Вплоть до последнего времени Booker являлся одним из наиболее ярких представителей объединения «Антихайп». Впрочем, «яркий» не совсем то слово — все-таки музыка Букера представляет собой мрачный, нигилистический рэп новой школы, главным допингом которого является алкоголь (не зря артист сравнивает себя с главным лирическим героем Чарльза Буковски). В плане ремесла здесь все на месте — качающие биты, складные куплеты, иногда смешные, но не раздражающие эдлибы, злая ирония и изобилие поп-культурных отсылок.
Пока абсолютное большинство российских классических музыкантов будет на майских каникулах, в Большом зале Консерватории стоит поймать всемирно известного израильского маэстро Даниеля Орена во главе оркестра «Новой оперы». Они исполнят очень плотную программу вместе с первоклассными солистками: молодая Дали Гуцериева сыграет в позднем Виолончельном концерте Элгара, а обладательница оперной «Грэмми» Екатерина Лехина споет сольную партию в кафкианской Четвертой симфонии Малера.
Наверное, самый интересный из трех представленных проектов — ни на что не похожая постхардкор-формация «ИБН». Свои экспрессивные мелодии группа разбавляет брек-битом, прямой бочкой, иступленными кульминациями, гулом духовых — в общем, экспериментирует и тасует приемы как ей заблагорассудится, при этом создавая убедительные рок-треки. Каскады неистового оглушительного звука, ранящие мелодии и невротизацию от беспредела вокруг по традиции продемонстрируют главные столичные нойз-панки JARS. Схожую интенсивность звука выдаст группа Eeva.
Rocket всегда предлагает чуть больше, чем обычный трэп: в его завораживающих мирах можно встретить пасмурные фортепианные аккорды, солнечный пляжный вайб, пронзительные струнные из японского аниме и много что еще. Тексты не менее эклектичны и работают как фантастические миражи с элементами клипов, готики, привычного рэп-хасла — все, чтобы передать нужный настрой: печальный, страдальческий или расслабленный. Виртуозная эмоциональная комбинаторика закономерно конвертируется в хиты.
Также уроженец Павлодара, Truwer звучит как прилежный дублер Скриптонита: похожие эффектные биты, вязкая агрессивная читка, изящество жизненной грубости и хасла в текстах. Это одновременно хорошо (против харизмы сказать нечего) и плохо — получится ли у артиста выйти за рамки своей ролевой модели? Пока что Truwer выглядит как виртуоз хитовых фитов — кроме Скриптонита с ним успели записаться 104, ATL, T-Fest и Недры (последний также должен появиться на концерте).
Акустическая гитара на альбомах Сергея Драгни дополняется светлым поп-роком. Главное в этой музыке — простые и душевные песни с «жизненными» историями, часто о любовном единстве противоположностей. Драгни выступает как «свой парень» — экстраверт, не мажор и не хаслер, средний по всем показателям харизматик, одинаково понятный слушателям Макса Коржа и фанатам группы Pizza. Впрочем, несмотря на некоторую предсказуемость тематики, тексты у Драгни получаются весьма замысловатые и увлекательные.
«Вышел покурить» представляет депрессивный извод новой школы — под дребезжание битов клауд-рэпа артист из Украины неторопливо зачитывает про гибель, безысходность и сладкую месть; названия его главных хитов говорят сами за себя — «Архив», «Умри», «Углекислый газ», «Никому не нужны». Здесь правят бал декаданс и подростковое упадничество — в строчках фрешмена повседневность оборачивается по-своему притягательной вселенной черной меланхолии, которая к тому же подкрепляется неплохим продюсированием.
Проект «эхопрокуренныхподъездов» во многом продолжает дело отцов русского экзистенциального рэпа из «Макулатуры». Это тоже страдальческий речитатив, где конъюнктура повседневности складывается в поистине невыносимую карусель человеческих страданий. Впрочем, форма ции нельзя отказать в оригинальности: если тексты «Макулатуры» чаще всего связаны с личными переживаниями участников, то сильная сторона «ЭПП» — хлесткие и лихо закрученные образы, поэтическое айкидо, правда, как правило, на одну заданную тему.
Продюсер Fjordwalker создает живописные электронные коллажи с терапевтическим потенциалом. Артист балансирует между умиротворяющими красотами эмбиента и мягким блеском чиллвейв-битов: их обрамляет светлая грусть из фортепиано и скрипок, пестрое мерцание глитчей и волны теплого обволакивающего звука. Повторяемость здесь является скорее достоинством — такая музыка может стать универсальным лекарством для снятия стресса. В итоге конечный результат получается ничем не хуже, чем у западных грандов подобной эстетики — Elivium, The Album Leaf, Arms and Sleepers и других.
Группа «Влажность» обыгрывает все привычные беспокойства современных подростков — они накладываются в их текстах на комплекс рок-звезды и желание произвести сильное впечатление: вот вам гимн секса и панка, вот речитатив от лица маньяка, вот типичная история неразделенной любви из серии «я всюду вижу твое лицо». Все вышеперечисленное разворачивается под громкую эклектику из панка, альтернативы, блюз-рока, а иногда и звучания современного мрачного рэпа в духе Boulevard Depo. Сцену с ними разделят «Касание» — очередная формация, пытающаяся схватить дух безвременья за счет синтеза эмо и ускоренного шугейза.
Коллектив «Ночной проспект» принято позиционировать как советских пионеров индастриала — действительно, в сети есть занятное видео конца 80-х, где группа с помощью жестких ударов электроники и истеричной скрипки озвучивает постановку Шекспира с Дмитрием Певцовым. На деле формация впитала в себя все основные тренды того времени. Авангардная электроника Kraftwerk, холодный постпанк, танцевальный и экспериментальный нью-вейв наложились у них на местную абсурдистскую традицию. К благозвучности группа «Ночной проспект» никогда не стремилась и по сей день остается в андеграунде (что, пожалуй, даже хорошо). В качестве саппорта — еще одни легенды перестроечной новой волны из группы «БИО».
Главное в отточенном и мечтательном инди-попе группы «Второй этаж поражает» — впечатляющее чувство стиля. Точные и мягкие гитарные мелодии, вкрадчивые барабанные партии, головокружительные крещендо синтезаторного звука — все здесь преисполнено невероятным лоском, в мерцании которого даже смерть кажется несерьезным и забавным приключением (см. трек «Профессиональная смерть»). Рекомендуется всем любителям Wild Nothing, Destroyer, Vampire Weekend, да и просто эталонно сделанного поп-звучания.
DenDerty (в миру Денис Бурашников) начинал с оглушительных минималистичных треков — бростепа и изобретательного хардкора, после чего продюсировал именитых артистов и многообещающих новичков — Little Big, ATL, «Молодость внутри» и других. В рамках сольного творчества он совмещает атмосферную вейв-электронику, размашистый брейкбит и меланхоличные отчеты о внутренних состояниях, кажется, схожих с чувствами многих его слушателей.
Изначально команда «Источник» создавала вполне предсказуемый нойз-поп — их можно было перепутать с группой «Пасош»; впрочем, вместо гимнов уходящей молодости формация делала акцент на более лиричной мечтательной атмосфере. Однако в последнее время группа отошла от своего изначального звучания: записала удачный трек с необычным проектом «Тима ищет свет» и выпустила экспериментальный альбом «Pop Trip» — авант-рок с нелинейными барочными замашками в стиле These New Puritans и свингующей психоделией а-ля King Krule. Женю Ефимову же можно поставить в ряд инди-рок-проектов с женской оптикой на романтические отношения — основными ориентирами здесь служат вышедшие из уральской сцены группы «Обе две» и «АлоэВера». Разве что в музыке Ефимовой нет резкого эмансипационного фона. Вместо этого — более вкрадчивый тон, сдержанность, камерные истории о любви с изящными мягкими аранжировками: довольно тонкие вещи, которые определенно стоит услышать.
Постметал-команда Wowod делает ставку на холодную красоту тяжелого звука. В их арсенале — величественные кульминации, замедленный темп с возможностью прочувствовать энергетику мелодических переплетений, завораживающее присутствие возвышенного: прекрасного и жуткого одновременно. Также на сцену поднимется близкая по духу команда Gena — с чуть более зашумленными и мечтательными треками.
В противовес глянцевым эстрадным форматам и нашествию девушек с гитарами и исповедями Александра Москалец создает лойфай-поп — дерзкий, броский, прочно западающий в память. До «Лютика» Москалец успела освоить все нужные навыки в электронной группе Sewage Sour. Ей определенно удается не завязнуть в одной клишированной интонации — простые акустические мелодии в ее треках чередуются с битами и рок-усилением, а представленные сюжеты рассказывают о нежности, алкогольных марафонах и желании проверить этот мир на прочность.
«Я тупой, но я не глупый», — читает фрешмен новой школы Lil Krystalll. В этот момент становится окончательно понятно, что творчество артиста из Риги и участника объединения «РНБ-клуб» строится на противоречиях и абсурдных антиномиях. Треки Lil Krystalll очень напоминают работы прошлогоднего хитмейкера Big Baby Tape, с которым он недавно записал дуэт «7 дней». Это расслабленный клауд-рэп с мощными басами и кодеиновой атмосферой — густое марево, в котором растворяются строчки о веществах и сучках, причудливые эдлибы, экзотический жаргон из русского интернета и американских гетто. Звучит все это настолько глючно, эффектно и невразумительно, что успешно ускользает от любой надежной локальной идентификации, — на выходе получается музыка из интернета и цифровых секвенсоров, которая все что угодно способна превратить в кислотную магму.
Mayot относится к плеяде героев новой школы трэпа, которые отказались от реальности в пользу глючных, фантастических миров и мощных аффектов. Конкурентные преимущества артиста из Тюмени — умение комбинировать примитивные клише и весьма остроумные панчи, а также мягкий и чувственный R’n’B-речитатив. Впрочем, агрессивные минималистичные вещи в его каталоге тоже присутствуют. На фитах — еще один звездный романтик Feduk, OG Buda, Thrill Pill и другие.
В нулевые группу «МультFильмы» было принято относить к бритпопу, но на самом деле она создавала музыку куда более интересную. Лидеру формации Егору Тимофееву удавалось наделять свои рок-песни необычной декадентской и мечтательной атмосферой, которая и по сей день выделяет коллектив среди многих выдохшихся героев нулевых. Впрочем, и сами «МультFильмы» на долгое время уходили в летаргический сон, чтобы уже во второй половине десятых вернуться с новыми силами и песнями.
Выпустив сво й первый альбом в 2017 году, Мари Краймбрери быстро достигла вершин новой поп-музыки — теперь стратегические фиты с ней записывают HammAli, Елка и Гуф. Девушка привлекла к себе внимание откровенными историями о современной любви — с пьяной руганью, палевом в инстаграме, игрой соблазна в шумных кальянных и клубах. По мере роста популярности уверенная поп-вокалистка Краймбрери начала развивать свой талант в сторону размашистых драматичных блокбастеров и более чувственных поэтичных треков. Впрочем, хулиганистая и напряженная правда жизни из ее песен никуда не уходит.
Среди заслуг Полины Гагариной — первое место в «Фабрике звезд» тех времен, когда шоу еще окончательно не скатилось известно куда, и второе место на «Евровидении» в 2015-м — тогда, когда его еще можно было обсуждать. Певица хоть номинально и принадлежала к числу эстрадных артистов, всегда выгодно среди них выделялась — не была замечена в скандалах, не гналась за дешевым хайпом, да и дорогу к сцене пролож ила самостоятельно, так что ее сегодняшний суперзвездный статус выглядит максимально заслуженно.
В Arbat Hall соберется весь цвет молодой рейв-сцены. В приоритете — мощный качающий хардбас, то есть русская версия хардкора с усиленными басами и настойчивой пульсацией прямой бочки. Хедлайнеры мероприятия «Дети Rave» совмещают такую музыку с хлесткими мемичными историями. Мукка, вторая звезда лайнапа, записал один из главных инди-хитов последней пары лет — драматичный трек «Девочка с каре». Другие композиции артиста также совмещают рок и электронику, атмосферу катастрофы и мощную пробивную энергетику. Брейкбит, чиптюн, панк и откровения из подростковой жизни выдает проект «Лида». Юношеской нервозностью и страстью к оглушительной электронике также отметился проект «Молодость внутри». Кроме того, с сетами выступят «Фрик-пати», «Панцушот» и другие.
Группу On-the-Go можно отнести к схлынувшей волне англоязычных инди-групп нулевых, что пытались повторить формулы успеха тогдашних фаворитов сайта Pitchfork (среди ее лидеров — стилисты из Pompeya и синти-поп-команда Tesla Boy). На этом пути коллектив претерпел несколько трансформаций: музыканты исполняли броский и динамичный рок, осваивали синтезаторы, экспериментировали со сдержанной нордической стилистикой. Сейчас, после нескольких лет молчания, формация перешла к более спокойному гитарному звучанию в стиле Real Estate и Wild Nothing. Ключевым нововведением состава является активное использование акустического попа.