Москва
31 января 2022

5 захватывающих фильмов про женщин, которые противостоят ударам судьбы

Евгений Ткачёв
На одном региональном показе «События», которое идет сейчас в прокате, зрительница сказала то ли своему мужу, то ли другу: «Это очень женское кино». Под словом «женское» она, очевидно, имела в виду физиологичное. Что же, режиссерка Одри Диван и не скрывает, что снимала боди-хоррор про аборт. Вообще в современном женском кино много физиологии, но в этом нет ничего удивительного. Долгое время многие темы (тот же аборт) были табуированы, поэтому совершенно понятен интерес кинематографисток к изображению женского тела на экране. Впрочем, одной физиологией дело не ограничивается. Режиссерки, сценаристки и актрисы берутся за самые разные истории в самых разных (подчас брутальных) жанрах, чтобы доказать: женское — это не что-то нишевое, а универсальное. «Афиша» нашла пять свежих фильмов, которые показывают это наиболее ярко.
Незнакомая дочь
2021, Драма
Режиссерский дебют Мэгги Джилленхол по книге Элены Ферранте

Наверное, от режиссерского дебюта Мэгги Джилленхол, звезды будоражащей «Секретарши», стоило ждать такое же волнующее кино, как садомазодрама Стивена Шейнберга. А то, что актриса готова стать режиссеркой, стало понятно уже по сериалу «Двойка» Дэвида Саймона, в котором она сыграла бывшую секс-работницу, начавшую снимать феминистское порно. Для своего дебюта Джилленхол выбрала роман Элены Ферранте, который превратила в сценарий (за него она получила «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля 2021 года). В центре истории — возрастная профессорка сравнительного литературоведения Леда (Оливия Колман), которая приезжает отдохнуть на греческий остров, но на пляже натыкается на большую и шумную семью местных полубандитов. Взгляд Леды цепляется за красивую трофейную жену Нину (Дакота Джонсон), ее маленькую дочь и куклу. Когда девочка пропадет, Леда украдет ее куклу и станет нянчиться с ней, как с ребенком. Поводом тому послужат неприятные воспоминания из прошлого женщины.

Несмотря на то что жанр «Незнакомой» (в оригинале — «Пропавшей дочери») обозначен как психологическая драма, фильм можно охарактеризовать и как триллер. Джилленхол нагнетает саспенс буквально на пустом месте и выстраивает удушающую атмосферу, поэтому неудивительно, что в фильме (для снятия напряжения) так часто идет дождь. У «Незнакомой дочери» очень много общего с «Что-то не так с Кевином» Линн Рэмзи — и дело не только в послеродовой депрессии главной героини, но и в ее, кажется, фундаментальном нежелании становиться матерью. Джилленхол очень неспешно вступает на эту взрывоопасную территорию, предпочитая сначала раскрыть перед нами внутренний мир Леды — умной интровертки (возможно, социофобки), где-то немного снобки, которая в прямом и переносном смысле боится запачкаться (и которую, очевидно, пугает жизнь в ее непроглядных проявлениях: см. сцену с ночным насекомым на подушке или, например, с гопниками в кинотеатре). Леда похожа не столько на древнегреческую героиню, бывшую олицетворением материнства и женственности, сколько на паучиху, которая плетет свою сеть и не хочет выбираться из собственного кокона. Однако встреча с Ниной изменит все. В ней она увидит отражение себя в молодости (Джесси Бакли).

Сила фильма в том, что Джилленхол ничего не говорит прямым текстом, она все время отделывается полунамеками, давая возможность зрителям самим в голове выстроить историю (хотя, очевидно, что режиссерка разобрала с Колман ее роль от и до). Из-за этого в «Незнакомой дочери» остается загадка, которая делает фильм больше, чем сумма его частей. И, конечно же, в этом кино важен взгляд. Это очень женский взгляд. Тот самый female gaze, который здесь приобретает чрезвычайно трансгрессивный оттенок, но и в этом тоже нет ничего удивительного. Нет гендерно окрашенных жанров. Женщины хотят снимать не утешительные мелодрамы и романтические комедии, а хорроры, триллеры, боевики и хардкорные драмы.

Смотреть на Netflix

Без особых примет
2019, Драма
Ужас, царящий на границе с Мексикой

У простой мексиканской женщины Магдалены (Мерседес Эрнандес) сын Хесус (Хуан Хесус Варела) вместе с другом уезжает на заработки в США. Спустя три года находят тело друга, а сам Хесус числится пропавшим без вести. Тогда Магдалена отправляется на поиски своего ребенка, в ходе которых познакомится с депортированным из Америки парнем по имени Мигель (Давид Ильескас), наоборот, ищущим родителей. Если бы это была утешительная оскароносная драма, то Магдалена обрела бы в Мигеле сына, а он в ней — мать. Но этого не произойдет, потому что их совместный путь обернется путешествием в самое сердце приграничной тьмы.

Британская газета The Guardian уже успела окрестить «Без особых примет» социально-реалистическим фолк-хоррором — и лучшего жанрового определения для этого скромного, но жуткого фильма Фернандо Валадеса (режиссер) и Астрид Рондеро (сценаристка) придумать сложно. Все дело в том, что картина снята в квазидокументальной манере, которая сразу настраивает на реалистический лад. Меж тем в ней иногда творится такая чертовщина, что даже бывалого зрителя может взять оторопь. Отчасти это связано с религиозным вайбом, разлитым по всей Мексике (где вы еще найдете страну, где каждого второго ребенка называют Хесусом, то есть Иисусом?), верой мексиканцев в чудеса — верой не только в Бога, но и дьявола. Вот и Магдалена (названная так, разумеется, не случайно) во время своих странствий встретится с настоящим злом — правда, оно будет иметь не дьявольский, а вполне себе человеческий облик, потому что нет на земле зверя страшнее, чем человек. В итоге социальный комментарий, посвященный проблеме мигрантов, оказывается важным, но не единственным содержанием этой страшной и удивительной картины, которая в финале, повинуясь повороту винта, переходит из бытового в метафизическое измерение, а все метафизическое живет дольше бытового. Поэтому есть надежда, что этот фильм проживет дольше, чем масса не очень талантливых и конъюнктурных драм на ту же тему.

Смотреть на Amazon Prime

Непрощенная
2021, Драма
Мрачная драма об искуплении с Сандрой Баллок

Полнометражный ремейк британского мини-сериала, который немка Нора Фингшайдт поставила с голливудской звездой Сандрой Баллок («Нетфликс» объединяет!). Баллок играет Рут Слейтер, вышедшую спустя 20 лет из тюрьмы женщину, которая отсидела за убийство полицейского, а теперь пытается (безуспешно, впрочем) влиться в социум. На воле Рут устраивается сразу на две работы — рыбную фабрику (для заработка) и столяром (для души), — постоянно отчитывается перед офицером по надзору (Роб Морган), заводит дружбу с усатым заботливым коллегой (Джон Бернтал) и пытается найти свою родную сестру (Эшлинг Франчози), которую в пятилетнем возрасте удочерила интеллигентная семейная пара (Ричард Томас и Линда Эмонд). В этом ей помогает сердобольный юрист Джон Инграм (Винсент Д’Онофрио), который со строгой женой (Виола Дэвис) и двумя сыновьями теперь живет в доме, который раньше принадлежал Рут.

