Куда поехать на каникулы: выставки в регионах

23 декабря 2021
Работы победителей премии Кандинского за 15 лет в Нижнем Новгороде, ликбез по супрематической школе Казимира Малевича в Екатеринбурге и картины Архипа Куинджи в Архангельске — мы собрали выставки для тех, кто хочет сменить обстановку и куда-нибудь уехать на праздники. Выбирайте проект по душе, и вопрос, куда отправиться, решится сам собой.
  • Диалог между средневековыми скульптурами и работами современных художников

    Итальянский художник Джорджо Вазари в XVI веке начал использовать определения «готика», «ренессанс» и «маньеризм» для обозначения эпох. Трехчастный проект «Названо Вазари» переосмысляет эти три периода, объединяя экспонаты из коллекций Пушкинского музея и работы современных художников. Первая выставка в Волго-вятском филиале ГМИИ посвящена готике. Ее Вазари, как настоящий художник Возрождения, считал мрачной и варварской, однако в этом периоде можно найти множество пересечений и аналогий с сегодняшним днем. Этим и занялись кураторы выставки: они разбили пространство на две части. В «Базилике», ассоциирующейся с духовной жизнью средневекового человека, представлены деревянный рельеф «Мадонна, коронованная ангелами», архитектурные детали готических соборов и другие скульптуры и слепки из Пушкинского музея. А на «Площади», то есть месте социальных взаимодействий, собрали современное искусство, интерпретирующее образы духовной жизни Средневековья. Например, здесь можно увидеть имитацию готических витражей из пластика от Recycle Group и деревянные доски Чернышева — их заостренные концы напоминают шпили готических соборов, а изображенная абстракция отсылает к средневековой идее о могуществе высших сил.

  • Первая ретроспектива обладателей гран-при премии

    В нижегородском «Арсенале» собрали 14 работ российских художников начала ХХI века, побеждавших в номинации «Проект года» премии Кандинского в 2007–2021 годах. Их в свое время выбирали ведущие эксперты в области искусства, например известный французский куратор Жан-Юбер Мартен, директор Центра Помпиду Бернар Блистен, и директора крупнейших московских музеев. На выставке историю лауреатов премии рассказывают от настоящего к прошлому, чтобы посетители могли оценить актуальность давнишних произведений сегодня. По сути выставка показывает основные явления XXI века, которые осмысляли художники в своих работах. А еще это возможность узнать важнейшие имена современного российского искусства и попытаться понять логику отбора лучших работ.

  • Ликбез по супрематической школе Малевича в работах его учеников и последователей

    Выставка в Ельцин-центре посвящена супрематической школе Казимира Малевича: в 1920–1930-х годах он развивал идеи своего течения, собирал учеников и единомышленников и стремился создать большое художественное сообщество. Проводником на выставке стали цитаты ученика Малевича — художника Льва Юдина, который в своих дневниках подробно описывал поиски учителя и его последователей. Начинается экспозиция с создания объединения «Уновис» в Витебском художественном училище в 1919 году. Следующий раздел посвящен основанию Государственного института художественной культуры (Гинхука) в Петрограде и научной работе в нем под руководством Малевича. А завершает выставку постсупрематизм репрессионных 1930-х годов, когда официальное советское искусство стало вытеснять все авангардные течения. Иллюстрируют рассказ фотографии с выставок тех лет и 84 работы из Русского музея, Третьяковки, Пушкинского музея, многих региональных и частных собраний. Среди них — картины самого Малевича, а также его учеников и последователей Анны Лепорской, Ильи Чашника, Николая Суетина, Эля Лисицкого, Роберта Фалька. И просто художников, повлиявших на его судьбу, — например Марка Шагала, пригласившего Малевича в Витебск, и Павла Филонова, предложившего основать Гинхук.

  • Гравюры Дюрера, его учеников и других немецких и нидерландских художников

    Одним из крупнейших мастеров Северного Возрождения и новаторов в резной гравюре считают немецкого художника Альбрехта Дюрера: он начал использовать более мягкие линии и передавать фактуру. К 550-летию мастера в Радищевском музее собрали восемь его работ — «Святой Георгий», «Благовещенье», «Мадонна в звездной короне» и др. — и еще пятьдесят гравюр учеников Дюрера и других немецких и нидерландских художников XVI века. Например, на выставке представлена серия офортов Георга Пенца и Ханса Бехама, которых в XVI веке судили за безбожие в изображении сельских и эротических сцен. А еще ксилография «Апостол Петр» придворного немецкого живописца Лукаса Кранаха Старшего, психологические портреты Луки Лейденского и гравюра Корнелиса Корта, созданная по мотивам картины Рафаэля «Преображение».

