Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
13 августа 2022

Гонки, кунг-фу и домашнее насилие: на какие кинопремьеры стоит сходить в горячем августе?

Арсений Омельченко
В прокате идет «Форсаж. Китайский дрифт» про азиатских гонщиков, а на следующей неделе выходит «Развод в стиле кунг-фу» про женщину, которая дает отпор абьюзеру с помощью боевых искусств. Рассказываем, почему эти премьеры нельзя пропустить.

У гоночной команды «Львы» после смерти ее основателя «Отца» Шена наступает черная полоса. Когда-то второй номер команды, Джет Сун (Винс Као) уже несколько лет выигрывает первые места за их конкурентов «Волков». А бывший чемпион Джефри Король Ли (Вань Фань) год от года сдает позиции. Также от команды уходят спонсоры, и единственный способ получить контракт с фирмой по производству женских прокладок — вывести на трек чемпионку по картингу Лили Лу (Ханна Куинливан). Но вот незадача: хорошо показавшая себя гонщица попадает в аварию и ближайшие три месяца пролежит с переломами. В отчаянии гонщики с директором команды А Шеном (Алан Ко) придумывают дерзкий план: хайпануть, посадив в машину бывшего одноклассника Лили — Джека Ту (Цао Юнин), чемпиона по виртуальным гоночным симуляторам.

Локализованное название фильма «Форсаж. Китайский дрифт» — чистая маркетинговая уловка. Никакого отношения к известной гоночной франшизе и к ее японской (третьей) части фильм не имеет. Как и к китайскому бесенку Нэчжа, хотя в некоторых странах название перевели как «Нэчжа. Бог дрифта». Зато в фильме есть отсылки к популярному японо-гонконгскому фильму «Экстремальные гонки» (2005) про доставщика тофу, гонявшего туда-сюда по горам и случайно ставшего крутым дрифтером.

«Форсаж. Китайский дрифт» построен на любопытной схеме двойной инклюзии. Сначала в суровый мир мужских гонок сценаристы впускают женщину. Разумеется, отношение к ней здесь несерьезное — персонажи то и дело подшучивают над ее чемпионством по картингу («Это же машинки для детишек!») и объясняют, что на треке ей только флагом махать. Но стоит ей доказать, что она способна соперничать с мужчинами на их поле, как авария выбивает ее из седла. И тут начинается второй виток инклюзии — теперь показать крутым гонщикам, на что он способен, предстоит субтильному пацану-геймеру, который вдобавок безумно влюблен в коллегу-гонщицу Лили, у которой на уме лишь победы да кубки.

Ближе к финалу безжалостная драматургия сводит их в борьбе за единственное место во второй машине «Львов» на треке. Тем временем в первой машине тоже все не слава богу. Врачи советуют «Королю» Ли завязывать с гонками и посвятить себя жене и дочке, а тот никак не хочет смириться с неумолимым ходом времени и уступить место лидера. Из-за этого они ссорятся с директором и сыном основателя команды «Львов» А Шеном, но после находят силы простить друг друга и вместе бороться за его наследие. Разумеется, в финале места в машинах должны занять двое влюбленных Джек и Лили (правда, для этого «Короля» придется отправить в кому после аварии). Их триумфу на гонках предшествует трогательная сцена, возможно, лучшая в фильме, где они вместе ведут одну машину (Лили тогда еще полностью не восстановилась после травм) под проливным дождем.

Однако, несмотря на излишнюю мелодраматичность, «Китайский дрифт» на поверку оказывается довольно сбалансированным и хорошо отлаженным кино, особенно, кажется, подходящим для похода в кино парочкам. Мальчиков, по идее, должен привлекать рев моторов и спорткары, девочек — лирика и любовные перипетии (а может, и совсем наоборот). Также в зале можно от души поболеть за «своих» — сильную женщину, талантливого геймера или самоотверженного трудоголика. Ну и конечно, получить свою дозу адреналина от круто поставленных автотрюков.

Путешествуя с друзьями, Омар (Рамзи Бедья) случайно встречает в глуши прекрасную и диковатую Зору (Сабрина Уазани), выучившую французский язык по фильмам о кунг-фу. Вскоре он привозит молодую жену в Париж. Та быстро встраивается в бурную жизнь мегаполиса, но вскоре Омар начинает проявлять чрезмерную ревность и поколачивать жену. Зора уже собирается порвать с ним, однако обнаруживает, что беременна — и ради дочери терпит унижения и побои еще шесть лет. Пока ее муж становится все более искусным манипулятором, она решает ответить ударом на удар и начинает тренировки по самообороне, а вскоре случайно встречает в школе дочери охранника, владеющего кунг-фу (Тиен Шу). Однако, чтобы дать отпор агрессору, придется подготовить не только тело, но и дух.

Французский режиссер Мабрук Эль Мехри больше всего известен фильмом «ЖКВД» — самоироничным псевдобайопиком про Жан-Клода Ван Дамма с ним же в главной роли. Спустя почти 15 лет он вновь возвращается к похожим постмодернистским приемам, используя жанр боевика, теперь уже с элементами кунг-фу, чтобы поговорить о наболевшем. Только вместо стареющей брутальной звезды в центре внимания хрупкая девушка, пытающаяся отстоять себя в суровом патриархальном мире.

Фильм «Kung Fu Zohra» показали на кинофестивале в Роттердаме, где он получил приз зрительского жюри VPRO Big Screen Award. А теперь он выходит в российский прокат под адаптированным названием «Развод в стиле кунг-фу», отсылающим к культовому фильму Стивена Чоу «Разборки в стиле кунг-фу». Чем-то этот жанровый мэшап напоминает дилогию «Убить Билла» Квентина Тарантино, страстного фаната гонконгских экшенов. Однако если тот искусно прятал семейную и производственную драму за широкой спиной брутального revenge movie, то «Зора» наоборот — использует кунг-фу-тропы, чтобы сгладить чересчур острые углы и эстетизировать реальное насилие, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни. Вместо привычной жанровой стилизации «Зора» заходит скорее на территорию магического реализма, где в обыденную жизнь героини потихоньку просачиваются фрагменты полусказочного мира мастеров кунг-фу, знакомого и близкого Зоре с детства — с гонконгскими боевиками тесно переплетены ее ранние воспоминания об отце. Что-то похожее делал Зак Снайдер в «Запрещенном приеме», но, как и Тарантино, боевиковая часть заботила его, пожалуй, немного больше драматической.

Эль Мехри же смещает центр тяжести в сторону драмы. Он довольно точно показывает, как маленькие и, казалось бы, незначительные эпизоды насилия потихоньку проникают в отношения, пускают корни и отравляют их недоверием, страхом и шантажом. Как жертва сама старается оправдать агрессора, убедить себя и окружающих, что все в порядке, и настойчиво отказывается от помощи. Как слабый и трусливый абьюзер в тщетных попытках сохранить иллюзию семейного благополучия постепенно превращается в искусного манипулятора, использующего широкий арсенал приемов, но главное — ребенка, которого он настраивает против жертвы.

В нескольких сценах режиссер под микроскопом изучает нюансы обстоятельств и обстановку, в которой происходит насилие, — не зря мастер кунг-фу требует от Зоры воссоздать в тренировочном зале ее кухню, а затем и всю квартиру, чтобы в следующий раз сами стены помогли защититься. Но главное — Эль Мехри фокусируется на том, какой долгий внутренний путь нужно пройти, чтобы научиться давать отпор.

Этот гордиев узел режиссер с иронией разрубает финальной десятиминутной дракой, которая, подобно буре, сметает все застарелые травмы, как бы вытесняя моральные — физическими. И хотя в жизни все обстоит куда сложнее, Эль Мехри без лишнего пафоса намекает, что порой главное — это решиться назвать черное черным, а белое белым и сделать тот самый главный первый шаг. Впрочем, если с драмой режиссеру все удалось, то боевиковые сцены присутствуют в фильме скорее для галочки. Несмотря на то что Сабрина Уазани потеет не меньше, чем когда-то Ума Турман, драки в фильме выглядят бледновато и не тянут на кино эпохи «Джона Уика». Притом что каскадеров и постановщиков боев в Париже хватает — взять хотя бы недавнюю работу Бенджамина Колусси над видеоигрой Sifu. Хотя даже ярые фанаты боевых искусств должны в итоге остаться благодарны Эль Мехри за то, что он делает еще один шаг к респектабилизации кунг-фу-боевика как нестыдного вида искусства и вместе с авторами «Всё везде и сразу», «Бумажных тигров» и «Кобра Кай» постепенно выводит экшен из давно ставшего для него тесным подполья.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все