Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
28 марта 2022

«Армия мертвецов» Зака Снайдера стала победителем «Оскара-2022» (только среди зрителей, а не киноакадемиков): чем так хорош этот зомби-боевик?

Василий Говердовский, Евгений Ткачёв
В Лос-Анджелесе прошла 94-я церемония вручения премии «Оскар». Победителем стала сандэновская инди-драма «CODA: Ребенок глухих родителей» Шан Хедер — откровенно среднее кино, которому дали награду по большей части за инклюзивный мэсседж, а не за художественные достоинства. Тем интереснее узнать, каков был выбор не киноакадемиков, а простых зрителей, голосовавших за популярный фильм в твиттере. Удивительно, но победил не «Человек-паук: Нет пути домой» и не новая «Золушка», а зомби-боевик «Армия мертвецов». И хотя статуэтка победителю вручена не будет, все равно эта награда говорит много о времени, в котором мы живем.
6.7

Василий Говердовский: «Красочный экшен в Лас-Вегасе от Зака Снайдера»

Одна неудачная авария в Вегасе приводит к зомби-эпидемии. После продолжительных военных действий город-казино огораживают гигантскими стенами, а для бывших его жителей устраивают лагеря поблизости. К ветерану зомби-войны — это не шутка автора, а официальное обозначение конфликта во вселенной фильма — Скотту (Дейв Баутиста) приходит миллиардер Танака (Хироюки Санада) с предложением: нужно пробраться в хранилище в Лас-Вегасе и вынести оттуда 200 млн долларов. Скотт набирает команду: свою боевую подругу (Ана де ла Регера), чудаковатого немецкого взломщика (Маттиас Швайгхефер), раскачанного доктора философии (Омари Хардвик), блогера (Рауль Кастильо), вертолетчицу (Тиг Нотаро, которую вклеили в постпродакшене) и мутного наемника Танаки (Гаррет Диллахант). Последними в отряд вписываются койот (Нора Арнезедер) и дочь Скотта (Элла Пернелл), переживающая за пропавшую подругу. «Грязной дюжине» нужно действовать быстро, пока оккупированный зомби Лас-Вегас не накрыли атомным взрывом.

Карьера Зака Снайдера — редкий пример турбулентного полета, который не только не закончился крушением, но и даже обрел некое подобие стабильности. У человека были победы («300 спартанцев»), относительные поражения («Запрещенный прием») и катастрофы (пересъемки «Лиги справедливости»), но в 2021-й режиссер влетел в прекрасной форме — с авторской версией «Лиги» и «Армией мертвецов». 

Снайдер называет свой новый фильм эскапистским развлечением, но даже здесь умудрился разбить аудиторию на два лагеря. Кому-то очень нравится, кому-то очень скучно. Тонкость в том, что это не развлечение в духе современных блокбастеров, которые все ближе и ближе подходят к ритму свайпинга тиктоков. Это практически слоубернер: по-настоящему действие начинает бежать лишь в финальные 30–40 минут, все остальное время Снайдер тратит на то, чтобы дать нарративу как следует набухнуть. «Армия мертвецов» — обстоятельный и в чем-то олдскульный зомби-боевик, в котором уважения к конвенциям жанра примерно поровну с желанием двинуть его вперед. 

Кто-то уже успел обвинить режиссера в нарциссизме, но шутка в том, что классического Снайдера тут как раз минимум; шутки про рапиды приберегите на следующий раз. Куда больше обычного в фильме внимания к героям: они тут сильно ярче, чем обычно ждешь от хоррора. Спасибо за это в первую очередь надо сказать актерам: из-за отчетливой харизмы каждого персонажи не сливаются в единую массу. Все в первую очередь отмечают медвежатника Дитера, но хорош и Баутиста в первой главной роли в блокбастере; поразительно, как человек такой комплекции может излучать столько нежности и хрупкости.

Еще одна интересная деталь — техническая. Это первый фильм Снайдера, снятый на цифру, и в связи с этим режиссер (и по совместительству впервые оператор) использовал объектив с расфокусировкой. Легкая дымка придает цифровой картинке аналоговую осязаемость (и, возможно, несколько дефектов). Это решение не каждому придется по духу, но оно выделяет «Армию мертвецов» в череде других блокбастеров.


Евгений Ткачёв: «Зак Снайдер возвращается к истокам»

В 2004 году Зак Снайдер дебютировал с бодрым ремейком ромеровского «Рассвета мертвецов», поэтому символично, что для дебюта на «Нетфликсе» он тоже выбрал зомби-боевик, правда, не простой, а обильно смешанный с фильмом-ограблением (занятный хай-концепт, до которого раньше никто не додумывался). По сюжету группа наемников должна проникнуть в захваченный ожившими мертвецами Лас-Вегас, чтобы выкрасть оттуда приличную сумму из сейфа, прежде чем город накроет термоядерным взрывом. «Армия мертвецов» не только оммаж фильмам Джеймса Кэмерона (помимо круто сваренной женщины, косплеющей Васкез из «Чужих», тут много постапокалиптических пустошей, как в «Терминаторах»), но и пеплумам, от которых Снайдер, кажется, без ума (см. также «300 спартанцев» и режиссерскую версию «Лиги справедливости», которая — особенно в ч/б — жутко похожа на фильмы в жанре «меча и сандалий»). Вообще действие «Армии» непроста происходит в Лас-Вегасе — империи порока, которая похожа на собирательный образ Римской империи: тут и небоскреб «Олимпус», и казино «Луксур», и две башни под названием «Содом» и «Гоморра», и пирамиды, и даже статуя Свободы. Снайдер как будто бы снимает свою версию «Падения Римской империи» (1964), прежде всего западной, ведь все, кто читал про нашествие варваров на Вечный город, знают, что это было похоже на настоящий зомби-апокалипсис, крах цивилизации. И вот Рим (Лас-Вегас) пал, однако из внешнего мира (скажем так, из Византии) в оккупированный варварами (зомби) город проникают несколько гладиаторов (наемников), чтобы ограбить местную казну с сокровищами (сейф с деньгами). То есть это «Грязная дюжина», но на пеплумных дрожжах — занятный стилистический эксперимент. Круто еще, что Снайдер не превращает зомби в пушечное место, а наделяет их мотивацией, очеловечивает. А также снова пытается закрыть гештальт, связанный с самоубийством дочери Отем, ведь в конечном счете «Армия» про то, как один облажавшейся отец (Дейв Баутиста) пытается спасти собственную дочь из кромешного ада.

Смотреть на Netflix

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все