В программе вечеринки «Градиент» — лекции по истории музыки и работе в Ableton Live, а также музыкальная программа. Среди исполнителей — таинственный дроун-дуэт Ōphannīm, глубинный эмбиент-даб от проекта Iiney, мастер одного из первых электронных инструментов терменвокса (и правнук его создателя) Петр Термен. Кроме них сеты исполнят медиахудожники Andrew Sprrw & Nika aka Boi-Ke’, а также выступит дуэт поэтессы Alin McGrame и одного из наиболее продуктивных эмбиент-композиторов Петербурга Symphocat.
В Петербурге вновь собираются панки с уклоном в экстремальный агрессивный звук. В программе — создатели бронебойных и калечащих боевиков Convince, отлетевшие постхардкорщики Warbeat и «Гвоздодер», Riot Grrrl-панки на максималках Hanako. Воодушевляющий олдскульный дух обеспечит группировка Dismöral, а проект DÖDUI! порадует в хорошем смысле примитивным лоуфаем.
Омский дуэт «шумные и угрожающие выходки» продолжает линию так называемого экзистенциального рэпа, однажды запущенную «Ночными грузчиками» и «Макулатурой». Треки формации состоят из пасмурных и истеричных жизненных ужасов — их источником становится как положение в стране, так и индивидуальные акты трансгрессии. Позаимствованный от наиболее умного схожего проекта «Вертушка Газманова» чиптюн придает этим песням почти что танцевальную искру и динамику. Однако не стоит обманываться, под такую музыку можно только страдать — картинно, с ором и заламыванием рук. На разогреве — «Серф Позерс» и Tebestydno.
Дуэт поэтессы Айгель Гайсиной и лидера опытных электронщиков «Елочные игрушки» Ильи Барамии два года назад написал и эффектно экранизировал песню «Татарин» о нелегкой судьбе «ждули» в России. Она несколько неожиданно стала большим вирусным хитом, который принес группе просмотры, известность и площадки. Впрочем, дальше группа по пути расчетливого хитопроизводства не пошла. Их песни в основном звучат так: спотыкается бит, лаконично и сухо цокают синтезаторы — а на этом фоне Айгель поет о страшных вещах, происходящих за окном.
The Retuses сочиняли в начале десятилетия акустические песни нездешней стати — тихие и уютные, но пылкие и щемящие. Кроме своих текстов ровно по той же формуле лидер группы Михаил Родионов озвучивал стихи Серебряного века. Добившись локальной известности, группа вдруг резко пропала с радаров — и спустя шесть лет так же внезапно вернулась. За это время появилось целое поколение новых местных музыкантов, которые поют по-русски и вообще-то не про уют, а про ту самую боль, которой прозвали профильный фестиваль. Как поменялись The Retuses? С одной стороны, это все та же тихая печаль. С другой — это печаль расфокусированная, обернутая не только в акустику, но и в сбивчивую электронику. Примечательно, что шестилетнее отсутствие будто бы вообще не сказалось на позициях группы, — The Retuses успешно отыграли большой камбэк-концерт, а их новый альбом понравился читателям «Афиши» в первой половине года больше всех.
Вечеринка Pop Kids #12 представит группы с фиксацией на сильных чувствах и лабиринтах электрического гитарного звука. Эталонный потусторонний дрим-поп исполнит девичья группа «Акульи слезы». Также на сцену поднимется одна из самых диковинных и интересных команд независимой сцены — авторы нойз-попа с трагическим метамодернизмом, постиронией и ворохом глючных отсылок Almost Violence. Кроме них в программе — эмо от «сизрс», эмо-шугейз от групп «Тепло» и «Мелисса» и проникновенная меланхолия от слоукорщиков «Снель».
Всего за несколько лет ростовский коллектив Ssshhhiiittt! добился внушительной популярности, начал кататься с гастролями по России и уверенно претендует на статус новых рок-героев. Среди причин такого успеха талант создателя проекта Никиты Кислова просто и искренне рассказывать истории из жизни современных подростков, а также оригинальное звучание — помимо громкого нигилистического шума здесь можно услышать фортепиано, минималистичные партии гитары и барабанов, эмоциональные взвинченные соло. Так что если вы ищете более лиричную и спокойную альтернативу реактивному мачизму группы «Пасош», то, возможно, Ssshhhiiittt! — это именно то, что вам нужно.
Не дайте ввести себя в заблуждение: грим на лице разукрашенного татуировками человека с псевдонимом fake_trailers — это не устрашающий блэк-металлический корпспейнт, а маска мима (иногда его можно увидеть и в ярких клоунских цветах). Артист продолжает линию взлома и деконструкции поп-звука, которую начали Дин Блант, Джеймс Ферраро и Александр Гай Кук — его треки похожи на драматичный, чаще всего электронный пастиш из искореженных поп-формул и цитат. Где-то гуляет саксофонное эхо, семплы Linkin Park переходят в семплы Лил Пипа, включается грустная фортепианная мелодия, а после — лоуфайная мишура и кислотные помехи с надрывным пением в стиле «4 позиции Бруно» (есть пророки и в нашем отечестве). Ничего страшного тут не происходит, зато в этом кривом зеркале отлично отражается наша сегодняшняя реальность. Поддержку новому герою фрик-попа составят резидентки «Изича» Anit Levan и Монастырская.
