Пожалуй, главные представители новой сибирской постпанк-волны. Подобно многим другим группам этого стиля, «Буерак» совмещают аккуратную, холодную и напряженную музыку с лирикой об экзистенциальных проблемах и выживании в заснеженных постсоветских широтах. Музыканты не скрывают своего увлечения российскими фильмами 1980–1990-х годов и мрачной западной музыкой того же времени.
Еще одна группа, созданная на волне успеха «Пошлой Молли», но с противоположным гендерным вектором. Основной движущей силой коллектива «Кис-кис» являются две харизматичные девушки — вокалистка и барабанщица. Они исполняют откровенные треки о сексе без обязательств, разрушительных вписках, стремных тиндер-свиданиях и прочей подростковой повседневности. В качестве музыкального сопровождения — мощный и примитивный гаражный рок в сопровождении взвинченных синтезаторных партий. Среди отдельных достижений формации — кавер на песню «Гражданской обороны» «Харакири», положенный на музыку из ураганного хита «Song 2» от классиков бритпопа Blur.
В зависимости от проекта рэпер Вячеслав Машнов использует разные псевдонимы, самые известные из которых — Слава КПСС, Гнойный и Бутер Бродский. Артист приобрел федеральную известность после триумфального баттла с хитмейкером-интеллектуалом Oxxxymiron. Также Машнов знаменит в качестве основателя контркультурной формации «Антихайп», приятеля Филиппа Киркорова (с которым рэпер сидел в жюри шоу талантов), автора циничных пародий и обличительных диссов (среди его жертв — Сергей Шнуров, Rickey F, рэп-фрешмены и блогер Николай Соболев). Другая грань таланта Машнова — депрессивный речитатив и акустические номера на пересечении творчества Егора Летова и Юрия Мамлеева. Слава КПСС использует все, что плохо лежит, презирает любые авторитеты и, не предавая собственных идеалов, то и дело переворачивает логику рэп-игры — за это эффектное трикстерство его одновременно любят и ненавидят.
Само название группы уже сообщает о многом: «Дергать!» — это коллектив, который записывает песни вроде «Девки, пиво и панк-рок», а также помещает на обложку релиза «В жопу телевизор» дословную иллюстрацию к описанному. Проект выпускает адреналиновый поп-панк о веселье, свободе и злоупотреблениях. В этом году формации исполняется двадцать лет, но рубится она, как подростки, только вчера вышедшие на сцену.
Формула проста: когда слышишь в одном предложении слова «армянский», «ориентализм» и «альтернатива», вспоминаешь System of a Down — знаковую тяжелую команду с изобретательными мелодиями и социальной критикой в текстах. Русско-армянская группа Manapart бессовестно копирует наработки старших товарищей — они исполняют до жути похожий ню-метал с изящной ориенталистской певучестью. Почему бы и нет, если SOAD практически не выпускают новых песен.
В начале XXI века инструментальный концерт (по сути, он основан на чередовании ярко выраженных сольных партий и ансамблевой игры) так и остается жанром, в котором ярче всего очерчиваются степень виртуозности солиста и его музыкальный темперамент. Ансамбль «Студия новой музыки» сыграет новые концерты, где способы интеракции музыкантов давно вышли за рамки антитезы «сольно — вместе»: например, у Колена Роша в «L’allumette considérée» контрабас дает сольный шумовой перформанс вопреки ансамблю, а у Клауса Хубера в «Intarsi» фортепиано изящно сливается с остальными солистами, но все-таки продолжает звучать в своем звуковом поле.
Пять убойных хардкор-групп отправляются на гастроли между двумя столицами. Наиболее весомая группа лайнапа — ветераны петербургской сцены «5 углов», адепты жесткого пробивного звучания с призывами бороться против беспредела властей и фашистов. Остальные четыре формации заметно моложе, но следуют той же формуле, сочетая режущие гитары, чеканный барабанный бой и левые лозунги.
Участники концерта в Punk Fiction хранят верность резким, коротким трекам и оскорбительным ценностям панка. Орущие и хаотичные панк-боевики исполняют главные герои вечера — уфимцы Brom%Brigade. Также в программе — песни-скорострелы от нигилистов Choco Boy, Jet Set Boys и Mallrats: ждите историй про попойки, бунт и унижение цивилов.
Лучшей характеристикой наиболее известной латвийской группы Brainstorm является третье место, завоеванное коллективом на конкурсе «Евровидение» в 2000 году, — задолго до того, как его завоевали хулиганы и фрики. Подопечные Ренарса Кауперса играют респектабельный, позитивный, избавленный от любых шероховатостей поп-рок. Их песни воодушевляют своей элегантностью, продюсерской тщательностью и доброжелательностью, — но именно от этих качеств так устали европейские телезрители десятых, голосуя за металистов, трансгендеров и эпатажных радикалов.
Еще одна группа, созданная на волне успеха «Пошлой Молли», но с противоположным гендерным вектором. Основной движущей силой коллектива «Кис-кис» являются две харизматичные девушки — вокалистка и барабанщица. Они исполняют откровенные треки о сексе без обязательств, разрушительных вписках, стремных тиндер-свиданиях и прочей подростковой повседневности. В качестве музыкального сопровождения — мощный и примитивный гаражный рок в сопровождении взвинченных синтезаторных партий. Среди отдельных достижений формации — кавер на песню «Гражданской обороны» «Харакири», положенный на музыку из ураганного хита «Song 2» от классиков бритпопа Blur.
Ключевым фактором звучания Юлии Паршуты — участницы дуэта «Инь-ян» и конкурсантки «Фабрики звезд» — стала эстрада конца нулевых: глянцевая, драматичная, часто плохо подходящая для танцев. Это наследие (включая дуэты с другими участниками «Фабрики», например с Марком Тишманом) до сих пор преследует Паршуту, но не то чтобы фатально — ее мощный голос и сентиментальные истории получили усиление из современных хаус- и трэп-битов.
Группа поэта и журналиста Дениса Третьякова «Церковь детства» может звучать очень по-разному, но неизменно несет на себе печать темных гибельных энергий. Чаще всего Третьяков использует ироничный и сладостный мелодизм фолка, иногда переходит в регистр жестоких ноу-вейв-рефренов (не зря первое демо он записывал с участием музыканта Swans Кристофа Хана), может врубить зашумленный слоукор и добавить синтезаторных переливов. Но главное здесь — истории об ужасах земного и небесного, мамлеевской погибели и смраде, в которых проглядывает нечто домашнее и вычурно-поэтичное. «Ах, как хочется вина выпить на похоронах» — типичная строчка из «Церкви детства» звучит примерно так.
Сати Казанова прославилась участием в первом наборе шоу «Фабрика звезд». После роспуска некогда популярной, но уже давно пропавшей с радаров группы «Фабрика», Казанова запустила камерный этно-проект Sati Ethnica. Под мягкий звон ханга, обволакивающую электронику и расслабляющие мелодии дудочек, ударных и смычковых артистка исполняет разнообразную фолк-эклектику. Елейный голос певицы идеально встраивается в благолепие гармоничной world music, гимнов, мантр и народных песен. Аутентичность в музыке Sati Ethnica принесли в жертву современным форматам — адыгейская песня здесь может звучать под мерный хаус-бит.
В нулевые клипы группы «Сегодняночью» крутили по MTV, коллектив выступал на крупных фестивалях и, попав в волну моды на бритпоп, стремительно набирал популярность. Позже группа променяла борьбу за успех на расслабленное вневременное существование, неспешный выпуск новых альбомов и дружеские встречи с фанатами. Нужно признать, такой режим существования отлично вписывается в антураж их изящных дендистских хитов.
Артисты лейбла Raava Music без лишнего шума в новостях и социальных сетях продолжают захватывать топовые места чартов. Действительно, перед чувственным вайбом Andro устоять весьма сложно. Его голос как будто бы специально создан для манящих R’n’B-треков с восточным колоритом, да и с аранжировками здесь все в порядке. В качестве подтверждения — не только синглы «Инопланетянин» и «Мадам», но также хит с Limba «X.O» и недавний фит со Скриптонитом.
Группа LXE играет на самых расхожих трендах новой поп-музыки. Ее специализация — пьяная танцевальная меланхолия, дурманящие хаус-биты и восточные интонации кальян-рэпа. Оставшаяся половина каталога формации состоит из затяжных трэп-песен о любви. На фитах, которые и определяют топ-5 проекта, — многочисленные представители этих плодотворных направлений (Kavabanga Depo Kolibri, Raikaho и другие).
Две молодые и обаятельные девушки Даша и Ариша при поддержке небольшого состава музыкантов исполняют инди-рок о плывучей и ненадежной современности. Личные истории в их песнях сочетаются с мемами, культурными отсылками, фиксацией локальных новостей и тревог — все это осуществляется под мелодичную гитарную музыку, с мечтательной иронией и неминуемой отстраненностью. Таким образом «Комсомольск» идеально попадают в нерв современности, где бездействие соседствует с инфантильностью, отсутствием иерархий, зараженностью прекрасными и жутковатыми образами. Особенность коллектива заключается в попытке вложить в это вибрирующее постмодернистское облако частное и искреннее содержание. Ничего удивительного, что дебют «Комсомольска» в 2018 году стал микросенсацией в мире новой гитарной музыки.
Грузинскому рэперу Гио Пике удалось примирить тюремную атмосферу с угрюмыми олдскульными битами. Криминальная жизнь у него не предмет восхваления или осуждения, но скорее некая экзистенциальная данность, неуютное жизненное пространство, которое срослось с целым постсоветским регионом. Дополнительную фактурность его трекам обеспечивает протяжный, вязкий, выговоренный с запоминающимся блатным оттягиванием речитатив. Артиста уже заметили звезды мейнстрима — слушайте недавний трек с Slimus «Холодное лето».