  • Наброски художника к произведениям его друзей-писателей

    Испанского художника Пабло Пикассо всегда окружали писатели и поэты: его друзьями были Жан Кокто, Поль Элюар, Илья Зданевич, Гертруда Стайн. Художник и сам писал стихи, а в своих картинах, скульптурах и рисунках часто использовал литературные приемы — сравнения и метафоры. В екатеринбургской Галерее «Синара Арт» показывают более 100 графических работ Пикассо из петербургской галереи Марка Башмакова. В основном это наброски к известным литературным произведениям, и почти все рисунки созданы одной линией! На них литературное видение художника часто кажется далеким от оригинального текста. Например, здесь можно увидеть рукопись военной поэмы Пьера Реверди «Песнь мертвых», которую Пикассо расписал красными символами. По сути это та же экспозиция, которую показывали в Эрмитаже в 2018 году, но в «Синара Арт» ее впервые дополнили «ожившими» версиями представленных работ.

  • Работы учителей, единомышленников и последователей художника

    К 160-летию со дня рождения первого русского импрессиониста Константина Коровина проходит выставка в краснодарском Музее имени Коваленко. Для того чтобы понять, как от реалистической живописи художник пришел к игре светом и тенью, здесь собрали полотна и самого художника, и многих его современников. Экспозиция начинается с работ его учителей-реалистов: Алексея Саврасова, Льва Каменева и Василия Поленова. Во второй части экспозиции показывают работы самого Коровина, а также его друзей и единомышленников, тоже часто не понятых обществом, — Валентина Серова, Исаака Левитана, Михаила Врубеля и Александра Головина. Завершают выставку картины Ильи Машкова, Роберта Фалька, Сергея Судейкина — учеников Коровина, позднее ставших авангардистами. Это своего рода попытка проследить путь от реализма к авангардизму с проводником в лице Константина Коровина.

  • Романтические пейзажи Куинджи, Рериха и Рылова

    Архип Куинджи в XIX веке открыл новые выразительные средства в живописи: наделил романтический пейзаж философскими смыслами, стал экспериментировать с цветом и светом. В архангельском Музее изобразительных искусств собрали более шестидесяти работ из Русского музея и Третьяковки, чтобы показать новаторский подход художника и его учеников. Здесь можно увидеть как знаменитые работы Куинджи — этюды к картине «Березовая роща», полотна «Осенняя распутица» и «После дождя», — так и менее известные виды степей, гор и морских побережий, созданные во время 20-летнего затворничества автора. А картины его преемников показывают, что Куинджи не только учил художников своим приемам, но и помогал им развивать самобытный творческий стиль в пейзаже. Примером тому поэтический «Зеленый шум» Аркадия Рылова, «Весенняя полярная ночь» Александра Борисова, философские гималайские пейзажи Николая Рериха и декоративные работы Константина Богаевского. Выставка для тех, кто пропустил ретроспективу Куинджи в Третьяковке или хочет вновь насладиться романтическими пейзажами.

  • Ранние работы Сергея Пономарева, Оксаны Юшко и Данила Ткаченко

    Выставка приурочена к 20-летию Всероссийского фотоконкурса и фестиваля «Молодые фотографы России». За последние десять лет проект стал единственной общероссийской площадкой, на которой ежегодно соревнуются как документальные, так и концептуальные молодые фотографы. В экспозиции собрали работы финалистов и лауреатов МФР за это время, среди них — документальные серии на злобу дня, проекты-исследования, арт-фото, самодельные журналы и фотокниги. Участники выставки — Сергей Пономарев, Оксана Юшко, Эмиль Гатауллин, Елена Аносова, Данила Ткаченко и другие уже известные фотографы, которые когда-то получили первое признание именно на конкурсе МФР. На выставке можно увидеть, как изменилась фотография за последние десять лет и какие проблемы и события волновали молодежь в это время. А еще встретиться с именитыми фотографами Сибирского региона и лауреатами разных лет.

  • Малоизвестные работы знаменитых русских живописцев: от Брюллова до Малевича

    Самая масштабная экспозиция в истории подмосковного «Нового Иерусалима»: показывают более 120 работ 81 русского художника, среди них Карл Брюллов, Василий Поленов, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Наталья Гончарова и другие. Картины привезли из 30 российских региональных музеев от Калининграда до Владивостока — в основном это малоизвестные работы. Пространство выставки построено на основе русского алфавита, каждая буква открывает одну из тридцати трех глав: Б — «Беспредметность», В — «Воздух», З — «Зеркало», О — «Орнамент» и так далее. Эти термины объединяют произведения разных авторов, периодов и эпох в нетривиальные компании. Так, экспонаты в разделе «Глубина» демонстрируют, как Иван Шишкин, Архип Куинджи и Роберт Фальк работали с третьим измерением в своих пейзажах. Также к теме азбуки отсылают кубы с мультимедийными инсталляциями о видах зрительского восприятия.

После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
Екатерина Мурашова: что делать, если ребенок не хочет учиться?
Екатерина Мурашова: что делать, если ребенок не хочет учиться?
Екатерина Мурашова: что делать, если ребенок не хочет учиться?
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость