Каждый Новый год «Студия новой музыки» встречает фриковой подборкой авангардов: вместе с хулиганскими партитурами нидерландцев Андриссена и Ван дер Аа (видели когда-нибудь коллективную игру на контрабасе, приправленную оперным голосом и фортепиано?) будут играть сочинения молодых москвичей (Бесогонов, Бриль), мировую премьеру француза Арно Девиня и высоколобое посвещение Шостаковичу от советского композитора Эдисона Денисова. Лучший рецепт от послепраздничной лени рассудка.
Уральский квартет уже десять лет исполняет мелодраматический поп-рок — не для стадионов, но для пылких сердец. Жанр не то чтобы кассовый и прибыльный, но при должном исполнении имеет право на определенный успех. Песни «Марса» сложно назвать какими-то сверхизобретательными и сильно затейливыми, но их явно отличает наличие вкуса (а это, по меркам жанра, уже полдела), умение складывать слова в непошлые рифмы и знание толка в мелодиях.
Литовка Асмик Григорян в 2016-м стала лучшей молодой вокалисткой года по версии Opera Awards, а в 2019-м на этой же церемонии ее вывели в старшую лигу — и назвали просто лучшей певицей года. Ее кристально чистый и чуткий голос особенно хорош в блистательном итальянском бельканто — в «Зарядье» таких арий будет в достатке: от душещипательного романтизма Верди до виртуозных, почти киношных стилизаций Пуччини. Бонус — чистейшая меланхолия арии Русалки из одноименной оперы Дворжака и задумчивая оркестровая элегия из французской оперы «Таис» (за пультом — литовский маэстро Гинтарас Ринкявичюс).
Каждый раз «Возвращение» заканчивается концертом по заявкам, который собирают из пожеланий слушателей. На фестивале никогда не повторяют однажды исполненные сочинения, а пройдет он уже в 23-й раз — так что программа виртуозно балансирует между хитами и редкостями. Рядом с неповторимо красивой строгостью Квинтета №2 для двух скрипок, двух альтов и виолончели Брамса и экзистенциальным авангардом Губайдулиной в пьесе «Сад радости и печали» соседствует, например, изысканный Квинтет для гобоя, фортепиано и струнных малоизвестного французского композитора Теодора Дюбуа — мечта искушенного любителя классики.
Tracktor Bowling числится среди главных хитмейкеров эпохи расцвета альтернативы в нулевые годы. Акустический концерт с участием виолончели — отличная возможность распознать за ню-металлическим каркасом поэтику и надломленную драматичность. К тому же камерный формат позволяет в полной мере насладиться пластичным вокалом фронтвумен Лусинэ Лу Геворкян. Группа самораспустилась в 2017 году, поэтому фанатам не стоит упускать возможности услышать их песни вживую, даже в таком непривычном формате.
Группа Mayhem — это икона норвежского блэка, который за последние несколько десятилетий выбрался из тотального андеграунда и стал общемировой культурной валютой. Тру-металисты до сих спорят о каноничности актуальных саунда и состава Mayhem, но одного у них точно не отнимешь: живьем они нарезают хтонический метал с таким упрямым задором, будто бы начали играть вместе от силы лет пять назад. На ближайших концертах музыканты исполнят песни с нового альбома «Daemon» — элегантного back to the roots с уместными вкраплениями электронной меланхолии.
Американская формация Five Finger Death Punch числится среди наиболее популярных тяжелых групп современности. Коллектив гитариста Золтана Батори выдает эталон пробивного среднетемпового пауэр-метала. В этих прямолинейных композициях нет особых экспериментов или концептуальной новизны; сюжеты в исполнении вокалиста Айвена Муди четко разделены между тестостероновыми боевиками и скорбными балладами. Зато в этих двух модусах Five Finger Death Punch практически не знают осечек.
Clockwork Times сочетают ударный хардкор-панк с воодушевляющими духовыми и эффектными заходами на территорию металла. Значительную часть аудитории группы составляют футбольные фанаты, причем вне клубной принадлежности. Отсюда и тематика главных хитов формации — «Самый лучший выезд», «Fair Play» и других. Важно понимать, что за два десятка лет на сцене Clockwork Times стали профессиональным коллективом, чьи участники ставят слэм, тяжелые рифы и дружеский угар выше политики и антагонизмов.
