Москва

9 новых вариаций девяностнических кинохитов

В прокате еще идет (но также доступен и на стриминге HBO Max) «Дьявол в деталях» — девяностнический не только по времени действия, но и по духу триллер Джона Ли Хэнкока про поиски маньяка, очень напоминающий «Семь» Дэвида Финчера. По такому случаю «Афиша» вспоминала еще несколько современных фильмов, похожих на девяностнические хиты.
Евгений Ткачёв, Арсений Омельченко, Максим Сухагузов
12 февраля 2021

боевик, драма, криминальный

Новая вариация «Ворона» и «Схватки»

Кристофер Нолан кажется и не скрывал, что при работе над «Темным рыцарем» вдохновлялся «Схваткой» Майкла Манна (так же, как при работе над «Доводом», он черпал вдохновение в «Кибере»). И правда, сиквел «Бэтмена: Начало» отличается от первой части эстетически (вместо желтых финчеровских светофильтров холодные синие тона), жанром (вместо гиперреалистического кинокомикса про тайный орден ниндзя криминальная и по большей части полицейская драма с ограблением банка) и, конечно же, центральным противостоянием (комиссар Гордон и Джокер тут примеряют на себя роли Аль Пачино и Роберта Де Ниро, а Бэтмен — роль топора из сказки про кашу из топора). Но еще «Темный рыцарь» также похож на культовый и очень мрачный девяностнический триллер «Ворон» Алекса Пройаса — не только размалеванной клоунской физиономией Джокера, но и тем, что в фильме персонаж Хита Леджера приходит на сходку гангстеров так же вальяжно и бесстрашно, как и трагический герой Брэндона Ли в «Вороне».

боевик, триллер, фэнтези

Новая вариация «Терминатора-1,2»

Когда Бог снова (после Всемирного потопа) разочаровался в людях, он послал легион своих ангелов, чтобы стереть человечество с лица планеты. Это не очень понравилось архангелу Михаилу (Пол Беттани), который сорвал свои крылья и десантировался на грешную лос-анджелесскую землю, чтобы затем в придорожной закусочной где-то в районе Нью-Мексико держать оборону в компании беременной девушки (Эдриенн Палики), ее приятелей (Лукас Блэк и Деннис Куэйд) и ждать рождения нового мессии. Из режиссера Скотта Стюарта не получился новый Джеймс Кэмерон, Джон Карпентер или Джордж Миллер, а жаль — все предпосылки к этому были. «Легион» — дурацкое, сердитое, дешевое и совершенно неотразимое среднебюджетное жанровое кино, которое берет не тонким вкусом, а наглостью и безудержным напором (в какой-то момент Стюарт, к счастью, совсем забывается и на голубом глазу просто начинает переснимать «Терминатора»). После у режиссера вышла не менее упоительная католическая антиутопия «Пастырь» с тем же Беттани, а у «Легиона» появился сериальный сиквел под названием «Доминион», но на этом все заглохло — что печально, ведь таких людей не хватает, которые умеют хорошо снимать плохие фильмы.

детектив, триллер, драма

Новая вариация «Криминального чтива»

О киноманстве Тарантино, который превратил синефилию из сектантства в универсальную религию, ходят легенды. И сравниться с ним в фанатичной любви к «важнейшему из искусств» могут немногие. Возможно, один из них — Деннис Хаук. После нескольких короткометражек в 2015-м ему наконец удалось снять и выпустить в ограниченный американский прокат полнометражный фильм. Впрочем, показанный на паре-тройке фестивалей «Слишком поздно» прошел мимо большинства радаров, а зря. Ведь у Хаука вышел очень крепкий и тонко сделанный неонуар, которому небольшой бюджет лишь придает обаяния. Фильм снят на 35-миллиметровую пленку и поделен на пять фрагментов по 22 минуты (стандартная длина бобины), снятых без видимых монтажных склеек, — как тебе такое, Тарантино? Каждая сцена — фрагмент истории о том, как частный детектив (Джон Хокс) разыскивает пропавшую юную красавицу (Кристал Рид). Причем сцены эти, как и в «Криминальном чтиве», расположены не в хронологическом порядке, так что финальный пазл зрителю придется сложить самостоятельно. Действие в фильме, разумеется, происходит в Голливуде — и кино здесь буквально на каждом шагу: его смотрят, показывают, обсуждают и высмеивают, да и сам сюжет фильма склеен из кусочков классики, как любительский микстейп. Впрочем, это формалистское пижонство не мешает Хауку рассказать неглупую, берущую за душу историю об одиночестве и потерянном времени. Да и с актерами он работать умеет. А Джон Хокс после недавнего «Преступления в маленьком городе» и вовсе застолбил за собой право называться главным героем неонуаров.

триллер, ужасы

Новая вариация «Одного дома»

Еще один хоррор, который идет в комплекте вместе с «Няней» и развивается по сценарию, что было бы, «если бы «Один дома» закончился кровожадным безумием». Смышленый школьник Люк (Леви Миллер) вместе с нянькой Эшли (Оливия ДеДжондж) остается без родителей на ночь — и из этого вырастает трюковая история про смерть и ловушки. Довольно, надо заметить, жестокая. В «Смотри по сторонам» еще больше моральной амбивалентности, чем в «Няне», а одним из центральных героев оказывается маньяк, который, очевидно, когда-нибудь вырастет в Майка Майерса (не комедийного актера, а злодея из «Хеллоуина»). В остальном же это довольно изобретательное кино, которое удивит вас не раз и не два. В том числе и кастингом: мать Люка играет Вирджиния Мэдсен, а его лучшего друга — Эд Оксенбульд, который снимался вместе с Оливией ДеДжондж в шьямалановском хорроре «Визит».

триллер, фантастика

Новая вариация «Звездного десанта»

После кассового успеха «Гоголя» продюсеры Валерий Федорович, Евгений Никишов и телеканал «ТВ-3» решили бросить режиссера Егора Баранова на один из самых дорогих и амбициозных проектов года — русский сайфай про кольцо таинственных врагов, сжимающееся вокруг отечества. Изначально «Аванпост» должен был состоять из двух фильмов, но в процессе работы пришлось менять планы и втискивать сценарий Ильи Куликова («Чернобыль: Зона отчуждения») в 2,5 часа (затем авторы правда все же решили выпустить сериальную версию). По сюжету в недалеком будущем большая часть Земли внезапно погрузилась во мрак. Связь пропала со странами и целыми континентами, кроме небольшого «круга жизни» — центральной части России и Восточной Европы. На границах карантинной зоны пришлось наскоро соорудить несколько аванпостов, бойцы которых вскоре выяснят, что люди и животные там не погибли, а превратились в зомби, подчиняющиеся воле существ явно внеземного происхождения. В центре истории в основном военные — в частности, двое друзей-десантников — Олег (Алексей Чадов) и бывший таксист Юра (Петр Федоров), которых на войну привели очень разные устремления и судьбы. Конфликт между ними, а также борьба землян за независимость и свободу воли образуют хребет фильма, на который создатели картины взвалили, кажется, совершенно непосильный груз. Попытка склеить стройную и захватывающую историю из кусочков, косплеющих «Обитель зла», «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес», «Бегущего по лезвию 2049», «Прометея» и, разумеется, «Звездный десант», не слишком удалась — фильм вышел достаточно сумбурным. Зато по части экшена лента Баранова даст сто очков вперед всем отечественным картинам: бои в «Аванпосте» быстрые, грязные и злые, сделанные без лишнего пафоса, натужного слоу-мо и с отдачей в плечо.

боевик, ужасы

Новая вариация «От заката до рассвета»

В богом забытом городе большой популярностью пользуется наркотик под названием «хайп». Девушка по прозвищу Ящерица (Сьерра МакКормик) крадет большую партию «хайпа» у местного наркобарыги (Трэвис Хаммер) и скрывается в баре у круто сваренного героя Стивена Лэнга, у которого за стойкой штаны просиживают друзья, те самые ветераны зарубежных войн, плюс Мартин Коув из «Кобры Кай» и недавно дембельнувшийся молодой черный солдат (Том Уилльямсон). Посовещавшись, мужики решают не выдавать девушку — и до последнего держать оборону против разъяренной толпы наркоманов-зомби. Как и Квентин Тарантино, юное дарование Джо Бегос собирает «VFW» из сотен любимых фильмов с любимыми актерами, которые теперь играют и у него: с Дэвидом Патриком Келли («Воины»), Уилльямом Сэдлером («Байки из склепа: Рыцарь-дьявол») и Фредом Уилльямсоном («От заката до рассвета»). В «Ветеранах зарубежных войн» есть оммажи ко всем этим картинам, но несущая конструкция ленты — это все-таки «Рио-Браво» (хотя по тому, как настойчиво за кадром звучит карпентеркор, есть веские причины предполагать, что этот классический вестерн просочился в сознание Бегоса через его неофициальный ремейк — «Нападение на 13-й участок»). Отметим, что экшен в «VFW» снят виртуозно, с выдумкой, огоньком и почтением к классике: на такое отвязное членовредительство можно любоваться от заката до рассвета.

триллер

Новая вариация «Попутчика» и «С меня хватит!»

Старомодная социальная страшилка от режиссера Деррика Борте, больше всего известного по сатирической комедии «Семейка Джонсов» с Деми Мур и Дэвидом Духовны. На этот раз он решил посмотреть на проблемы нашего порочного времени с серьезной миной, а в качестве «продающей звезды» в фильм взяли слегка поистершегося Расселла Кроу в необычном амплуа слетевшего с катушек маньяка-реднека. Также фильм прославился тем, что этим летом стал одной из первых ласточек возрождающегося после первой волны пандемии кинопроката (что, впрочем, не сильно помогло ему окупиться). В центре сюжета молодая одинокая мама Рейчел (Карен Писториус), погрязшая в миллионе бытовых проблем и вечно везде опаздывающая. Однажды жарким летним днем она, продираясь с ребенком сквозь пробки в школу, посигналила зазевавшемуся впереди водителю. И все бы ничего, но за рулем машины оказался конченый психопат (Расселл Кроу), этакая помесь Джона Райдера и Уилльяма Фостера, который выбрал невежливую водительницу объектом своей мести всему миру. «Неистовый» — классический урбанистический триллер в духе «С меня хватит!», основанный на тезисе, что темп жизни мегаполиса и постоянные стрессы делают людей все злее (хотя наука уже полвека твердит об обратном). При этом иного ответа герою Кроу, кроме все того же насилия, авторы фильма так и не сочинили. Но удержать зрителя в напряжении на полтора часа картине удается, а кому-то после просмотра, возможно, даже захочется денек пожить по заветам кота Леопольда.

боевик, фэнтези

Новая вариация «Хищника» и «Смертельной битвы»

Очередная крепкая «бэха» от Димитри Логотетиса, возродившего до этого франшизу «Кикбоксер», в которой постаревший (а во второй части уже ослепший) Жан-Клод Ван Дамм учил уму-разуму нового конкурента Скотта Эдкинса — Алена Мусси. Он же играет главную роль и здесь. Компанию ему на этот раз составляют тайский самородок Тони Джаа, любящий помахать кулаками Фрэнк Грилло, спортсменка и просто красавица Джуджу Чань и всеядный, не умеющий отказывать Николас Кейдж, который в последние годы готов вписаться, кажется, в любую движуху. По сюжету, ловко спаривающему «Хищника» со «Смертельной битвой», раз в шесть лет на Землю прибывает таинственный гость из иных миров, которого должны ожидать несколько самых отмороженных земных бойцов-смертников, иначе месть его будет страшна. В этот раз ребята готовы дать инопланетному гостю настоящий бой. Однако для начала главному герою, как водится, придется потерять для мотивации пару-тройку верных товарищей и родственников. «Джиу-джитсу» даже не пытается прикидываться хорошим фильмом и долго запрягает (для экономии времени и бюджета многие переходы между сценами вообще заменены комиксами). Большую часть фильма составляют разнообразные побоища — сначала с толпами статистов, затем с инопланетным громилой в суперкостюме. Бои поставлены сносно, но без выдумки и шика, зато сняты довольно прилично с модными длинными планами, а в паре мест даже FP-камерой. Так что для любителей честного и бесхитростного экшена это самое то!

триллер, драма, криминальный

Новая вариация «Семи»

В Лос-Анджелесе 1990 года снова орудует серийный убийца, поэтому заехавший по делам в город полицейский Джо «Дик» Дикон (Дензел Вашингтон), в прошлом звезда сыска, соглашается помочь нынешней звезде сыска, детективу-сержанту Джиму Бакстеру (Рами Малек) в расследовании убийств, которое выведет их на очень подозрительного типа по имени Альберт Спарма (Джаред Лето).  Малек с зализанными лаком волосами тут жутко похож на спецагента ФБР Дейла Купера, Лето с длинными локонами и бородой — на Чарлза Мэнсона (у него еще обнаружится книга «Helter Skelter») и только Дензел Вашингтон с белозубой улыбкой похож на самого себя. Дикон (или, если угодно, дьякон) — ключевой персонаж этой горькой, пропитанной христианскими метафорами истории, которому предстоит отпустить грехи — себе и тому парню. «Дьявол в деталях» очень похож на фильм «Семь» (хотя был написан до него) не только по вайбу и центральному дуэту персонажей (черному и белому копам), но и по структуре и, конечно, финалу (в конце будет кое-что не менее изощренное, чем голова в коробке). Визуально все это, разумеется, выглядит вторично не только по отношению к шедевру Дэвида Финчера, но и уже к «Настоящему детективу» (из которого, а не только из «Твин Пикса», вырос сериал-антология Ника Пиццолатто). Это старомодное, архаичное, местами нудноватое, но внимательное к деталям кино, которое, кажется, не способно удивить даже финальным твистом (нам всю дорогу так настойчиво показывают белый крест на возвышении, что догадаться, к чему катится дело, не так уж и сложно), но которое способно подарить драгоценные минуты радости всем поклонникам мрачного девяностнического дискурса.