Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
2 апреля 2024

Между нами, девочками: 7 захватывающих триллеров о женской вражде

Елена Кушнир
В кинотеатрах идет параноидальный триллер «Материнский инстинкт». Энн Хэтэуэй и Джессика Честейн в пастельной палитре 1960-х играют степфордских жен, между которыми пробежала черная кошка. Ремейк бельгийского фильма 2018 года об опасных играх отчаянных домохозяек, возможно, не станет главным событием проката, но наблюдать за женским противостоянием обычно очень интересно. Женщины способны причинить друг другу не меньше вреда, чем мужчины, да еще и сделать это изощренным способом. Елена Кушнир вспоминает другие увлекательные фильмы, в которых героини втыкают друг в друга шпильки — иногда насмерть.
Совершенство
2018, Триллер

Отказавшаяся от карьеры виолончелистки из-за болезни матери Шарлотта (Эллисон Уильямс из «Прочь») возвращается в Шанхай к бывшему учителю (Стивен Уэбер), успевшему заменить ее юной звездой Лиззи (Логан Браунинг). Закрутившие роман музыкантши отправляются в путешествие по Китаю. После веселой ночи в клубе похмельная Лиззи пьет таблетку обезболивающего, предложенную Шарлоттой, но лучше ей не становится. Когда Лиззи начинает выблевывать червей, а из ее руки ползут жуки, милая подруга достает большой мясницкий нож.

Один из хорроров, снятых на волне #MeToo. Настолько ловкий, да еще и несколько раз обманывающий зрителя, что для получения от него удовольствия необязательно бороться за женские права — достаточно иметь крепкий желудок. Это жестокое, но лихое дорожное приключение, в котором женская взаимовыручка закамуфлирована под женский конфликт, а эмпауэрмент скрывается за прогибом под патриархальные стандарты. Впрочем, мы еще по «Черному лебедю» знаем, что одно другому не помеха, особенно в зоне интересов искусства, которое в кинематографе всегда требует жертв.

Клэр (Аннабелла Шорра) живет в идеальной субурбии, в белом доме за белым забором и делает карьеру, поэтому не может готовить обеды мужу (Мэтт МакКой) и воспитывать маленькую дочку. К тому же на подходе второй ребенок, и женщина нанимает подозрительно идеальную няню дивной красоты (Ребекка Де Морней), которая, конечно же, не та, за кого себя выдает.

Эротические триллеры быстро исчезли с экрана, но оставили в кинематографе заметный след. Вопреки распространенному мнению фильмы о красивых людях с убийственными намерениями появились не на волне «Основного инстинкта», а одновременно с ним, словно что-то такое витало в воздухе. В 1992 году самые яркие киногероини были психопатками. Зрителям больше всего запомнилась богиня стиля Кэтрин Трамелл с ножом для колки льда, но бедовая школьница с ангельским личиком Дрю Бэрримор в «Ядовитом плюще» и сумеречная Дженнифер Джейсон Ли в «Одинокой белой женщине» не менее хороши. Режиссер «Секретов Лос-Анджелеса» Кертис Хэнсон снял еще один впечатляющий неонуар, который сегодня кажется слегка расистским и немного сексистким, к тому же беспощадным, как Толстой в «Войне и мире», к «смоковницам бесплодным», но злодеек эффектнее, чем в этих сомнительных фильмах, больше не было.

Все о Еве
1950, Драма

Бродвейская дива Марго Ченнинг (Бэтт Дэвис) устала от сценической жизни и ролей инженю, которые ей по привычке предлагают режиссеры, но пока не готова надеть фартук и встать у плиты ради более молодого любовника. Пригрев на груди лживую змею Еву (Энн Бакстер), которая притворяется ее фанаткой и втирается в доверие слезливой историей, звезда вскоре замечает, как юная девица пытается прибрать к рукам ее роли, мужчину, друзей и всю жизнь.

Поразительно, что даже в наше время героиню Дэвис называют «стареющей актрисой». Камон, ребят, Дэвис на момент съемок был 41 год! Впрочем, для актрисы, по меркам классического Голливуда, действительно все было более-менее кончено, поэтому она и вцепилась зубами в роль, ставшую для нее новым этапом карьеры. Благодаря ее ядовитому перформансу в насмешливом шедевре Лео Манкевича режиссеры обратили внимание, что Дэвис превращает любой фильм в хоррор. За кадром журчит джаз, все пьют шампанское, на минуту появляется Мэрилин Монро, женщины блистают в new look от самой влиятельной костюмной дизайнерки Голливуда Эдит Хэд, а такое впечатление, что перед нами триллер Хичкока. Или даже экранизация романа Стивена Кинга, который научил нас бояться женщин, пылко заявляющих: «Я ваша поклонница номер один».