Как видно из этого короткого пересказа, «Непрощенная» — густонаселенное кино, а мы еще не упомянули про двух братьев (Уилл Пуллен и Том Гири), сыновьях того самого убитого полицейского, которые хотят отомстить Рут. Обилие сюжетных арок персонажей объясняется телевизионными корнями фильма, ведь в сериалах на их раскрытие дается больше времени. Однако не стоит думать, что картина Фингшайдт страдает от недосказанности: оригинальное шоу идет два с половиной часа и всего на двадцать минут длиннее полнометражного ремейка, так что каждый герой в фильме сыграет свою роль. Впрочем, у всех этих персонажей одно предназначение: они работают на раскрытие образа Рут. Необходимо сказать, что Сандра Баллок чрезвычайно хороша в этой роли. Она не боится выглядеть плохо и проходит через все круги посттюремного ада, а Фингшайдт демонстрирует их с особым смаком. Вообще все сцены, показывающие, как Рут тщетно пытается адаптироваться к жизни на воле, сделаны блестяще. Система безжалостна к бывшим заключенным, и с этим надо что-то делать (скажем, в России центры занятости начали специализированно работать с бывшими заключенными только с прошлого года). И пока Фингшайдт разрабатывает эту тему, она чувствует себя как рыба в воде, это ее стихия (предыдущим фильмом постановщицы была «Разрушительница системы» с громко кричащей Хеленой Ценгель, там системе тоже ставилась двойка). Однако «Непрощенная» не только социальный реализм (или, как его еще называют, «реализм кухонной раковины»), но и детективный триллер, поэтому во второй половине картины маховик сюжета начнет раскручиваться с невиданной быстротой, и на смену суровому гиперреализму придет дурная интрига (которая была и в сериале) и слезоточивый финал, от паточности которого хочется зажмуриться. Выяснится, что главная жертва в этом кино сама Рут и что это история не про искупление, а про один несчастный случай, который сломал женщине всю жизнь. И что горькая семейная мелодрама в этом фильме обнуляет все остросоциальное высказывание.

Смотреть на Netflix

Удары
2021, Драма
Боец MMA пытается вернуться в строй и наладить отношения с брошенным сыном. Режиссерский дебют Халле Берри

Еще одна социально-реалистическая драма — на сей раз про миксфайтершу Джеки Джастис (Халле Берри), у которой во время судьбоносного боя случилась паническая атака, после чего она ушла из большого спорта. Теперь Джеки страдает от алкоголизма и живет с менеджером-абьюзером (Эдан Канто). Но вот однажды он приводит ее на подпольные бои без правил, где в Джеки просыпаются старые навыки и инстинкты. Отметелив одну из самых свирепых спортсменок, она получает предложение вернуться в MMA и UFC. Неожиданно выясняется, что ее бывший парень, на которого она оставила своего сына Мэнни (Дэнни Бойд-мл.), умер, поэтому теперь ей самой предстоит заботиться о ребенке. Стиснув зубы, Джеки приступает к тренировкам под руководством мудрой тренерши Буддакан (Шейла Атим), пытаясь преуспеть как на ринге, так и на материнском фронте.

Режиссерский дебют Халле Берри не способен удивить сюжетом (таких спортивных драм мы видели тысячи), но постановщица и исполнительница главной роли работает на износ, что, безусловно, подкупает. При самом поверхностном сравнении это как бы фем-версия «Рокки» — человек, которому есть что доказывать, упорно идет к своей цели, снося не только удары на ринге, но и удары судьбы. Конечно, важное отличие, что эта история рассказана от лица женщины, а не мужчины (сценаристка тоже женщина — Мишель Розенфарб). Почему это кино не способно стать таким же хитом, как «Рокки»? Все просто: оно неидеально. Картина почти целиком и полностью состоит из жанровых клише, которые благодаря таланту Берри неспешно, но начинают работать, однако режиссерке пока не хватает ремесленных навыков, чтобы заставить их работать в полную силу. Из минусов: не самый оправданный хронометраж в два с лишним часа. Очевидно, он был продиктован тем, что Берри хотела впустить в фильм больше жизни, подробнее раскрыть персонажей и взаимоотношения между ними. Однако вместо этого сюжет часто топчется на месте, а такая продолжительность работает против фильма, которому не хватает собранности, как поначалу и главной героине. Впрочем, финальный бой героини Берри с реальной представительницей смешанных единоборств Валентиной Шевченко поставлен настолько блестяще, что заставляет забыть о мелких режиссерских огрехах. А сам фильм заставляет задуматься вот о чем: когда-то голливудский соцреализм был чем-то диковинным (в качестве исключения на ум приходит только «Восьмая миля» с Эминемом), но на фоне большого левого поворота, что происходит сейчас на Западе, он потихоньку превратился в мейнстрим. На том же «Нетфликсе» появляется все больше фильмов про представителей рабочего класса, осужденных и бойцов. Так что немудрено, что скоро неофициальным слоганом стриминга станет фраза: кинематографисты всех стран, соединяйтесь!

