Звезда немецкоязычной сцены Сюзанна Кеннеди хочет освободить чеховских сестер от несбывшейся тоски и предлагает изменить точку зрения: что, если время — это круг, и мы будем проживать каждый отдельный момент нашей жизни снова и снова? Для Ницше идея вечного возвращения означала, что многократное повторение утверждает произошедшее. Если б ы, следуя Ницше, мы бесконечно повторяли свою жизнь, стали бы мы принимать другие решения? Что нами руководит? Желание контролировать будущее или стремление к освобождению?
Режиссер спектакля Дмитрий Мелкин, синтезируя театр и современные медиа, создает поле новой цифровой чувственности. Здесь есть желания и намерения, сенсорная эйфория, бесконечный поток образов, триггеры, движение вперед и замедление. Человек будто застыл перед бездной на пороге очередной технологической революции. Проводником в мир переосмысления «Соляриса» станет виртуальный голосовой помощник. Оказавшись внутри специальных конструкций, воздействующих на человека посредством звука и света, посетители смогут получить уникальный чувственный опыт и услышать совершенно новые тексты, написанные нейросетью. Они создавались на основе отрывков из романа Станислава Лема, сценария к фильму «Солярис» Андрея Тарковского, рефлексии художника Павла Пепперштейна и адаптивного текста пьесы, которую увидят зрители спектакля.
Находясь над сценой, зрители смотрят вниз на песчаный пляж, заполненный загорающими людьми, мозаикой из полотенец, ярких купальников и игрушек. Перформанс-опера «Sun & Sea», созданная тремя литовскими художницами Ругиле Барзджюкайте, Вайвой Грайните и Линой Лапелите, визуальнно эффектно и иронично изображает острые проблемы, связанные с будущим планеты. В 2019 году на 58-й Венецианской биеннале проект был удостоен высшей награды — « Золотого льва».
«Буковски» поставил режиссер Антон Федоров, выпустивший в «Гоголь-центре» «Петровых в гриппе». Но если в «Петровых» зрители отправляются в странный и ностальгический мир российской хтони, то «Буковски» переносит их на окраину Лос-Анджелеса 1970-х. Федоров не пытается создать аутентичную и правдоподобную атмосферу того времени или перенести американские сюжеты в российскую действительность, но играет со стереотипами. Столкновение мифов и описанной Буковски реальности создает на сцене новый искаженный мир, в котором трудно понять, что смешно, а что страшно; что хорошо, а что плохо; что красиво, а что безобразно.
«Птица Феликс» осмысляет судьбу представителей одного из самых знатных княжеских родов России, а также их влияние на ход революции и другие знаковые события первой половины XX века. Реальные исторические факты жизни Феликса Юсупова стали отправной точкой для глубокого художественного исследования, поэтому пространство реального и фантастического в спектакле тесно переплетены между собой. Тема спектакля — это «фантомные боли» государства Российского, трагическая жестокость, вшитая в наш генетический и культурный код. Это попытка прикоснуться к полной противоречий отечественной истории, в которой величие соседствует с подлостью, созидание с разрушением, а любовь с ненавистью.
«Сосед» — это спектакль по пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко в жанре «разговоры», созданный режиссером Евгением Маленчевым вместе с композитором Кириллом Широковым. По словам постановщика, спектакль — это «игра с восприятием по определенным правилам, в которой нет очевидного сюжета, событий, конфликта, интриги, борьбы, но есть жизнь... где в незначительном происходит, возможно, самое значительное».
«Диалоги» – это шесть работ хореографов, определяющих настоящее и будущее танца. В программе – дуэт из балета шведского хореографа Матса Эка «Джульетта и Ромео», отрывки из балетов Эммы Портнер и Саши Вальц, а также работы легенд современного танца Иржи Килиана, Охада Нахарина и Кристал Пайт.
Выдержанный в минималистской стилистике продвинутого «нового театра», спектакль «5mm/h» представляет из себя диалог двух людей, которые проходят лечение в отделении химиотерапии. Диагноз дает героям возможность посмотреть на мир вокруг в изменившихся обстоятельствах, когда травма встраивается в опыт, а жизнь продолжается дальше.
Спектакль – лауреат «Золотой маски-2021» в номинации «Работа драматурга».
Пьеса Юлии Савиковской «Утечка» рассказывает о жизни после взрыва в (не)далеком будущем. Спектакль режиссера Александра Вартанова совмещает в себе элементы читки и аудио-визуального перформанса, в котором трансляция живого исполнения совмещается с звуковыми инсталляциями, фотографией и видео.