Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
5 октября 2020

ММКФ-2020: «Разрушительница системы» — немецкая драма про крушащую все вокруг себя девочку

Евгений Ткачёв
Продолжаем рассказывать про самые интересные фильмы 42-го Московского международного кинофестиваля. Во втором выпуске — выдвинутая от Германии на «Оскар» хардкорная социальная драма «Разрушительница системы» Норы Фингшайдт, которая никому не собирается делать приятно, даром что рассказывает она про трудного подростка.

Таких, как она, называют system crasher, «разрушительницей системы». Бенни (отличная Хелена Ценгель) всего 9 лет (окей, девять с половиной!), но она уже успела сменить кучу интернатов из-за своего девиантного, чаще даже агрессивного поведения. Ее боятся мальчишки, воспитатели и даже собственная мать. Девочка может спокойно дать в нос, не любит, когда прикасаются к ее лицу (детская травма) и когда ее называют полным именем Бернадетт, а от ее крика, кажется, способно треснуть стекло. Складывается впечатление, что уже ничто не способно изменить ее буйный нрав, но тут Бенни знакомится со школьным провожатым Михой (Альбрехт Шух), в прошлом тоже неблагополучным подростком, и между ними проскакивает искра понимания. Оторва находит в его лице друга, но не стоит надеяться на хеппи-энд, ведь это не голливудская сказочка, а суровая и бескомпромиссная немецкая драма, снятая как будто без кожи и на последнем издыхании.

В 2019 году «Разрушительница системы» была выдвинута от Германии на «Оскар», но у такого кино мало шансов на попадание в шорт-лист. Все дело в том, что фильм Норы Фингшайдт (получивший несколько второстепенных наград на Берлинале и приз Европейской киноакадемии за лучшую музыку) не утешает, а будоражит, не треплет по голове, а бьет в лицо — выводит из равновесия и зоны комфорта (в том числе за счет отличного саунд-дизайна), ставит неутешительный диагноз обществу и системе, а главная героиня (о, ужас!) не особо меняется на протяжении всей картины. Голливуд такое не любит. Он любит свет в конце тоннеля, чтобы где-то там маячил лучик надежды, а еще чтобы (по заветам Роберта Макки) в финале нас встречал обновленный герой или героиня. «Разрушительница системы» системно разрушает эти каноны классической драматургии, с особой жестокостью показывая все человеческие несовершенства: от матери, неспособной принять дочь, до неработающих социальных институтов, которые не понимают, что все, чего не хватает девочке, — это немного любви.

Однако это не означает, что картина состоит только из жести. Да, у Фингшайдт очень схожий творческий метод с Ксенией Зуевой, чья мелодрама «Вмешательство» недавно была показана на «Кинотавре». Суть этого метода заключается в том, чтобы ударить зрителя молотом по голове, а пока он очухивается — добить. Но в отличие от беспримесной жути «Вмешательства», в «Разрушительнице» есть ирония (пусть и злая), а еще лиричные сцены, мощно работающие на контрасте с бытовым ужасом. Казалось, кстати, что такие, снятые с надрывом и надломом, драмы остались в нулевых, но нет. Никто не забыт, ничто не забыто. И вот на сцене снова гадкий утенок, которому не суждено стать лебедем. Мятежная душа, которая просит бури, как будто в бурях есть покой.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все