Из немногих способов взаимодействия с нынешней реальностью ДК «Рассвет» выбрал ее оплакивание. Этот концерт — час концентрированной тоски и отчаяния, но за ними все-таки приоткрывается надежда. Программа достойна внимания: скрипичная соната Галины Уствольской, трио Леонида Грабовского, виолончельное соло Гии Канчели. Пьеса украинца Валентина Сильвестрова, чья музыка звучит почти в каждом концерте ДК, посвящена смерти Чайковского. Пьеса недавно почившего и пока не оцененного по праву Александра Вустина посвящена жизни: она так и называется — «Из жизни эльфов».
После переезда в Москву казахский артист Sqwoz Bab начал записывать дерзкий и уморительный камеди-рэп; используя трендовые минуса, он рассказывает истории об ограблении «Пятерочки» (этот идиотский сюжет стал его визитной карточкой), ужасах свиданий за окраиной города, отдыхе на «банане» в Адлере и прочей понятной каждому дичи. С панчами, текстами и атмосферой здесь все в порядке — MC уже заметили Big Russian Boss и Kyivstoner.
Анна Пингина выдает эталон трогательного лиричного фолка. Вместо эльфов и ведьмаков в ее песнях правят бал поэтичные метафоры: стихии и тотемные звери, которые живут и дышат в волшебном мире, символизируя неспокойные чувства исполнительницы и какие-то универсальные архетипы. В качестве музыкального сопровождения — электроакустическое попурри с атмосферой изящных древних сказаний. Пингина могла бы добиться успеха на фолк-сцене, если бы не записывала новые песни раз в три-четыре года.
«Чиж & Со» — своего рода позитивный стандарт русского рока: группа исполняет простые и беззлобные песни, тяготеет к акустическому звучанию, записала как минимум два народных хита («Вечная молодость» и «О любви»). При этом в милитаристских высказываниях, ненависти к другим музыкантам и социальным группам, а также попытках собрать «небо славян» лидер коллектива Сергей Чиграков замечен не был — за это его и любим
Дуэт поэтессы Айгель Гайсиной и лидера опытных электронщиков «Елочные игрушки» Ильи Барамии два года назад написал и эффектно экранизировал песню «Татарин» о нелегкой судьбе «ждули» в России. Она несколько неожиданно стала большим вирусным хитом, который принес группе просмотры, известность и пло щадки. Впрочем, дальше группа по пути расчетливого хитопроизводства не пошла. Их песни в основном звучат так: спотыкается бит, лаконично и сухо цокают синтезаторы — а на этом фоне Айгель поет о страшных вещах, происходящих за окном.
Александр Иванов не боролся с режимом со сцены «Ленинградского рок-клуба» и не делал пророческих буддийских песен. Вместо этого он записывал отменные эстрадные треки с блюзовым соло, печальным саксофоном и глубокомысленной и изящной поэзией. Сейчас такую музыку из-за ее красивости и отказа от актуальной повестки называют батя-роком. Но никто не будет спорить, что Иванов сочинял и исполнял действительно талантливые и запоминающиеся песни: так, например, с вольной перепевки его хита «Бледный бармен (Часть вселенной)» в 90-е начиналась карьера бойз-бенда «Иванушки International».
Группа «Мураками» записывает бесхитростные треки с женским вокалом, прирученным гудением электрогитар и прямолинейными историями — во всех смыслах средний уровень, эталон альтернативной команды-долгожителя с «Нашего радио». Впрочем, иногда у коллектива получаются весьма убедительные, запоминающиеся композиции — посмотрите хотя бы клип о расставаниях «Так случилось».
Карьера Kristina Si пошла вверх после контракта с лейблом Black Star в 2016 году. В итоге исполнительница оказалась окружена громкими клубными трэп-басами и проникновенными балладами. Сейчас после ухода с лейбла артистка исполняет куда более рискованные песни — амбивалентный и мрачный нео-R’n’B, старорежимный соул, а также затягивающий ультрасовременный трек на армянском Chem Haskanum (совместно с Maléna). Судя по статистике прослушиваний и качеству материала, в творческом плане у девушки все в полном порядке.
Love Radio продолжает серию вечеринок с грандами поп-музыки. На сцену поднимется ключевой эстрадный романтик Дима Билан, новая вокалистка хитовой танцевальной группы Artik & Asti — Seville, а также авторы доброго романтичного поп-рока «Пицца». Кроме того, сет из заразительных трэп-боевиков представит успешный фрешмен Konfuz.
Весь свой талант и техническое мастерство группа Vorvaň бросила на попытку примирить ураганный хардкор-панк и беспощадную аннигилирующую тяжесть экстремального метала — на выходе получились невероятно продуманные, захватывающие и калечащие боевики. Килотонны оглушительного гнева можно услышать в записях грув-металистов Scumback. Наконец, формация Nebulae Come Sweet специализируется на мрачных усложненных эпиках с величавым симфоническим ангажементом.