Вместе со своими музыкантами Саша Алмазова исполняет ничем не удивляющий глянцевый соул. Однако благодаря чувству стиля, харизме и неглупой лирике коллективу удается не скатиться в банальность — на фоне многих похожих соул-проектов у этой формации определенно есть свое лицо.
Oliver Hafenbauer и Orson Wells — франкфуртские диджеи и главные лица разменявшего третий десяток культового арт-клуба Robert Johnson. Первый обожает пространственные текстуры среднетемповой электроники, второй предпочитает более сосредоточенное, быстрое и сердитое техно, но оба могут запросто ввернуть в свои сеты и какую-нибудь неведомую экспериментальщину. Вместе с ними в «Газгольдере» сыграют самые заметные российские диджеи — от Vtgnike до резидента Roots United Александра Никитина (Hoopa).
В рамках точечного фестиваля новой музыки «Й» московский струнный квартет A&C столкнет двух российских композиторов — Сергея Невского и Кирилла Широкова. Невский старше, он, как и авангардисты ХХ века, в каждом жанре и составе инструментов ищет свои звуки и формы — и чаще всего у него получается неспокойная и богатая на события музыка с резкими динамическими перепадами. Широков, наоборот, скользит по границам восприятия и пишет сочинения, акустические события в которых лишь изредка показываются в протяженном времени. Редкий случай, когда поколения можно опознать чуть ли не по нескольким нотам.
Арсений Несатый по исполнительским меркам — фрешмен, но вообще-то в русском рэпе он давно. Будучи битмейкером, Saluki вместе с Фараоном и Boulevard Depo создавал Dead Dynasty, написал музыку к хиту «5 минут назад», а потом ушел из объединения и сам подошел к микрофону. Музыку Saluki легко назвать битмейкерским рэпом: он не столько про игру со словом, сколько про исследования звука и внимание к деталям. Кажется, Saluki точно должен понравиться слушателям Скриптонита.
Группа «Йорш» числится среди артистов, которые бойкотировали в прошлом году фестиваль «Нашествие» из-за стенда армии России. И неспроста — группа исполняет озлобленный и боевой панк с критикой царя, попов, вертухаев, захвата пенсий и так далее, большинство жителей России могут без труда сами продолжить этот список. В основе их музыки — агрессивный задор, который все-таки немного замедляется вниманием к тексту (здесь очевидно наследие русского рока), но именно бескомпромиссная лирика во многом объясняет успех этого проекта.
В клубе «Дом» планируется вечер мистической фолк-музыки. Формальные хедлайнеры мероприятия — коллектив Vril Jäger, авторы жутковатых композиций, где массивные гудящие дроны дополняются медным звоном перкуссии и наложениями апокалипсических голосов. Исполняют все это люди в масках и белых костюмах — то ли военных, то ли церемониальных. Формация Les Chasseurs de la Nuit делает ставку на готический синтезаторный ужас с романтическими и фольклорными корнями. Названный в честь кружка мучеников-антифашистов проект Die weisse Rose создает элегические баллады и декламации по мотивам реальных исторических событий. Также под вывеской By the Spirits прозвучат композиции польского дарк-барда Михаила Кравчука.
На внеплановую вечеринку Resonance едет Hendrik van Boetzelaer — обосновавшийся в Швейцарии диджей, промоутер и один из самых оригинальных техно-продюсеров современности. Под псевдонимом Opuswerk он чаще заходил на территории прогрессив-хауса, а на недавнем EP, изданном под собственным именем, пересадил на равномерные биты синтетический напор электро и акустические причуды IDM — словом, с чувством стиля у него полный порядок. Вместе с ним — обещают даже b2b — сыграют Kvarta и Никита Забелин.
В «Евгении Онегине» встретились все ингредиенты идеальной русской оперы: не просто классический, но еще и хорошо изложенный сюжет, мелодический дар Чайковского и его же талант сочинять как вкрадчивые драматические арии, так и пышные хоровые фрагменты в «русском стиле». Эту музыку стоит хоть раз послушать вне театра, а в абонементе «Оперные шедевры» для ее исполнения как раз собрались образцовые музыканты: лучшие солисты (включая латвийскую оперную диву Марину Ребеку), выдающийся хоровой ансамбль Intrada и Светлановский оркестр во главе с маэстро Василием Синайским, который работал в Большом театре и с «Онегиным» знаком не понаслышке.