В новой серии популярного абонемента «100 партитур, которые я возьму на необитаемый остров» МАСМ покажет, что происходило с мелодичной музыкой с начала ХХ века по начало XXI-го. Например, у россиянина Курбатова музыка получается сладкая, как карамель, у другого россиянина Курляндского красота в призрачных «Багателях» существует как намек, а у израильтянки Хаи Черновин в сочинении «Ina» из обрывков мелодий собирается сбивчивая мозаика. Еще на концерте будет лощеный минимализм Райха, богемный дадаизм Сати и юношеский неофольклор Стравинского, и не говорите потом, что в современной музыке, кроме диссонансов, ничего и нет.
Трио «Перемотка» использует мелодичный стандарт постпанка для создания мечтательных идеалистических зарисовок — в этой музыке много тепла, воздуха и ностальгии, часто специально выставленной на передний план. Жанр зарождался в конце 1970-х как реакция на растущее социальное отчуждение и обнищание. «Перемотка» отматывает временную шкалу еще на пятнадцать лет назад — к советской оттепельной романтике и исследованию трепетных чувств.
Самарской группе WLVS удалось поднять боевые хардкор-формулы до уровня впечатляющих мрачных фресок. Вспышки агрессии, надрывный вокал и барабанный бой их треков существуют в темном и живописном пространстве — группа то и дело срывается в длительные эксперименты с мелодиями, замедляет ураганный темп, чтобы насладиться жестокой и меланхоличной вселенной, которую они сотворили. Решимость и отчаяние в равной степени царствуют в самом сердце этой без сомнений эффектной музыки.
Несколько лет назад Теодор Курентзис вместе с хором и оркестром MusicAeterna придумал свою версию Реквиема Моцарта: посреди его частей затесалась пьеса отечественного концептуалиста Загния, да и в целом исполнение было исключительным. От его интерпретаций двух финальных симфонических шедевров Моцарта, Сороковой и Сорок первой симфоний, ждут никак не меньше: все-таки Курентзис прославился тем, что давно зн акомую великую музыку умеет превращать в будто бы никогда не слышанную.
Екатеринбургская команда Slaughter to Prevail («Да будет бойня») совмещает техничность и стремительность дет-метала с тяжестью и брутальностью металкора. На выходе получаются лютые боевики о разрушении и гибели, подогреваемые мощными волнами гитарного звука и судорожной барабанной дробью. Взятое за основу звучание коллективу удается довести практически до абсолюта — ничего удивительного, что музыканты выпускаются на американском лейбле Sumerian Records и вообще пользуются успехом на Западе.
Несколько лет назад Теодор Курентзис вместе с хором и оркестром MusicAeterna придумал свою версию Реквиема Моцарта: посреди его частей затесалась пьеса отечественного концептуалиста Загния, да и в целом исполнение было исключительным. От его интерпретаций двух финальных симфонических шедевров Моцарта, Сороковой и Сорок первой симфоний, ждут никак не меньше: все-таки Курентзис прославился тем, что давно знакомую великую музыку умеет превращать в будто бы никогда не слышанную.
Американский пианист, импровизатор и композитор Фредерик Ржевски — возможно, самый последовательный социалист от музыкального авангарда: даже разменяв девятый десяток он продолжает искренне верить, что самый изощренный художественный эксперимент без человеческого лозунга и гроша ломаного не стоит. Его день рождения на сцене «Дома» отметит оригинальный пианист и мыслитель Федор Амиров, который сыграет массивный цикл «The People United Will Never Be Defeated!» — в 36 вариациях на тему песни поэта Серхио Ортеги Ржевски поддержал борьбу чилийцев против военной диктатуры. Также будет российская премьера пьесы «Saints & Sinners» в память о Полин Оливерос и Фиделе Кастро.
Концертный зал Чайковского должен был стать авангардным театром Мейерхольда, а получилась одна из самых необычных музыкальных сцен России. Как так вышло, попытаются объяснить музыкальный журналист Андрей Устинов и историк архитектуры Александр Кожевников. В музыкальной части будет редкий Шостакович — от едкой экспрессионистской пьесы к спектаклю Мейерхольда «Клоп» и фокстрота по мотивам американского мюзикла до куда более трагичного военного фортепианного трио.