Сестрички Либерти
1991, Мелодрама

Пэтэушницы-близняшки Вера и Люба (сестры Ольга и Елена Стучиловы, о которых больше никто никогда слышал) живут отдельно от отца-алкоголика и тратят нежную юность на пацанов с района, для которых верх ухаживания — принести пиво «Жигулевское». Модный фотохудожник Серж (Александр Орлов) обнаруживает под их «че?» и боевым мейкапом утонченных фей эпохи декаданса, переодевает в красивое и знакомит с богемными друзьями. После неудачного романа с мажором Вера пытается покончить с собой, но Люба спасает ее в самой реалистичной сцене колдовства, которую можно увидеть в кино. Вернувшись к жизни, Вера вновь отстраняется от сестры из-за романа с итальянцем, готовым увезти ее в сказку.

Один из самых мрачных позднесоветских фильмов по сценарию Людмилы Улицкой* не избежал примет перестроечного кино. Гомосексуальность означает зло, изнасилование выглядит эксплуатационным, всё разлагается и с макабрической радостью мчится к плохому концу. Однако это не чернуха на мутной пленке, а впечатляющий образец темной мистики, пронизывающей дрожащее безвременье перед распадом империи, когда вроде и вера есть, и любовь, но никакой надежды.

* Минюст признал Людмилу Улицкую иноагентом.

Черная вдова
1987, Триллер

Женщина, настоящего имени которого мы никогда не узнаем (Тереза Расселл), выходит замуж за миллионеров (один из них Деннис Хоппер), быстренько их убивает и двигается дальше. Агентка Министерства юстиции Алекс (Дебра Уингер) единственная из своего отдела замечает закономерности в смертях богачей. Хотя мужики-дураки ей не верят, а начальник считает, что она одержима фантомом, Алекс выходит на след черной вдовы, готовящейся нанести новый смертельный удар на Гавайях. Придумав себе новую личность, следовательница знакомится с убийцей, и, несмотря на окружающих их заинтересованных мужчин, с экрана идут мощные вайбы «Убивая Еву», которые Боб Рафелсон («Почтальон всегда звонит дважды») в 1980-х не мог в полной мере реализовать.

Это, может быть, не самое лучшее кино про притяжение между детективом и преступником, которое было еще у Холмса и Мориарти. Однако в нем есть зажигательный дуэт героинь, балансирующий на грани между убийством и поцелуем. Расселл с ее прозрачными глазами, в которых черти водятся, вообще феноменальная актриса — инфернальная Гарбо в оболочке душечки Монро с десятью скрытыми слоями.

Всегда сияй
2016, Триллер

Две подруги-актрисы Бет и Анна (Кейтлин ФицДжералд и Макензи Дэвис) отправляются из Лос-Анджелеса в глушь, где не работает телефон, а вокруг густой лес. В эти декорации B-movies они привозят накопившуюся друг к другу зависть, ненависть и презрение. Когда все это достигает апогея, с неба снимают Луну, а режиссерка София Такал смешивает «Персону» Бергмана с Линчем, что, возможно, не так умно, как ей кажется.

Начав с прямолинейного, как удар кулаком в нос, вступления (на пробах Бет для тупого хоррора царит гротескно-отвратительный сексизм), Такал дальше не становится тоньше: сиди и молчи, за умную сойдешь, мило улыбнись, и всем понравишься, принижай собственные успехи, чтобы женщины не завидовали, а мужчины чувствовали себя альфа-самцами. Прелесть в том, что тоньше, возможно, было и не надо. Кто-то должен был наконец визуализировать, как выглядит в представлении общества привлекательная женщина, которая получает все, и непривлекательная, которая не получает ничего. Причем сделать это было нужно не на примере красотки и дурнушки, как в ситкомах, а именно так, как сделала Такал, взяв двух блондинок, которых, как у Бергмана, легко перепутать издалека. Без джампскейров можно было обойтись — женщинам и без того страшно это видеть.

6.6
В объятиях лжи
2019, Триллер

Милая Фрэнсис (Хлоя Грейс Морец) работает официанткой на Манхэттене и оплакивает смерть мамы. Однажды в метро она находит сумочку с адресом и возвращает ее владелице. Обаятельная пожилая дама Грета (Изабель Юппер) благодарит, угощает кофе, играет на фортепиано и говорит, что все мы заслуживаем любви. Встретились два одиночества, которые вскоре вместе готовят ужин, хотя подруга (Майка Монро) говорит Фрэнсис о странности такой дружбы. Насколько все странно, девушка убедится сама, когда случайно найдет в шкафу Греты множество одинаковых сумочек.

Немного удивляет, что режиссер «Интервью с вампиром» Нил Джордан постепенно пришел к фильмам, которые обычно снимают специалисты по холодку, ползущему у зрителя вдоль хребта, либо начинающие режиссеры, которым повезло стравить в кадре двух звезд. Наверное, Джордана, как Пола Верхувена (см. «Она»), соблазнила Юппер — ради нее, конечно, стоит придумать отдельный фильм, чтобы она элегантно отпивала из бокала, воздушно танцевала на мысках, наполняла комнату Шопеном и пугала до такой степени, что во время просмотра хочется спрятаться за диваном. Градус паранойи выкручен на максимум, и даже вполне убедительно заявленная тема одиночества растворяется в саспенсе. Получилась лучшая реклама правил поведения при обнаружении предмета в транспорте: немедленно сообщите о находке водителю.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все