Смотреть на Netflix

Глоток воздуха
2021, Драма
Семейная драма про ужасы материнства

Когда кино начинается с дисклеймера «Этот фильм может негативно влиять на людей с депрессией и нервными расстройствами, сморите его с осторожностью», ожидаешь увидеть лютую жесть (вот бы кто-нибудь в свое время снабдил «Реквием по мечте» таким же предупреждением!). Однако «Глоток воздуха» оказывается не так страшен, как рисует взбудораженное воображение. Хотя, не будем скрывать, это чрезвычайно депрессивное кино, тематически перекликающееся с «Незнакомой дочерью», потому что оно тоже рассказывает про послеродовую депрессию, но во времена, когда еще и термина такого не было. На дворе 1995 год, детская писательница Джули Дэвис (как всегда, восхитительная Аманда Сейфрид) живет в счастливом браке с мужем Итаном (Финн Уиттрок) и растит годовалого сына Тедди. Однако с женщиной что-то не так, она и сама это понимает, а остальные поймут, когда Джули попытается покончить с собой в ванной комнате.

«Глоток воздуха» — кино не просто авторское, но очень личное. Это автоэкранизация романа Эми Коппельман, которая во время работы над фильмом выступила и сценаристкой, и режиссеркой. Формально это драма, но по сути хоррор в духе «Ребенка Розмари» (когда Джули забеременеет вторым ребенком, сходство станет совсем очевидным). Но там, где у Полански была мистика, дьявол, сатанисты, заговор и паранойя, в картине Коппельман все гораздо страшнее: Джули боится только одного человека — самой себя. При просмотре фильма постоянно ждешь, что произойдет что-то плохое, и, чего уж лукавить, это неприятное ощущение держит зрительское внимание в тонусе все полтора часа. Коппельман удается довольно сложная штука: из набора бытовых, максимально приземленных, практически бессюжетных сцен выстроить целую историю. Во многом благодаря таланту Аманды Сейфрид, которая незаметно, но уже давно выросла в большую актрису, и рисункам ее героини Джулии, которые проливают свет на эту мрачную историю (как и анимационные вставки в финале). В общем, дисклеймер не врет: это кино способно погрузить в уныние. Но надежду дарит постскриптум: в 1995 году никто не знал, как бороться с послеродовой депрессией, а теперь знают.        