В 90-е Владимир Пресняков был эффектным блондином с длинными безупречными волосами и расстегнутой рубашкой, запоминающимся пронзительным фальцетом и необычными аранжировками, где можно было услышать переливающиеся синтезаторы и джазовые саксофоны. То есть помимо «Стюардессы по имени Жанна» у Преснякова есть, например, «Замок из дождя» — странный и манящий поп с удивительным фантазийным клипом. С недавнего времени артист записывает новые композиции — ничем особенным они не выделяются, но зато хранят в себе узнаваемую харизму и тот самый вокал.
С помощью негромких гитарных аккордов и живописной пульсации битов артист Sirotkin рассказывает чувственные истории о людях со слишком тонкой кожей. Иногда его сюжеты воспринимаются как авантюрное приключение из жизни инди-молодежи, иногда — как драма взросления, но все они неизменно происходят словно в инстаграм-фильтре, ко торый отвечает за теплую винтажную пленку. Несмотря на некоторую монотонность интонаций, Sirotkin остается одним из наиболее интересных артистов отечественной индитроники.
Один из ключевых бардов постсоветского пространства, Олег Митяев вошел в историю как минимум двумя песнями — ультимативным гимном всех детских лагерей «Как здорово» (что все мы здесь сегодня собрались, само собой) и меланхоличным хитом про то, что «Лето — это маленькая жизнь». Однако по подсчетам стримингов, его романтические баллады ценятся слушателями не менее высоко.
Евгений Маргулис числится среди пионеров советского рок-движения. Его главная специализация — классические блюзы, душевные гитарные истории с поправкой на локальную специфику. Главный хит артиста «Мой друг (лучше всех играет блюз)» рассказывает о талантливом отщепенце, который плохо ладит с люд ьми, но не знает соперников в любимом деле. Маргулис отличается от своего героя, хотя и занимает ведущее место в жанре — на счету исполнителя участие в знаменитой «Машине времени», звание народного артиста, своя программа на телевидении, множество других титулов и достижений.
Группа «Свидание» записывает неспешный и элегантный инди-поп про чувственные отношения. Мелодии у коллектива получаются изящные и точно выверенные, а стихи, как правило, лишенными обычных банальностей и пошлостей. Сдержанный темп и избитая тематика предъявляют к чувству вкуса особенно высокие требования — с этим у музыкантов тоже все в порядке.
МС Сенечка делает, возможно, самый необычный рэп последних лет. В лирике артиста нет места насилию, дискриминации и даже мату, а в битах вы не услышите трэповые басы хэты-трещотки. Зато тут есть кое-что поинтереснее: беззаботные тексты о буднях тинейджера, ретрозвук с олдскульными семплами и бесконечное количество излучаемой артистом доброты. Кажется, подобный подход однажды уж е сработал с Антохой МС, но здесь музыка совершенно иная — менее странная, более озорная и, кажется, пришедшая даже не из этого века.
Если бы не лаконичный инструментарий — пианино, бас, барабаны — записи LRK Trio можно было бы перепутать с прог-роком: настолько интенсивно и непредсказуемо бурлят, перекатываются и мутируют их композиции. Трио исполняет темпераментную и броскую музыку: каскад беспокойных звуков сменяется напряженными и меланхоличными флешбэками, за которыми следует кинематографичный саспенс, фолк-эксперименты и много чего еще. При этом бенд сохраняет верность классическому джазовому наследию, сторонясь диссонанса и дикой импровизации.
Новичок Macan — один из наиболее интересных артистов меланхоличного бандитского трэпа, на который многие любители жанра смотрят с пренебрежением. Действительно, такую музыку можно критиковать за монотонную грусть, вездесущие трещотки и предсказуемые истории. Но в мире тачек, женщин, криминала и бесконечного дождливого путешествия по Бульварн ому кольцу Macan создает интересную многоуровневую лирику и удивляет пестротой влияний — этакий Дрейк напополам с Нурминским, который временами включает бро-теплоту Макса Коржа или выдает социальную телегу в стиле Скриптонита.
VK Fest продолжает масштабировать свой успех — как по охвату городов, так и по количеству звезд в лайнапах. Если сравнивать два дня московского фестиваля, то на открытии можно увидеть много поп-артистов и позитивной музыки: ожидается рэп-романтика от Егора Крида и Джарахова (эмоции на его треках обычно перевешивают шутки), пронзительные хиты от Jony, танцевальные бэнгеры от Niletto, неорейв от GSPD, убойная рок-цыганщина от The Hatters. В качестве масштабного финала — сет главной (судя по недавним стадионным концертам) поп-группы страны «Руки вверх!».
Бар Punk Fiction уже много лет остается важнейшей точкой в андеграундной жизни столицы. Лейбл заведения собирается отпраздновать свой день рождения — и ему есть чем похвастаться. На сцену поднимется ведущая эмо-группа страны — авторы пронзительных и громких хитов Bird Bone. Команда Please Please Me исполнит духоподъемную альтернативу с мощными вспышками надежды и меланхолии. Грустную музыку невероятной красоты исполнят инди-романтики «Фото и напитки». Всего в программе заявлено девять близких по духу проектов.
Дельфин уже давно оформился как один из наиболее поэтичных артистов русской сцены — нюансированный трагизм его текстов усиливается при помощи беспокойных шизофренических гитар, нойз-торнадо и фактурных битов. Артист начинал с депрессивного озлобленного рэпа, затем перешел к зашумленной грусти, а в последние несколько лет все активнее высказывается на злобу дня — либо на сольных альбомах, либо в рамках мрачного электропроекта «Механический пес».
Все-таки трио Nkeeei, Uniqe, Artem Shilovets не получается отнести к категории очередных, сто первых в очереди фрешменов новой школы. Белорусская формация делает почти невозможное, выжимая из глючного вычурного звука его важнейшие достижения. Их последний альбом «Приятно познакомиться» — это ярмарка разрывных битов, цепляющих эдлибов, эмоциональных американских гонок. Другое дело, что выхода из этой бесконечной шутки все еще не придумано или, как поется в одном из треков, все панчи уже произнесены — скоро будет непонятно, о чем читать.
Музыку четырех уфимцев привыкли называть панк-роком: отчасти справедливо, но это панк-рок скорее не по форме, а по содержанию: строчки «Я так люблю свою страну, но ненавижу государство» такое определение и оправдывают. Что касается собственно музыки, то Lumen уже больше пятнадцати лет играют прямолобый, нехитрый и крепко сбитый рок. Такую музыку сколько угодно можно критиковать за кризис идей и слишком простые слова, которые неизменно произносят со слишком серьезным лицом, — но постоянные крупные площадки, кажется, должны снять все вопросы о текущей востребованности.
Theodor Bastard — один из наиболее убедительных электрофолк-проектов текущего момента. Вместо накручивания вычурной филологической или очередной реконструкции кельтско-славянского звучания они совмещают таинственную шаманскую эстетику с атмосферной электроникой и драматичными скрипичными партиями.
Не секрет, что большая часть современной популярной музыки — развитие достижений африканских исполнителей, наследие уникальной танцевальной культуры, которая строилась на синтезе новых инструментов и мощной перкуссии. Коллектив Zava Matotra обеспечит контакт с аутентичным фанком, румбой, регги и прочими солнечными мотивами — при участии вокалистов из Конго, Нигерии и Мадагаскара.
Из пестрого лайнапа второго дня VK Fest выделяются несколько условно более «взрослых» артистов — мрачный рэп-декадент Pharaoh, автор дерзких и резких урбан-историй 10AGE, тинейджер-бунтарь Джизус. Да и вообще по сравнению с открытием нас ждет больше рэперов: юморески исполнит группа «Хлеб», за новую сцену будет отвечать Soda Luv, а хедлайнером мероприятия станет главный рэпер всея Руси Баста. Впрочем, R’n’B, панка и поп-музыки в расписании тоже достаточно: заявлены передовая данс-звезда Клава Кока, певица Елка, Мот, Слава Марлоу и многие другие.
Специальными гостями шоукейса лейбла «Ракурс» станет группа «Буерак» — успешный постпанк-дуэт, мастера отточенных мелодий и карнавальных, иронично-сентиментальных историй. Резиденты лейбла Subway Porno запустят торнадо из обломков пестрого психоделического арт-рока. Мерцающую лоуфай-дымку напустит грустный коллектив «Гардия». Также в программе — эстетские формации «Стихограмма» и Teletape.
Формация «Сова» демонстрирует, что постпанк — это не обязательно холодное отчуждение или жестокие танцы. Отточенные мелодии и четкий треск драм-машинок погружаются ими в клубы лампового ретрозвука — извините, конечно, но как на истертых старых пленках. Иногда группа пытается мимикрировать под «Кино», но чаще всего выпускает уютные романтичные треки.
Группа «4 апреля» использует убойную машинерию постхардкора для создания светлых и позитивных песен. Формация задействует жесткие пробивные ритмы и гитарный рокот в историях о преодолении себя и экзистенциальных переживаниях, но в данном случае натиск и драматизм скорее призваны воодушевить и поселить надежду на лучшее завтра. Редкое предложение на фоне упадничества и нигилизма многих других тяжелых групп.
Дуэт Рауфа и Фаика можно обвинять в плагиате XXXTentacion и в самом раздражающем припеве 2018 года, и это, конечно, справедливо. Но, с другой стороны, Джейсон Онфрой — не худший образец для подражания, а припев со строчками о «нашем месте», в котором герои песни «устали целоваться», нашел откли к в сердцах тысяч слушателей, что подтверждают чарты стриминговых сервисов. Какой-то невероятно качественной и интересной музыкой творчество дуэта, может, и не является, но именно такие песни — простые, романтичные и с восточным флером — всегда пользуются успехом.