Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой

20 мая 2022
Евгений Ткачёв
20 мая 2022
В кинотеатрах идет отличное «сандэнсовское» инди — фантастический триллер и абсурдистская комедия «Клон» Райли Стернса, в котором тяжело больная девушка заказывает себе на замену клона, а выздоровев оказывается вынуждена сражаться с ним за выживание. Рассказываем, чем хороша эта картина, которая, как и любая социальная фантастика, говорит не столько о будущем, сколько о нашем настоящем.
  • Карен Гиллан пытается убить своего клона

    Неопределенное будущее. Девушка по имени Сара (Карен Гиллан, «Стражи Галактики» и «Пороховой коктейль») не живет, а плывет по течению, не особо рефлексируя по поводу непростых взаимоотношений с мужем (Бьюла Коале) и еще более непростых отношений с матерью (Майя Паунио). Своей анемичностью она напоминает робота, и, кажется, ничто не способно вызвать у нее эмоции (для нее все рутина — в том числе просмотр порно и мастурбация), однако скоро этому придет конец. Сару в прямом смысле вывернет от такой жизни наизнанку: она проснется на заблеванной кровью простыне, а в клинике выяснится, что у нее какое-то смертельное заболевание, которое оставляет ей шанс в два процента на выздоровление. Там же, в клинике, ей предлагают оставить после себя клона, чтобы родные не так сильно печалились после ее смерти. Клон (Карен Гиллан), за исключением цвета глаз, оказывается точной копией Сары и потихоньку начинает ее вытеснять. Еще сильнее ситуация осложняется после того, как у Сары внезапно начинается ремиссия, а корпорация, производящая клонов, заявляет, что девушке теперь предстоит сразиться со своей двойницей на смертельной дуэли, потому что два идентичных человека не могут жить на этом свете. Сара идет к тренеру Тренту (Аарон Пол из «Во все тяжкие»), чтобы тот научил ее убивать людей.

    Это уже третий фильм Райли Стернса — многообещающего американского режиссера, который до этого выпустил фильмы «Изъяны» и «Искусство самообороны», причем последний выглядел так, будто каратешный сериал «Кобра Кай» переснял греческий абсурдист Йоргос Лантимос («Лобстер», «Убийство священного оленя»). Вообще у Стернса много общего с режиссерами из «новой странной греческой волны», а у «Клона» — с лантимосовскими «Альпами» (социальный гротеск, трансгрессия, беккетовский абсурд, перформативность), так что греки просто обязаны взять его в свой «парфенон». Отдельно хочется сказать про абсурд: в «Клоне» его так много, что он сам диктует способ существования актеров на экране. Артисты произносят реплики и исполняют свои роли с невозмутимостью, свойственной не психологическому, а перформативному театру — связано это главным образом с тем, что абсурд просто нельзя сыграть методом психологического реализма. А поскольку любая невозмутимость (особенно в комичной ситуации) вызывает смех, то «Клона» можно смотреть не только как фантастический триллер в духе «Черного зеркала», но и как абсурдистскую комедию про дивный новый мир.

    То, что этот новый дивный мир не только странный, но еще и страшный, становится понятно в самом начале фильма, когда эпизодический герой Тео Джеймса сражается со своим двойником на дуэли — к слову, оригинальное название картины хоть и пишется как Dual («дуальный, двойной»), но звучит так же, как Duel («дуэль»). И, несмотря на то что в фильме много горькой иронии, посвященной потребительству, неверно все же будет прочитать «Клона» только как «верхувенскую» сатиру на бессердечные корпорации и рекламу. Да, корпорации хотят нажиться на всем, даже на вашей смерти, но конфликт фильма спрятан гораздо глубже. Не зря в оригинале картина называется «Дуальный». Не целостность, а дуальность человеческой натуры, которая принимает аллегорическую форму двойника, — суть режиссерского интереса. Узнав смертельный диагноз, Сара никак не реагирует на него (чему сама сильно удивляется). Но чем дальше, тем сильнее в девушке начинают просыпаться эмоции. Особенно после разделения на оригинал и копию.

    У Сары появляется возможность увидеть и оценить себя со стороны. Не столько даже себя, сколько другую себя: двойница предпочитает иную еду, иную позу в сексе, и она худее оригинала. Надо ли говорить, что эта версия Сары больше нравится ее родным, чем сама Сара? Однако очевидно, что клон не просто другая личность, а другая часть личности Сары, с которой девушка намерена вступить в смертельную схватку. Почти половина фильма посвящена изнурительной подготовке к дуэли, которая все откладывается и откладывается, пока не превращается в набоковское «Событие». В конце нам становится понятно, что «Клон» — это история про принятие себя, принятие другой части себя в обществе, которое считает, что человек должен быть цельным и неделимым (отсюда и дуэли). Впрочем, даже когда все вроде бы встанет на свои места, окажется, что у Стернса припасено несколько тузов в рукаве: будьте уверены, финал вас удивит, потому что никогда нельзя до конца спрогнозировать ход действий режиссера. Стернс всегда на шаг впереди зрителей — это умение и делает его кино незабываемым. 

Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
19 кинопремьер мая
19
кинопремьер мая
19 кинопремьер мая
Помимо «Мира Дикого Запада»: семидесятническая фантастика и антиутопии, к которым еще не успели сделать ремейки
Помимо «Мира Дикого Запада»: семидесятническая фантастика и антиутопии, к которым еще не успели сделать ремейки
Помимо «Мира Дикого Запада»: семидесятническая фантастика и антиутопии, к которым еще не успели сделать ремейки
13 не самых очевидных боевиков из 90-х, на которых выросли миллениалы
13
не самых очевидных боевиков из 90-х, на которых выросли миллениалы
13 не самых очевидных боевиков из 90-х, на которых выросли миллениалы
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость