериальной и киноиндустрии фильм, разбитый на восемь эпизодов. Снимали в Уфе, Исландии и Израиле, на создание проекта ушло 127 миллионов рублей — и это больше имиджевая, чем коммерческая история: деньги никто не надеется отбить, зато у киностудии «Уральский кинопарк» и городского телеканала UTV теперь есть наглядный пример того, что дорогостоящее и качественное кино в России можно снимать за пределами Садового кольца.

Из плюсов еще стоит выделить незатертые федеральными каналами и стриминговыми сервисами лица (актерская труппа набиралась из местных актеров) и круто снятую сцену погони с участием броневика и полицейских машин в финале. Вообще, в сериале гораздо больше безумия, чем, скажем, в «Breaking Bad»: в какой-то момент медленная семейная и криминальная драма уступает место «гонконгскому боевику», а часть действия происходит на городской свалке с участием маргиналов и карлика-рецидивиста — «Дикий Восток» встречает «Небеса обетованные».

Впрочем, это не означает, что «И все это Роберт» — идеальное кино. Здесь хватает сценарных и драматургических огрехов, схематичных сюжетных ходов, будто бы написанных по заветам Макки, токсичной маскулинности и male gaze, перерастающего в откровенную мизогинию (из положительных женских персонажей — только дочь Роберта), а также лобовых метафор: подросток покончит с собой, обязательно увидев в галюценогенном трипе «синего кита», а падение и восхождение главного героя будет происходить под оперу «Борис Годунов». Но видно, что люди хотят делать большое и настоящее кино и у них это (пусть и с ошибками) получается.

Где смотреть: на видеосервисе Start