Москва
9 спектаклей для детей, в которых осмысляются исторические факты
Театр испокон века любил исторические сюжеты, в которых всегда есть место сильным личностям. Для юных зрителей, в первую очередь подростков, актеры способны сделать персонажей из учебника не скучными и не всегда понятными, а зримыми и живыми.
Алексей Гончаренко
13 января 2018

Первый в России документальный спектакль с куклами

В спектакле по одноименной повести Айтматова, действие которого происходит в том числе и в 1953 году, заняты не только актеры и куклы, но и подлинные музейные предметы коллекции, рассказывающей о ГУЛАГе. Кружка становится бочкой, в которой стирают белье, кожаный портфель превращается в вагон поезда. Куклы же, напротив, предельно похожи на людей с заработанными землистым цветом лица и морщинами, и они драматичны в своей статике, убедительны в монологах, сосредоточены в молитвах.

Фантастическая история о реальный войне

Кир Булычев написал рассказ о том, как человек из 1972 года по ошибке дозванивается в 1942-й. На том конце провода — девочка Нина. Театр кукол во всех подробностях воспроизводит интерьеры, в которых обустраивают свой нехитрый быт трогательные персонажи-марионетки, которые, несмотря на разницу в возрасте, положении и даже времени, спасают друг друга не только от голода, но и от одиночества.

Pop-up театр,
25 июня в 19:00

История современного успеха

Моноспектакль, созданный по мотивам интервью с Давидом Яном, который известен в том числе тем, что создал электронные словари и запустил в России флешмобы. Актер Максим Фомин от первого лица рассказывает, как герой поступал в физтех, как там учились и реально сходили с ума его однокурсники, как он заработал первые деньги, как изменилось его отношение к науке, как развивалась его компания и что на все это говорили его родители. Полезная информация для подростков, которым все это еще только предстоит, поданная в остроумной скупой форме современного театра, когда исполнитель на пустой сцене свободно общается со зрителями и со своими двойниками на экране.

Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать

Первая серия проекта «Слово и вещь» посвящена, конечно же, Пушкину. «Наше все» не только писал прозу и стихи, но получал за свою творческую работу гонорары, на которые должен был содержать жену, которая была не только красавицей, но и бесприданницей. Сколько стоила корова? Сколько километров лицеист без лошади проходил за учебный день? Сколько платили за главу «Евгения Онегина»? И важный финальный вопрос, на который не найти ответ никогда: что предпочтительнее, посмертная слава или прижизненное благополучие. Спектакль напоминает ток-шоу, каждый зритель может высказаться, что-то уточнить, а главное, радоваться ироничным актерским комментариям.

Путешествие во времени по самому запутанному театральному закулисью

На сцену театра, построенного в виде пятиконечной звезды, могут выезжать танки, а в одном из отдельных фойе может поместиться небольшой зал. Зрители пройдут по всему зданию и узнают его историю, которая точно отражает процессы в стране. Вместе с фронтовиками они спустятся в узкие катакомбы с низкими потолками, чуть не заблудятся на боковой лестнице после встречи с призраками и даже полежат на ковре, чтобы во всех подробностях с уникального, но единственно верного ракурса разглядеть на потолке как будто подвижное панно художника Дейнеки.

Национальный вопрос

Географические подробности истории, сюжет которой взят из реальности, не должны настроить зрителя на просмотр спектакля из «чужой жизни». Немецкий подросток попадает с классом на экскурсию в Освенцим, после чего отказывается говорить по-немецки и даже сжигает свой паспорт. С польским охранником средних лет они говорят по-английски, хотя оба не сильны в этом иностранном языке. Конечно, эта камерная постановка, решенная с помощью грифельных досок и мела, совсем не черно-белая по смыслу. Спектакль прежде всего о национальной самоидентификации. Почему я не хочу быть немцем? Что помнят поляки на генетическом уровне? Но главное, что зритель-подросток подумает и о том, что значит быть русским.

Политический детектив для умной молодежи

Западная Германия, 1974 год. Знаменитый канцлер, лидер социал-демократов Вилли Брандт задумывается о дальнейшей судьбе Берлинской стены, покаянно встает на колени в Варшаве и долго не замечает в своем окружении шпиона, Гюнтера Гийома. Эта постановка в первую очередь о политике ХХ века и немного о дружбе, в которой играют только мужчины во главе с сильным дуэтом Ильи Исаева и Петра Красилова.

История русской монархии своими словами

Рюрик и Иван Третий, Сусанин и Хан Батый и многие-многие другие стали героями довольно продолжительного спектакля в жанре сторителлинга. Здесь не важны костюмы, соответствующие эпохи, а декораций нет вовсе, все внимание сосредоточено на точке зрения актеров на исторические факты. Если говорить привычной школьной терминологией, то речь идет о роли личности в истории и о том, как частная жизнь выдающегося персонажа влияет на жизнь целого государства — и наоборот.

Пацифистская сказка о Великой Отечественной с куклами и кино

Домовой спасает маленькую девочку от верной смерти в блокадном Ленинграде и уходит на фронт в поисках мобилизованного отца семейства. Кукольный трамвай едет по улице из кинохроники, сброшенная с самолета бомба сокрушается, что не смогла достигнуть цели и увязла в песке, а персонифицированные персонажи Голод и Холод хоть и страшно, но неприкаянно бродят с саночками по темным улицам. В финале звучит песня «Лети лепесток» в исполнении группы «Сплин», в которой, словно заговор, повторяются слова «Никто не хочет войны».