Гонки, кунг-фу и домашнее насилие: на какие кинопремьеры стоит сходить в горячем августе?

13 августа 2022
Арсений Омельченко
13 августа 2022
В прокате идет «Форсаж. Китайский дрифт» про азиатских гонщиков, а на следующей неделе выходит «Развод в стиле кунг-фу» про женщину, которая дает отпор абьюзеру с помощью боевых искусств. Рассказываем, почему эти премьеры нельзя пропустить.
  • Спортивная мелодрама про женщин и геймеров в мире больших гонок

    У гоночной команды «Львы» после смерти ее основателя «Отца» Шена наступает черная полоса. Когда-то второй номер команды, Джет Сун (Винс Као) уже несколько лет выигрывает первые места за их конкурентов «Волков». А бывший чемпион Джефри Король Ли (Вань Фань) год от года сдает позиции. Также от команды уходят спонсоры, и единственный способ получить контракт с фирмой по производству женских прокладок — вывести на трек чемпионку по картингу Лили Лу (Ханна Куинливан). Но вот незадача: хорошо показавшая себя гонщица попадает в аварию и ближайшие три месяца пролежит с переломами. В отчаянии гонщики с директором команды А Шеном (Алан Ко) придумывают дерзкий план: хайпануть, посадив в машину бывшего одноклассника Лили — Джека Ту (Цао Юнин), чемпиона по виртуальным гоночным симуляторам.

    Локализованное название фильма «Форсаж. Китайский дрифт» — чистая маркетинговая уловка. Никакого отношения к известной гоночной франшизе и к ее японской (третьей) части фильм не имеет. Как и к китайскому бесенку Нэчжа, хотя в некоторых странах название перевели как «Нэчжа. Бог дрифта». Зато в фильме есть отсылки к популярному японо-гонконгскому фильму «Экстремальные гонки» (2005) про доставщика тофу, гонявшего туда-сюда по горам и случайно ставшего крутым дрифтером.

    «Форсаж. Китайский дрифт» построен на любопытной схеме двойной инклюзии. Сначала в суровый мир мужских гонок сценаристы впускают женщину. Разумеется, отношение к ней здесь несерьезное — персонажи то и дело подшучивают над ее чемпионством по картингу («Это же машинки для детишек!») и объясняют, что на треке ей только флагом махать. Но стоит ей доказать, что она способна соперничать с мужчинами на их поле, как авария выбивает ее из седла. И тут начинается второй виток инклюзии — теперь показать крутым гонщикам, на что он способен, предстоит субтильному пацану-геймеру, который вдобавок безумно влюблен в коллегу-гонщицу Лили, у которой на уме лишь победы да кубки.

    Ближе к финалу безжалостная драматургия сводит их в борьбе за единственное место во второй машине «Львов» на треке. Тем временем в первой машине тоже все не слава богу. Врачи советуют «Королю» Ли завязывать с гонками и посвятить себя жене и дочке, а тот никак не хочет смириться с неумолимым ходом времени и уступить место лидера. Из-за этого они ссорятся с директором и сыном основателя команды «Львов» А Шеном, но после находят силы простить друг друга и вместе бороться за его наследие. Разумеется, в финале места в машинах должны занять двое влюбленных Джек и Лили (правда, для этого «Короля» придется отправить в кому после аварии). Их триумфу на гонках предшествует трогательная сцена, возможно, лучшая в фильме, где они вместе ведут одну машину (Лили тогда еще полностью не восстановилась после травм) под проливным дождем.

    Однако, несмотря на излишнюю мелодраматичность, «Китайский дрифт» на поверку оказывается довольно сбалансированным и хорошо отлаженным кино, особенно, кажется, подходящим для похода в кино парочкам. Мальчиков, по идее, должен привлекать рев моторов и спорткары, девочек — лирика и любовные перипетии (а может, и совсем наоборот). Также в зале можно от души поболеть за «своих» — сильную женщину, талантливого геймера или самоотверженного трудоголика. Ну и конечно, получить свою дозу адреналина от круто поставленных автотрюков.

  • Лихой микс боевика и драмы на тему домашнего насилия

    Путешествуя с друзьями, Омар (Рамзи Бедья) случайно встречает в глуши прекрасную и диковатую Зору (Сабрина Уазани), выучившую французский язык по фильмам о кунг-фу. Вскоре он привозит молодую жену в Париж. Та быстро встраивается в бурную жизнь мегаполиса, но вскоре Омар начинает проявлять чрезмерную ревность и поколачивать жену. Зора уже собирается порвать с ним, однако обнаруживает, что беременна — и ради дочери терпит унижения и побои еще шесть лет. Пока ее муж становится все более искусным манипулятором, она решает ответить ударом на удар и начинает тренировки по самообороне, а вскоре случайно встречает в школе дочери охранника, владеющего кунг-фу (Тиен Шу). Однако, чтобы дать отпор агрессору, придется подготовить не только тело, но и дух.