«Молчат дома» — один из характерных наравне с группой RSAC примеров тикток-успеха. Белорусская формация залетела в популярную соцсеть с песней «Судно», гимном влечению к смерти на стихи Бориса Рыжего. Остальное их творчество также выполнено в регистре холодного и гулкого постпанка: такое мелодичное, пронзительно-отчужденное звучание ассоциируется в России с сибирской сценой. Виральный успех обернулся вниманием на Западе и новыми возможностями — свой последний альбом «Monument» группа записала на очевидно лучшем оборудовании, что ставит под угрозу всю их лоуфайную колкость. Мощный давящий бас, ранящие гитары и безразличный загробный вокал пока остались на своих местах.
Российскому продюсеру Podval Capella удается создать вязкую ночную атмосферу — эффект по-своему увлекательного мрачного трипа, который долгое время не отпускает из своих объятий. Треки артиста строятся на контрасте очерченных хип-хоп-битов и замедленной готической электроники. Мрачные вибрации практически растворяются в мути эмбиента, но удары ритма, словно замедленный пульс, не дают этому миражу полностью потерять свои очертания.
Плодовитый молодой композитор Глеб Колядин известен своим увлечением прогом — его усложненные, темпераментные композиции можно было услышать в рамках проекта iamthemorning и на сольных академических записях. Новый альбом автора «Water Movements» развивается в другом направлении: это фортепианные импровизации на тему водных потоков, а участие других инструментов здесь сведено к минимуму. Формат предполагает неоклассические банальности, но и здесь Коляди н остается верен броским, эффектным мелодиям — его минималистичная грусть не тонет в слащавости, но выходит на уровень хорошего, изменчивого киносаундтрека.
Вдохновившись движущимися объектами мэтра советского кинетик-арта Вячеслава Колейчука и проунами Лазаря Лисицкого, видеохудожник Юрий Горбачевский создал интерактивные цифровые объекты, которые живо реагируют на изменения ритма и высоты звука. С ними будут взаимодействовать электронный композитор Дмитрий Устинов, исполнитель на терменвоксе Петр Термен, кларнетист Андрей Бессонов и гитарист Гурам Мачавариани. В коллективной звуковой и визуальной импровизации должна родиться перформативная форма кинетического искусства.
Лейбл Lineup Music представит четырех своих артистов. Ранее певица Terelya совмещала драматичную поэзию в стиле Веры Полозковой и фортепианную грусть, однако, судя по последнему синглу «Мышь», девушка развернулась в сторону эффектного соула. Под аккомпанемент барочной эле ктроакустики поет исполнительница из Поволжья «Сила». Также в программе — мелодраматичный поп от участника шоу «Песни» Кирилла Медникова и вокалистка natta.lewicki.
«ЛСП» — успешный белорусский проект, балансирующий между речитативом, танцевальной электроникой и поп-музыкой. Фронтмен коллектива Олег Савченко зарекомендовал себя в качестве автора интересных и комплексных историй — в большинстве из них поэтическая завороженность жизнью совмещается с экзистенциальным кризисом, романтической деградацией и фатализмом. Релиз «ЛСП» «Tragic City» был заслуженно назван рэп-порталом The Flow лучшей русскоязычной записью 2017 года. Среди других важных событий в истории группы — драматичный конфликт с Oxxxymiron и его лейблом в 2016 году, а также ранняя смерть одного из ключевых участников формации, битмейкера Ромы Англичанина.
Проект Алексея Телегина Phurpa — явление на экспериментальной сцене особенное. Музыканты, облаченные в черные матерчатые одеяния с закрытыми лицами, при помощи горлового пения и минималистичной перкуссии создают поток мрачной перелива ющейся энергии, портал в темноту, куда-то за пределы человеческого понимания. Вокальные техники отсылают к тибетским практикам, гнетущая атмосфера и вязкая монотонность — к дроун-музыке и группе Sun 0))). Развлечение, прямо скажем, не для каждого: для восприятия материала требуются определенное усердие и внимание, иначе вибрации черной материи могут обернуться однообразным гудением.
Трудно поверить, но те самые модные ребята с известного видео 1987 года «На заре» играют почти сорок лет. За эти годы они успели побывать на первой позиции московского списка запрещенных в Советском Союзе групп, выступить с Аллой Пугачевой и «Кино» и, конечно, создать ту самую нетленку «На заре», мотив которой может напеть почти любой. Группа воссоединилась в конце нулевых и участию в солянках разряда «Дискотека 80-х» предпочла сочинение новых песен, выступления в клубах и на молодежных фестивалях.
Великолепный аутентичный оркестр Il Pomo d’Oro приедет в Россию не впервые, но на этот раз с целой плеядой звездных солистов: от звенящего аргентинского контратенора Франко Фаджоли и опытной немки Лидии Тойшер до отечественной барочной дивы Юлии Лежневой и поляка Кристиана Адама. Играть и петь они будут оперу Генделя «Орест»: у нас ее не исполняют практически никогда, и без таких исполнителей послушать в концерте за счастье.
Дебютный альбом дуэта Sobranie 8 18 «Demons, the Angel and Dark Thoughts» полностью соответствовал своему названию, делая акцент на готическом синти-попе — жутковатой и танцевальной электронике. Однако прошлогодний одноименный релиз группы демонстрирует куда более сложное и амбициозное звучание. Теперь их ночные истории существуют в антураже IDM-скрежетов, исступленного дарквейва в стиле Cold Cave и хлесткого непредсказуемого электро. Жаль только, что большинство песен исполнено на английском языке: понятно, что формация метит в интернациональную аудиторию, но по уровню инфернальности все равно лидирует русскоязычное 7-минутное интро к пластинке. В качестве поддержки — не менее замечательный электронный проект Дианы Буркот Rosemary Loves a Blackberry, а также Caerulea.
Группа «Карелия» начинала с до вольно стандартного фолк-рока — неотличимых друг от друга прогрессий с духовыми, звонкой акустикой и эхом народных напевов. Все это время главным достоинством ансамбля оставалась харизматичная вокалистка Ника Гаврилова. Однако к своему последнему мини-альбому «Стрела» коллектив явно набрал мощи: живописные аранжировки стали куда сложнее и авантюрнее, иногда разрастаясь до длинных построк-номеров. В таком, более нюансированном антураже истории о трепетных силах природы и человеческой души звучат совсем по-другому.
На каждом событии мини-фестиваль «Галерея актуальной музыки» (ГАМ) фокусируется на одном концепте, который в ХХ веке перевернул представление о музыке. На этом концерте струнный квартет Vacuum будет разбираться, где в современной музыке пролегает граница между музыкальными и немузыкальными звуками. «Тактильные иллюзии» Хубеева, в которых,
помимо скрипов, хрустов и щелчков, вообще ничего не осталось, вполне однозначно говорят, что такого разделения больше нет, но услышать эту аксиому самому в очень разной программе — бесценный опыт.
Группа Bagdadski Vor исполняет динамичное скримо — страстную, хаотичную, исполненную на пределе голосовых связок версию постхардкора. Элементы шугейза и каскадные гитарные соло (иногда доходящие до полноценных инструментальных композиций) придают этой музыке мерцающую зашумленность и глубину. Схожее звучание с упором на очерченные трагичные мелодии, но уже без шугейз-блужданий, выдает другая эмоциональная команда — «Летние войны». Также в программе — princess of north sudan и «Быханов сад».
Появление Элджея в конце десятых ознаменовало новую эпоху в российской поп-музыке: развязный речитатив и откровенные истории на стыке с фантастическими мирами как будто перезагрузили всю систему. Радикальным образом изменилась интонация, и ее подхватили другие артисты — Slava Marlow в своих бессовестных громких поп-бэнгерах (сольно и в союзе с Моргенштерном), The Limba на территории более нюансированного чувственного R’n’B. Новые хитмейкеры уже наступают Элджею на пятки, но воевать никто не собирается — вместо этого артисты записали сингл «Она тебя любит» и готов ят совместный концерт.
Самый известный и, по существу, единственный фолк-драм-н-бейс-проект в России. Жанр фолк-драм-н-бейс стоит понимать буквально — это действительно эстетика и лирика, вдохновленные древнерусскими традициями, мощные басы и энергичный бит в 170–180 BPM. За десять лет у «Феофана» вышло три полноформатных альбома, а также EP.
Sunsay — проект Андрея Запорожца, бывшего участника легендарного дворового регги-дуэта 5’nizza. В рамках сольного творчества артист наслаивает на уже освоенные ямайские формулы лоск современной поп-музыки и экспериментирует с динамичными фанк-битами. Более чем за десять лет в новом амплуа его стиль практически не изменился — это добрые эклектичные песни, собранные по всем правилам актуального продюсирования.
OQJAV — группа, образованная в 2012 году музыкантами из Перми и Екатеринбурга, и пережившая серьезный ребут, после которого фактически появился новый коллектив. Перезагрузка произошла в 2017-м — тогда группу покинула Катя Павлова из «Обе две» и Даниил Шайхинуров из «Мы». Новый состав собрал единственный оставшийся участник Вадим Королев: в группе появился музыковед Ярослав Тимофеев и Дмитрий Шугайкин, отвечающий за бас и электронику. В музыке OQJAV изменилось все: теперь это лиричный инди-поп с фальцетными напевами, клавишными в основе и явным академическим бэкграундом.
Валерий Кипелов не изменят однажды найденной формуле успеха — как в хеви-балладах, так и в динамичных боевиках его группы чувствуется возвышенный стихотворный пафос. Кроме романтической лирики успеху проекта способствует также запоминающийся чистый вокал самого фронтмена, в прошлом сооснователя легендарной метал-группы «Ария».
Дельфин уже давно оформился как один из наиболее поэтичных артистов русской сцены — нюансированный трагизм его текстов усиливается при помощи беспокойных шизофренических гитар, нойз-торнадо и фактурных битов. Артист начинал с депрессивного озлобленного рэпа, затем перешел к зашумленной грусти, а в последние несколько лет все активнее высказывается на злобу дня — либо на сольных альбомах, либо в рамках мрачного электропроекта «Механический пес».
В 1997 году вышли альбомы «Икра» и «Морская» — принято считать, что после них местный рок стал совсем другим. Справедливо: Илья Лагутенко раскрепостил песенный русский язык, принес в жанр стиль, секс и западный звук. Всплеск новой, вестернизированной рок-музыки на русском в конце 1990-х — в определенном смысле и на совести Лагутенко. Карьера «Мумий Тролля» длится уже больше двадцати лет — это тот самый случай, когда группа и на длинной дистанции не теряет прыти и творческой хватки. Интервью с фронтменом группы Ильей Лагутенко читайте на «Афише Daily».
Певица Гречка (в миру — Анастасия Иванова) оказалась главной рок-сенсацией начала 2018 года. Незадолго до этого она готовилась к поступлению в колледж, выступала в петербургском андеграундном клубе «Ионотека» и самостоятельно выкладывала свои безымянные альбомы в «ВКонтакте». Третий из них — «Звезды только ночью» — стал хитом и разлетелся по социальной сети: оказалось, что простые и искренние песни Гречки являются универсальной отмычкой и находят отклик у очень разных аудиторий. Слушателям нравится, что Иванова без всякого надрыва и пафоса рассказывает о понятной им действительности — последствия несчастной любви и неудачной вечеринки демонстрируются ей с одинаковой степенью реализма. Певица, в свою очередь, не собирается останавливаться — качество записи со временем улучшилось, а география туров заметно расширилась.
Проект The Bojarski выдает бодрый пробивной хардкор, то и дело срываясь в харизматичный рок-пафос и мрачное альтернативное бунтарство. Душевный меланхоличный панк исполняет коллектив «Местные». Ревущие одноминутные боевики с названиями типа «Туси или умри», «Мой кайф» и «Душнарям здесь не место» представят выдающиеся нигилисты Mallrats.
Элджею удалось создать на базе популярного хаус-рэпа настоящую вселенную — с эйфоретиками, атмосферой бесконечной рискованной вечеринки, ультранасилием в клипах, мультяшностью, чувственным и откровенным романтизмом. Ничего удивительного, что артист практически моментально начал собирать аншлаги, в некоторых городах выступая сразу по несколько раз за тур. Важный момент — совместно с певцом Федуком Элджей записал главный хит 2017 года «Розовое вино», влияние которого ощущается до сих пор. Интервью с рэпером читайте на «Афише Daily».