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Все

АбаканАбдулиноАбинскАбрамцевоАзовАксайАлатырьАлександровАлексинАлуштаАльметьевскАнадырьАнапаАнгарскАнжеро-СудженскАпатитыАпшеронскАрзамасАрмавирАртемАрхангельскАсбестАстраханьАхтубинскАчинскБалаковоБалахнаБалашихаБалашовБарнаулБатайскБелгородБеловоБелорецкБелореченскБелоярскийБердскБерезникиБижбулякБийскБиробиджанБирскБлаговещенскБлаговещенск РББлагодарныйБогородицкБольшой КаменьБорисоглебскБоровичиБратскБрянскБугульмаБугурусланБуденновскБузулукВалдайВеликие ЛукиВеликий НовгородВеликий УстюгВерхняя ПышмаВерхняя СалдаВидноеВизингаВичугаВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВолгодонскВолжскВолжскийВологдаВолоколамскВолховВольскВоронежВоскресенскВоткинскВсеволожскВыборгВыксаВышний ВолочекВязникиВязьмаГагаринГатчинаГеленджикГеоргиевскГлазовГорно-АлтайскГородецГрозныйГрязиГубкинГубкинскийГудермесГуковоГусевДаниловДедовскДербентДжанкойДзержинскДимитровградДмитровДолгопрудныйДомодедовоДонецкДонецк (РнД)ДубнаДудинкаДюртюлиЕвпаторияЕгорьевскЕйскЕкатеринбургЕлабугаЕлецЕлизовоЕнакиевоЕссентукиЖелезногорск (Красноярск)Железногорск (Курск)ЖигулевскЖуковкаЖуковскийЗаволжьеЗарайскЗаречный (Екатеринбург)Заречный (Пенза)ЗвенигородЗеленогорскЗеленогорск (Красноярск)ЗеленоградЗеленоградскЗимаЗлатоустИвановоИвантеевкаИжевскИзобильныйИноземцевоИнтаИрбитИркутскИскитимИстраИшимЙошкар-ОлаКазаньКалининградКалугаКаменкаКаменск-УральскийКамышинКандалакшаКанскКасимовКаспийскКачканарКемеровоКерчьКимрыКингисеппКинешмаКиреевскКиржачКиришиКировКирово-ЧепецкКисловодскКлинКлинцыКовровКовылкиноКогалымКозьмодемьянскКоломнаКолпашевоКолпиноКольчугиноКомсомольск-на-АмуреКонаковоКондровоКопейскКоролевКоряжмаКостромаКотельникиКотласКотовскКохмаКрасногорскКраснодарКрасное СелоКраснознаменскКрасноярскКронштадтКропоткинКрымскКстовоКубинкаКудымкарКузнецкКулебакиКумертауКунгурКурганКурганинскКурскКурчатовКушваКыштымЛабинскЛабытнангиЛеснойЛесной ГородокЛесосибирскЛикино-ДулевоЛипецкЛобняЛодейное ПолеЛомоносовЛугаЛуганскЛуховицыЛысковоЛысьваЛыткариноЛюберцыЛюдиновоМагаданМагнитогорскМайкопМарксМахачкалаМегионМедногорскМеждуреченскМиассМиллеровоМинеральные ВодыМичуринскМожайскМоздокМончегорскМосковскийМуравленкоМурманскМуромМценскМытищиНабережные ЧелныНазраньНальчикНаро-ФоминскНаходкаНевинномысскНефтекамскНефтеюганскНижневартовскНижнекамскНижнеудинскНижний НовгородНижний ТагилНовоалтайскНововоронежНовозыбковНовокузнецкНовокуйбышевскНовомосковскНовороссийскНовосергиевкаНовосибирскНовотроицкНовоуральскНовочебоксарскНовочеркасскНовошахтинскНовый УренгойНогинскНорильскНоябрьскНяганьОбнинскОдинцовоОзерскОзерыОктябрьскийОмскОмутнинскОрелОренбургОрехово-ЗуевоОрскОсташковПавловоПавловский ПосадПензаПервоуральскПереславль-ЗалесскийПермьПетергофПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПечораПионерскийПлесПодольскПолевскойПочепПриволжскийПриморско-АхтарскПрокопьевскПротвиноПсковПушкинПушкиноПятигорскРаменскоеРассказовоРевдаРежРеутовРжевРославльРостов ВеликийРостов-на-ДонуРубцовскРузаРузаевкаРыбинскРязаньСалаватСалехардСальскСамараСаранскСарапулСаратовСаровСаянскСветлогорскСевастопольСеверодвинскСевероморскСеверскСегежаСергиев ПосадСерпуховСестрорецкСибайСимферопольСлавянск-на-КубаниСмоленскСнежинскСоветскСоветская ГаваньСоколСолнечногорскСосновый БорСочиСпасск-ДальнийСтавропольСтарая РуссаСтарый ОсколСтерлитамакСтрежевойСтупиноСуздальСургутСызраньСыктывкарТаганрогТамбовТарусаТверьТейковоТемрюкТимашевскТихвинТобольскТольяттиТомскТоржокТосноТроицк (Челябинск)ТуапсеТуймазыТулаТюменьУгличУзловаяУлан-УдэУльяновскУрайУрюпинскУсинскУсолье-СибирскоеУссурийскУсть-ИлимскУсть-ЛабинскУфаУхтаУчалыФеодосияФрязиноХабаровскХанты-МансийскХимкиЧайковскийЧапаевскЧебаркульЧебоксарыЧелябинскЧереповецЧеркесскЧерняховскЧеховЧистопольЧитаШахтыШахуньяШуяЩекиноЩелковоЭлектрогорскЭлектростальЭлистаЭнгельсЭнемЮгорскЮжно-СахалинскЮжноуральскЯкутскЯлтаЯлуторовскЯрославльЯрцево