Продуктивный синтез блэка и постхардкора выдает группа Morokh — прогрессии исступленного драматичного звука получают у них усиление из мощных брейкдаунов и жесткого барабанного ритма. Если Morokh специализируются на эпичных темных фресках, то их коллеги из Tsygun применяют схожее звучание к неистовым сюжетам об осквернении, лесной нежити и происках колдовских сил.
Топовая отечественная рэперша Инстасамка довела эпатажные приемы Никки Минаж и Карди Би до пиковых значений: она успешно держит градус зрительского внимания за счет скандалов, инстаграм-трансляций, пластических операций и оглушительных трэп-песен с названиями в стиле «Жопа Джуси». Не отстает и ее муж Moneyken — разукрашенный татуировками блогер и герой новой школы.
Одна из наиболее ярких эмо-команд последнего времени Bird Bone славится технической точностью, колкими мелодиями и проникновенными драматичными треками: в качестве эталонного образца можно взять их главный хит «Призраки зимы». Вторая группа в лайнапе «Пекинский велосипед» использует замысловатые твинкл-мелодии для воспевания дружеской атмосферы веселья, счастья и солидарности. В Москве артистов поддержит формация Fakeholder, в Петербурге — Veresk.
Петербургская группа Shortparis начинала с болезненных песен на французском и английском языках. Уже тогда коллектив отличался эффектными концертами в стиле Swans — громкими, непредсказуемыми, театрально-ритуальными, однако вместо апокалипсических предчувствий движком этих песен являлась темная эстетская тревожность. Коллектив выступал в клетке, в магазине продуктов, вместе с танцорами, в Эрмитаже, на модных показах и открытии масс-маркет-магазина нижнего белья. При этом в интервью музыканты не устают ругать капитализм, цитировать Фромма и Маркузе. А к 2019 году — особенно на волне успеха сингла и смелого видео «Страшно» — Shortparis начали собирать большие клубы, выступили на «Вечернем Урганте», то и дело мелькают в медиа и, кажется, достигли оптимальной формы своего надломлено-изящного звучания.
Все четыре представленных коллектива разбавляют плотный тяжелый звук импульсами экстремального метала. Команда Crust выдает синтез дет-метала, дума и сладжа — неистовые потоки тьмы в их треках соседствуют с мощными давящими партиями баса и угрюмой атмосферой. Пресс сатанинского фузза обеспечит формация Remote. Свой новый альбом с мрачной пьянящей психоделией представит коллектив Fuzzthrone. Наконец, новички Skaz обеспечат вспышки гудящего сюрреалистичного звука.
Дуэт Infected Mushroom, разбавляющий свой психоделик-транс гитарным саундом и превращающий свои шоу в масштабные рок-дискотеки, приезжает в Россию довольно часто, но, как правило, всегда показывает что-то новенькое. Вокалист группы Амит Дувдевани говорил в интервью, что именно в России у его группы одна из самых мощных фанатских баз, и, похоже, это действительно так. На этот раз в качестве поддержки вместе с Infected Mushroom выступят резиденты Space Music и другие диджеи: Michael Demos, Miss Yo-Yo, Katrin Kittyx, Max G-Light и Transdriver.
Американский электронный дуэт Bedouin создает популярные в начале десятых годов живописные мозаики — инкрустированные множеством завораживающих эффектов и нюансов, плывущие на четких ударах битов, располагающие к неспешным дурманящим танцам. Формация в значительной степени оправдывает свое название — в их треках звучат ориенталистские красоты и перкуссионные изыски, но нельзя сказать, что их эклектичное суггестивное звучание полностью исчерпывается этими особенностями.
Гарри Топор сделал себе карьеру, сгущая краски в историях о жутких нравах родного «Дыбенко». Его постоянный коллаборатор Тони Раут только подлил масла в огонь, повествуя о воображаемом и реальном уличном насилии, распирающей изнутри агрессии, драгдилерах, шлюхах и прочих атрибутах ужасного городского дна. Вместе артисты выдают достаточно злобы, чтобы помочь своим слушателям выпустить пар в лютом слэме.
В начале нулевых Дима Бамберг использовал псевдоним Schokk, числился ближайшим соратником Oxxxymiron и выступал в качестве одного из наиболее техничных и задиристых рэперов момента. После множества жизненных перипетий, периода стагнации и скомканного возвращения к речитативу Бамберг перезапустил карьеру с двумя сентиментальными гитарными песнями «Юность» и «Истоптанные вансы». В скором времени это звучание нашло свое развитие на постпанк-альбоме «Вторая собака». Те треки оказались всего-навсего трамплином для нового проекта Бамберга — теперь он в составе полноценной группы исполняет злой нойз-панк, с боевой динамикой хардкора, ревущими гитарами и мощными торнадо диффузного шума.
Музыка формации «Сад имени Федора» не встраивается в привычные категории и скорее напоминает случайно подслушанное стихотворение или увиденный в дреме сказочный сон. Группа создает камерные мерцающие электроакустические композиции с диковинной поэзией фронтвумен Риты Меджович. Песни напоминают исчезающие зарисовки, вспышки воспоминаний, которые в отличие от заезженной чиллвейв-ностальгии существуют в режиме потаенного магического реализма.