Меломаны из Therr Maitz ориентируются на стильную англоязычную поп-эклектику с синтезаторным лоском. В их пестрой дискографии можно встретить футуристический синти-поп, камерные акустические колыбельные и размашистый электропоп. Стержневым элементом всех этих треков остается драматичный вокал харизматичного фронтмена Антона Беляева — отсюда и страсть давать живые выступления при поддержке оркестра. Парадоксальным образом, наиболее популярной песней группы в стриминговых сервисах остается довольно дикий хаус-фанк-хит 2016 года «My Love Is Like» — отблеск альтернативной, куда более пестрой и непредсказуемой линии развития, в которой коллектив оказался не очень-то заинтересован.
Вместе с Amatory и «Психеей» группа Jane Air входила в большую тройку российской альтернативной музыки в начале нулевых, а их хит «Junk» стал одним из гимнов всего движения. С тех пор стиль коллектива изменился — теперь вместо болезненного, отмеченного влиянием эмо и рэпа ню-метала они играют более форматный и спокойный альтернативный рок. Впрочем, даже со сменой темпа группа не растеряла творческой энергии и продолжает записывать качественные треки.
МС Сенечка делает, возможно, самый необычный рэп последних лет. В лирике артиста нет места насилию, дискриминации и даже мату, а в битах вы не услышите трэповые басы хэты-трещотки. Зато тут есть кое-что поинтереснее: беззаботные тексты о буднях тинейджера, ретрозвук с олдскульными семплами и бесконечное количество излучаемой артистом доброты. Кажется, подобный подход однажды уже сработал с Антохой МС, но здесь музыка совершенно иная — менее странная, более озорная и, кажется, пришедшая даже не из этого века.
Четыре группы «Черного воскресенья» не собираются никуда торопиться в своих жутких утяжеленных заклинаниях. Предельных уровней кошмара достигает замедленная дум-метал-формация «Ил». Куда более лютый и энергичный дэт-грайнд выдает коллектив Bitch Meat. Группа Dekonstruktor делает ставку на гудящую дезинтеграцию с ритуальными мотивами. Также в программе — адепты мрака Electricjezus и «Буддапропилдзен».
Четвертая симфония Шостаковича — возможно, его самая экспрессионистская партитура. В ее неустойчивом сновидческом тематизме как-то уживаются хитрейшая атональная полифония, батарея перкуссионных инструментов, переклички низких и высоких жанров и еще куча других звуковых находок. Спасаясь от шквала сталинской пропаганды, Шостакович отложил премьеру в 1936-м, и в итоге впервые сыграли Четвертую только в 1962 году. Ее и сегодня исполняют нечасто: час такой сложной музыки могут выдержать редкий оркестр и слушатель. Поэтому новая попытка от Национального филармонического оркестра России во главе с Андреем Борейко — дело чрезвычайно нужное и полезное.
В начале десятых годов появление группы «Обе две» стало настоящей сенсацией: на инди-рок-сцене обнаружилась вопиющая нбехватка правдивых и жестоких историй об отношениях, рассказанных с позиции женщины. Катя Павлова и ее коллектив с готовностью заполнили собой эту лакуну. С тех пор формация не раз экспериментировала со звучанием, переходила в регистр синтипопа, футуристичной электроники, эстрады и фортепианного романтизма. Но главное в музыке «Обе две» оставалось неизменным — провокационная, эффектная и искренняя интонация ее харизматичной вокалистки.
С успеха группы «Пошлая Молли» все больше коллективов пытаются сорвать банк на пересечении поп-панка, рейв-электроники и подросткового инфантилизма. «Космонавтов нет» — одна из подобных формаций: может, чуть более позитивная, чем другие. Группа рассказывает истории расставаний, пьянок и трипов, на фоне звучат акустические переборы (для лирических моментов), рев электрогитар и ломаные биты. Пока что «Космонавтов» стоит поблагодарить хотя бы за хит «Кароч» — обрывочный поток мыслей, тегов и сленга из головы современного тинейджера, лучше многих других песен схватывающий текущий момент.