Gigant Fest выглядит как идеальный сбор главных героев тинейджерской гитарной музыки. В качестве формальных хедлайнеров — две яркие девушки из поп-панк-группы «Кис-кис»: они с завидным упорством выдают мощные залпы гитарного звука вперемешку с откровениями о потраченной юности и непутевых ухажерах. Инди-героиня последних пары лет Гречка, как всегда, поделится проникновенными акустическими историями. Также в обойме фестиваля — школьная романтика в обрамлении пауэр-попа и чиптюна от команды «Папин олимпос» и душевный панк-рок от формации «Шоколадный торт».
Ghost Hippies — знаменитая (само собой, в узких кругах) позитивная слакер-рок-формация, по совместительству — флагманский проект объединения доброй гитарной музыки Saint Brooklynsburg Record Club. Коллектив исполняет небрежные и неторопливые лоуфай-песни где-то между фолком и роком. Считается, что основная миссия немного игрушечного мира Ghost Hippies — нести в мир дружелюбные вибрации. Тем интереснее находить в этой картинке трещины — как, например, в песне «Нет друзей», где фронтмен жалуется на плохую погоду и «черных нелегалов» в такси. На разогреве — группа «Цирк» и новый состав Кости Кайро «Дура».
На первый большой весенний рейв в Blank (сутки и восемь часов сверху) собрались примерно все: от космического электро-диджея Prisheletz и Hoopa из Roots United до андеграундного ветерана Ptzoid (будет играть лайвом) и донельзя аутентичного рейв-челябинца DJ 1985. От московского сообщества System 108 будут Bejenec и Евгений Машков, из местных молодых музыкантов стоит послушать выдумщиц Errortica и Maruwa и воздушную Anit Levan, а если хочется совсем экзотики — приезжайте на лайв Anunak, у которого старорежимный IDM встречается с британским гаражом и транс-музыкой.
Центральную вечеринку выходных в «Изиче» дают прямо перед Международным женским днем. Вечером тут будет московский энтузиаст винила, этники и натуральных грувов Лева Жицкий (Koyil), а к ночи эстафету подхватит москвичка София Родина, которая обожает громить танцполы непредсказуемыми жизнерадостными треками. Более темной эклектики стоит ждать от Tripinzen, а Exponent может и строгий техно-сет зарядить.
Эрмитаж основательно берется за наследие Рафаэля — на выставке будут представлены как работы самого уроженца Урбино, так и его прямых или косвенных последователей в диапазоне от Пуссена и Рубенса до Венецианова и Пикассо. Рафаэль во многом был путеводной звездой для, что называется, более «эстетской» традиции в живописи: сюда следует отнести и маньеризм, и барокко, и романтизм, и некоторые направления в модернизме. Не обойдется и без большой премьеры — демонстрации отреставрированных фресок школы Рафаэля.
Новая большая экспозиция в Мраморном дворце обращается к опыту поколения тридцатилетних петербургских художников (во много опостылевшее слово миллениалы — это про них). На выставке подчеркивается двойной характер многих работ молодых авторов: с одной стороны, постоянное внимание к внутреннему опыту, к проблемам саморепрезентации и постоянно ускользающей идентичности, а с другой — тщательные поиски новых форм, сочетания различных техник и медиумов. Трехмерные рисунки Беньковича и Фатхуллиной, нити вместо линий у Ахметгалиевой, цифровые технологии вместо кисти и масла у Егора Крафта, существование объектов между галереей и улицей у Владимира Абиха — это лишь ряд примеров таких поисков, которые одновременно являются часто тревожными и травматичными субъективными высказываниями.
Художница Марина Алексеева и композитор Владимир Раннев уже работали совместно над оперой «Проза», поставленной в московском «Электротеатре Станиславский». Их совместная тотальная инсталляция в Галерее Марины Гисич на Фонтанке — во многом продолжение того опыта и ранних экспериментов Алексеевой с лайтбоксами. Эти лайтбоксы, где соединяются разнообразные материалы — звук, свет и видео, как бы воссоздают детали современных апартаментов, а по сути демонстрируют всю гипертрофированность, консьюмеристскую чрезмерность и антиэкологичность повседневного быта, в котором мириады технических объектов окончательно вытесняют все человеческое и формируют свою реальность. В условиях социальной клаустрофобии и замкнутости жизни, ставших новой нормой во время пандемии, художественная рефлексия над минимальными деталями и внутренней логикой этой новой нормы обретает особенную актуальность.
40 лет назад в Ленинграде появился свой официальный рок-клуб, определивший впоследствии звучание и лирику переломной исторической эпохи — перестройки, краха СССР и рождения дикого российского капитализма. В Шереметьевском дворце — доме Музея музыки — отмечают круглую дату выставкой снимков Валентина Барановского — фоторепортера, бывшего непосредственным свидетелем развития рок-клуба и его ключевых фигур: Гребенщикова, Науменко, Цоя, Шевчука и других, хорошо всем известных имен. Кроме документальных кадров выставка включает в себя артефакты вроде гитары Вячеслава Бутусова, а также онлайн- и офлайн-программу об истории рок-клуба и состоянии жанра на текущий момент.
Календарь марки Pirelli в свое время был оплотом фешенебельного эротизма, однако со временем стал уходить от этого образа в более нейтральные и одновременно экспериментальные области. В Эрарте будут представлены снимки классического периода развития календаря — их авторами выступили такие иконы фешен-фотографии, как Хельмут Ньютон, Брюс Вебер, Карл Лагерфельд, Ричард Аведон и Энни Лейбовиц. Одновременно акцент будет сделан на 44-м выпуске 2017 года, созданном в привычном монохроме Петером Линдбергом, — он служит прекрасным примером эволюционного поворота знаменитого календаря.