    Французский режиссер Мабрук Эль Мехри больше всего известен фильмом «ЖКВД» — самоироничным псевдобайопиком про Жан-Клода Ван Дамма с ним же в главной роли. Спустя почти 15 лет он вновь возвращается к похожим постмодернистским приемам, используя жанр боевика, теперь уже с элементами кунг-фу, чтобы поговорить о наболевшем. Только вместо стареющей брутальной звезды в центре внимания хрупкая девушка, пытающаяся отстоять себя в суровом патриархальном мире.

    Филь «Kung Fu Zohra» показали на кинофестивале в Роттердаме, где он получил приз зрительского жюри VPRO Big Screen Award. А теперь он выходит в российский прокат под адаптированным названием «Развод в стиле кунг-фу», отсылающим к культовому фильму Стивена Чоу «Разборки в стиле кунг-фу». Чем-то этот жанровый мэшап напоминает дилогию «Убить Билла» Квентина Тарантино, страстного фаната гонконгских экшенов. Однако если тот искусно прятал семейную и производственную драму за широкой спиной брутального revenge movie, то «Зора» наоборот — использует кунг-фу-тропы, чтобы сгладить чересчур острые углы и эстетизировать реальное насилие, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни. Вместо привычной жанровой стилизации «Зора» заходит скорее на территорию магического реализма, где в обыденную жизнь героини потихоньку просачиваются фрагменты полусказочного мира мастеров кунг-фу, знакомого и близкого Зоре с детства — с гонконгскими боевиками тесно переплетены ее ранние воспоминания об отце. Что-то похожее делал Зак Снайдер в «Запрещенном приеме», но, как и Тарантино, боевиковая часть заботила его, пожалуй, немного больше драматической.

    Эль Мехри же смещает центр тяжести в сторону драмы. Он довольно точно показывает, как маленькие и, казалось бы, незначительные эпизоды насилия потихоньку проникают в отношения, пускают корни и отравляют их недоверием, страхом и шантажом. Как жертва сама старается оправдать агрессора, убедить себя и окружающих, что все в порядке, и настойчиво отказывается от помощи. Как слабый и трусливый абьюзер в тщетных попытках сохранить иллюзию семейного благополучия постепенно превращается в искусного манипулятора, использующего широкий арсенал приемов, но главное — ребенка, которого он настраивает против жертвы.

    В нескольких сценах режиссер под микроскопом изучает нюансы обстоятельств и обстановку, в которой происходит насилие, — не зря мастер кунг-фу требует от Зоры воссоздать в тренировочном зале ее кухню, а затем и всю квартиру, чтобы в следующий раз сами стены помогли защититься. Но главное — Эль Мехри фокусируется на том, какой долгий внутренний путь нужно пройти, чтобы научиться давать отпор.

    Этот гордиев узел режиссер с иронией разрубает финальной десятиминутной дракой, которая, подобно буре, сметает все застарелые травмы, как бы вытесняя моральные — физическими. И хотя в жизни все обстоит куда сложнее, Эль Мехри без лишнего пафоса намекает, что порой главное — это решиться назвать черное черным, а белое белым и сделать тот самый главный первый шаг. Впрочем, если с драмой режиссеру все удалось, то боевиковые сцены присутствуют в фильме скорее для галочки. Несмотря на то что Сабрина Уазани потеет не меньше, чем когда-то Ума Турман, драки в фильме выглядят бледновато и не тянут на кино эпохи «Джона Уика». Притом что каскадеров и постановщиков боев в Париже хватает — взять хотя бы недавнюю работу Бенджамина Колусси над видеоигрой Sifu. Хотя даже ярые фанаты боевых искусств должны в итоге остаться благодарны Эль Мехри за то, что он делает еще один шаг к респектабилизации кунг-фу-боевика как нестыдного вида искусства и вместе с авторами «Всё везде и сразу», «Бумажных тигров» и «Кобра Кай» постепенно выводит экшен из давно ставшего для него тесным подполья.

Гонки, кунг-фу и домашнее насилие: на какие кинопремьеры стоит сходить в горячем августе?
Гонки, кунг-фу и домашнее насилие: на какие кинопремьеры стоит сходить в горячем августе?
Гонки, кунг-фу и домашнее насилие: на какие кинопремьеры стоит сходить в горячем августе?
«Главное — твердость характера, а все страхи можно побороть». Подростки «Каскада» о своей выставке в Музее Москвы
«Главное — твердость характера, а все страхи можно побороть». Подростки «Каскада» о своей выставке в Музее Москвы
«Главное — твердость характера, а все страхи можно побороть». Подростки «Каскада» о своей выставке в Музее Москвы
10 фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
10
фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
10 фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость