Об уровне Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) говорит, например, то, что в нем вырос Иван Бушуев — лучший российский флейтист, который специализируется на авангардах и новейшей музыке. Его почти что сольный — иногда будет аккомпанировать пианистка Наталия Черкасова — концерт-интервью в филармонии выглядит даже слегка запоздавшим. Тем более и программу хоть сразу в плейлист переводи: флейтовая аранжировка главного хита Пярта «Зеркало в зеркале» тут соседствует с советским модернизмом Вайнберга и партитурами молодых российских композиторов Хубеева и Горлинского.
Прошерстив авангард, новейшую музыку, барокко, византийскую старину и поздний романтизм, Теодор Курентзис должен был когда-то дойти и до священной коровы всей западной музыки — Людвига ван Бетховена. На январском концерте вместе с оркестром musicAeterna он зайдет с козырей: в один вечер будет исполнены революционная Пятая симфония (как минимум ее начало слышали вообще все) и классически стройная Вторая симфония, которую сегодня не играет почти никто. Наверняка потом он будет их записывать в студии и получит пару-тройку мировых музнаград.
На очередной библиотечный концерт в «Гараж» заглянут солисты Московского ансамбля современной музыки (МАСМ). Как и всегда, тишину здесь будет сложно отделить от музыки — в программе сплошь композиторы, для которых угасание звука не менее важно, чем его начало и длительность. В «Далеком свете» Вустина затихание неразрывно связано с тяжелой меланхолией, Кейдж и Карманов в неспешных пьесах грустят элегически, а Фельдман вместо чувств наделяет звуки впечатляющей застывшей автономией — только и успевай выхватывать и концептуализировать варианты пауз и молчаний.
Татьяна Зыкина стала известна в начале десятых годов. С тех пор ее чувственный и неторопливый соул-рок о женских чувствах несколько вышел в тираж: даже на консервативно настроенные радиостанции приходят новые герои, более дикие, медийные и эффектные. Тем не менее ее музыке с ранимой искренностью и мягкой вкрадчивой интонацией нельзя отказать в обаянии.
Минская группа «Кассиопея» относится к разряду наиболее оригинальных и значительных абсурдистских коллективов последнего десятилетия. Буффонада с переодеваниями и каламбурами служит у них антуражем для цепляющей музыки и выдающихся текстов. Истории, которые рассказывает «Кассиопея», могут показаться смешными и дурацкими, но многие из них содержат скрытое двой ное дно — озадачивающие послания о мире вокруг, человеческой и нечеловеческой природе. В преддверии выхода альбома (презентация ожидается весной этого года) коллектив исполнит старые и новые песни.
Kavabanga Depo Kolibri выступают на территории таких рэп-романтиков, как Джа Калиб и MiyaGi & Эндшпиль. Правда, в треках харьковчан нет места флексу и мелодраме — только разбитые мечты, спутанные отношения, неподдельная грусть. При этом популярность у артистов заслуженная — несмотря на всю избитость темы, в их лучших вещах чувствуется внутренняя многогранность, а от хитов «Хочешь» и «Амфетамин» действительно сложно оторваться.
«Созвездие отрезок» — своего рода компромиссное сочетание «Четырех позиций Бруно» и «Кассиопеи»: дикий, осознанно экстравагантный синтипоп, где остранение реальности осуществляется наиболее глючными и диковинными методами. В этой музыке чувствуются энергетика и яркость, на которые уже обратили внимание музыкальные критики, однако некоторая недоговоренность и угловатость в ней тоже присутствуют. Пока что это только заявка на успех, но, в любом случае, за коллективом стоит следить.
Автору драматичных поп-хитов Дмитрию Маликову удалось успешно встроиться в современность. Очередная вспышка внимания к его персоне началась после того, как артист поинтересовался у своей аудитории в твиттере, нормально ли им живется или все-таки «тяжеловато приходится». Став мемом, Маликов продолжил быть им в шутливых клипах Хованского, параллельно выпустив несколько новых романтичных треков и заставив страну вспомнить свои прошлые заслуги — хиты «Ты одна, ты такая», «Звезда моя далекая» и другие. Большой концерт в Crocus City Hall приурочен к без малого 50-летию певца и поп-композитора.
В н овый сезон Monasterio, как и обычно, въезжает на битах беспощадного техно. Хедлайнеры на этот раз связаны с влиятельными французскими объединениями RAW и Wrongnotes: Makornik чуть ближе к EBM и электро, Danilo Incorvaia поддает в рубилово атмосферы, а Draugr предпочитает гулкий саунд и взвинченные темпы (он, кстати, будет с лайвом). В поддержке очень бодрая команда резидентов и друзей объединения, которая и сама по себе — подарок для ценителей бескомпромиссной танцевальной электроники.
У музыки из Екатеринбурга есть свой характер — в музыке таких групп, как «Курара», «Сансара» или «Обе две» всегда можно найти общие черты. Где-то в этой плоскости находится и «АлоэВера», частично образованная из участников вышеупомянутых команд. Коллектив Веры Мусаелян регулярно гастролирует и периодически выпускает неизменно легкий и воздушный инди-поп достойного качества. Екатеринбуржцы (впрочем, уже бывшие) говорят, что живьем «АлоэВера» совсем другие — Вера общается с аудиторией и проживает заново каждую песню.
CygnosiC можно приводить в качестве примера удачного и небанально го EBM. Индустриальные ритмы и вычурные синты грека Георгиоса Псарудакиса создают не только мощную танцевальную энергетику, но и убедительную чувственную драматургию. Большинство треков артиста представляют собой надломленные истории с мрачными оттенками — не зря безотказная синтезаторная машинерия CygnosiC дополнена хрипящим дет-металлическим вокалом.
Японская пианистка и композитор Сатоко Фудзии является практически идеальной представительницей нового экспериментального джаза. В год она запросто может выпустить пять великолепных альбомов, звучание которых варьируется от вихря звуков препарированного фортепиано до одиноких аккордов, оттененных электроникой, — и сыграть десятки концертов с именитыми джазменами уровня Джона Зорна. К нам она едет с одной из самых устойчивых лайв-коллабораций — квартетом Kaze, который в этом году отмечает десятилетие. Помимо Фудзии там играют два трубача и ударник, а на московском концерте к ним присоединится еще и электронщица Икуэ Мори — их виртуозные перемещения между прихотливыми шумовыми абстракциями и сдвоенными духовыми соло по-настоящему можно оценить только живьем.
Kontravoid — сольный проект Камерона Финдли, бывшего барабанщика скандальных электропанков Crystal Castles. В основе его звучания — мрачная EBM-бомбежка, скрещенная с грохотом индастриала и глянцевыми мелодиями синти-попа. На выходе получается довольно жуткая ритмичная электроника с проблесками танцевального поп-звучания. Антураж соответствующий: артист выступает в пейнтбольной маске и охотится на женщин в своих ночных клипах.
«Пневмослон» — сайд-проект автора танцевальных драм-н-бейс-частушек «Нейромонаха Феофана». На этот раз артист выступает в агрессивной маске скелета и исполняет злобный, грубый ска-панк с обильным использованием нецензурной брани. В прицеле критики «Пневмослона» — удушающая повседневность, правила и регламенты, будильники по утрам, лезущие с советами всезнайки, разгильдяйство и глупость. Получается, что «Пневмослон» — прямой конкурент группе «Ленинград», только с более прямолинейным, брутальным и депрессивным подходом. Все-таки у группировки Сергея Шнурова в качестве выхода из негативной ситуации предлагался общий алкогольный праздник, в то время как «Пневмослон» то и дело остается один на один со своей часто отталкивающей, токсичной злобой.
Влиятельный нидер ландский лейбл Masters of Hardcore в седьмой раз везет в Москву главных героев электронного хардкора — сверхскоростной танцевальной музыки, в которой литой долбеж перегруженной бочки постоянно меняется местами с мелодичными семплами из попа, рока, рэпа, метала и альтернативы. Современный хардкор по сути представляет собой музыкальный постмодерн в вакууме — в нем в одну кучу свалено все сразу, доведено до абсурда и выражено в бессвязных и постоянных вспышках эйфории. Идеальный звуковой guilty pleasure и просто угар.
В свободной бристольской коллаборации Young Echo собрались рэперы, вокалисты, импровизаторы и электронщики, которые живут беспросветной урбанизированной музыкой. Формально она объединяет 11 человек, но у них нет ни лидера, ни единственной верной траектории — их связывают только поэзия и звуки, складывающиеся в самый аутентичный трип-хоп последних лет. Привычный для стиля даб здесь встречается с безжалостностью индастриала, напором грайма, текстурами эмбиента — что-то такое могло бы выйти из современных Massive Attack, если бы Роберт Дель Ная не прирос к жанру песни. До Москвы доберется больше половины участников Young Echno, так что пропускать их первый российский концерт совсем нельзя.
System 108 открывает сезон 2020 года совместной вечеринкой с нидерландским лейблом Clone Records. На нем выпускались и выпускаются главные танцевальные электронщики нашего времени — от Legowelt до Drexciya, — поэтому и лайнап будет пушечный: основатель импринта Serje, скорострельный американец Detroit in Effect, один из самых важных техно-музыкантов современности Marcel Dettmann, адепт жестких сетов Ryan James Ford и многие другие. А еще здесь будет лайв Bejenec — одного из главных героев последних вечеринок Test.
Манижы Сангин начала карьеру с публикаций музыкальных видеоколлажей в Instagram, но достаточно быстро оформилась как серьезная исполнительница, которая вот-вот выйдет в звезды первого эшелона. В ее образцово спродюсированной поп-музыке деликатность сочетается с танцевальным потенциалом, и сделано все явно со вкусом — эта музыка одинаково удачно впишется как в программу независимых фестивалей, так и каких-нибудь премий музыкальных телеканалов. На счету Манижы уже два изданных полноформатника, один EP и совместный материал с Ассаи и Мишей Мищенко. Кроме того, певица известна своей довольно прогрессивной социальной позицией, благотворительностью и борьбой с домашним насилием.
Этот концерт заряжен на активизм и укрепление гражданского общества: сцену будут делить сразу две фем-панк-группы, «Лоно» и «Fizzраствор» (тексты у них не только про права женщин, но и про общегендерные проблемы вроде продажных правоохранителей и офисного рабства). Компанию им составят нойз-рокеры Kafkaesque — название оправданно намекает на тяжелый абсурд — и группа «Сердоболь», которая балансирует на грани альтернативы, русского рока и умеренного панка.
Австрийская группа с благозвучным названием Harakiri for the Sky делает ставку на совмещение блэк-метала и постхардкора. Исступленная работа ударных с быстрыми и разрушительными гитарными партиями сплетаются в их музыке с прямолинейными мелодиями и более компромиссным саундом. Вместо сюжетов о черноте мира фронтмен Михаэль Вантраум поет о черноте внутри себя — большая часть текстов посвящена исповедальным отчетам о спазмах депрессии, никчемности и вины. Большой хронометраж треков (как правило, не менее семи минут) и мрачный возвышенным пафос доводят эти истории до поистине эпического уровня.
«Штадт» — проект музыканта Дмитрия Филюшина, рыцаря садистского дарквейва, музыки на стыке EBM и мрачного электро. Уже несколько лет Филюшин увлеченно создает хлесткие перверсивные истории о пугающей изнанке человеческого сознания и мира, в котором нам приходится жить. Среди очевидных успехов артиста: выступление на прошлогоднем фестивале экспериментального искусства «Форма», несколько убедительных антихитов (особенного внимания среди них заслуживает суммирующий творчество артиста гимн жуткой перевернутой реальности «Обратной стороной в обратную сторону»), а также дуэт с одним из создателей Lebanon Hanover Уилльямом Мейбеллином, выступающим под именем Qual, — им открывается вышедший в этом году альбом Филюшина «Мразь».